Незавершенные этапы развития и их влияние на развитие человека

Автор статьи: Раиса Коваленко

 

Незавершенные этапы развития и их влияние на развитие человека

 Мне недавно задали вопрос, может ли ощущение внутренней неуверенности или незрелости смениться когда нибудь ощущением внутренней взрослости, и что для этого нужно? И может ли этот процесс ощутиться враз, как что то свершившееся?
Мне хотелось бы ответить, что во-первых это возможно, и требует завершения определенных психических процессов, которые были когда-то по каким то причинам незавершены в первичных отношениях и имеют сильно влияние на дальнейшую жизнь человека. А во вторых, что я тоже очень бы хотела верить в мифы и сказки, как нечто реальное, но понимаю что они все же иносказательный способ донести какую то идею, а опираться приходится на факты, реальность,собственный и клиентский опыт и исследования в этой теме А. Фрейда, Д. Винникота, Д. Боулби, М.Кляйн, Р. Фейрбрейна и др.

Процессы влияющие на формирование Эго и их влияние на развитие ребенка

Анна Фрейд одной из первых обратила внимание на роль Эго в развитии ребенка. Ее модель сконцентрированна на трех фундаментальных процессах, влияющих на созревание детского Эго:

- дифференциации

- интроекции

- интеграции

Дифференциация

Под дифференциацией подразумевается два тесно связанных значения:

- дифференциация себя от других людей, способность ощущать себя существующим и действующим самостоятельно от других других людей, осознание себя отличным от других

- дифференциация внутри самого себя: понимание собственных внутренних ощущений, мыслей, чувств, потребностей, способность к пониманию собственной противоречивости.

 Как формируется этот процесс? Новорожденный не наделен способностью что либо дифференцировать. Он не может почувствовать себя отдельным и не может отличить одно ощущение от другого. Есть мать, в чьи обязанности входит забота и удовлетворение переполняющих ребенка потребностей. Если она внимательна к ребенку и способна распознать его потребности, спокойно и адекватно на них реагирует, то ее реакции постепенно учат ребенка, что у беспокойства есть источник, и что самое важное есть кто то, кому можно доверять и кто придет на помощь.

 С момента появления речи, мать может задавать ребенку вопросы и определять причину беспокойства, таким образом у ребенка появляется понимание взаимосвязи между возникновением причин собственного напряжения и беспокойства и действиями матери, она помогает ему разобраться в собственных ощущениях. Если же мать постоянно неверно истолковывает причины беспокойства ребенка, то ему самому сложно понять, что  его беспокойство имеет различные источники, не говоря уже о неудовлетворенных потребностях, которые он и сам постепенно научается игнорировать.

 Первый этап развития до девяти месяцев называется симбиозом, характеризуется максимальной эмоциональной близостью между матерью и ребенком. Мать не воспринимается, как отдельный человек. Границы между Эго матери и ребенка не существует, чувства свободно перемещаются между ними.  Беспокойство и тревога матери передаются ребенку, который пока никак не может защититься от плохого настроения матери. И наоборот, если ребенок беспокоится, а мать может ответить на это спокойствием и заботой, ребенок успокаивается. В фазе симбиоза развивается привязанность к матери, от нее зависит будет ли сформировано у ребенка доверие к миру в целом и способен ли он будет к отношениям близости и привязанности.

 Следующая фаза развития — сепарация — индивидуация начинается с 9 месяцев и у нее есть три субфазы — изучение тела матери, восприятие ее, как отдельного человека. Вторая — "практикование", характеризуется развитием мышц, координацией движений, что позволяет ребенку сначала ползать, а потом ходить самостоятельно, изучать окружающий мир. Нужно сказать, что если эта фаза пройдена успешно и мать не сильно контролировала и ограничивала ребенка в его желании этих исследований, то он будет и в будущем полагаться на эти воспоминания и иметь способность полагаться на свою энергию, побуждающую его к исследованиям.

  Третья субфаза — «ужасные двухлетки» - называется фазой воссоединения. Эта фаза богата конфликтами, потому что ребенок осознает свою отдельность от матери, он нуждается в автономии, и возникает одновременно страх отделиться и страх потерять мать, что приводит к конфликтам. И следующая фаза начинается в возрасте 3-х лет и у нее нет конечной даты - достижение индивидуации и константности объектов. На этой стадии ребенок обретает способность интегрировать отдельные образы матери в один и осознать себя отдельным, отличным от матери. От этой фазы зависит способность испытывать различные чувства к одному и тому же человеку (например любовь и гнев) и оставаться с ним в отношениях, и способность действовать самостоятельно, иметь собственное мнение, сопротивляться влиянию кого бы то извне, если это наносит вред.

  Недостаток своевременной дифференциации приводит к тому, что в последствии такие люди нуждаются в слиянии с другими, чтобы почувствать себя целостно. Нормальное здоровое самосознание имеет крепкие границы, которые непросто сломать, лишенные в свое время эмоциональной поддержки и слабодифференцированные люди все время приглашают других людей «извне» зайти «вовнутрь» их пространства, чтобы обрести чувство целостности.

Какое поведение матери не способствует дифференциации ребенка?

 - Если мать использует ребенка, как свое нарциссическое расширение или пытается через него реализовать свои нереализованные мечты

-  Рождение ребенка есть ее попытка удовлетворение потребности быть любимой. Неустойчивое и неуверенное и подавляющее поведение матери, когда она встречается с негативными эмоциями ребенка в свой адрес

 - Цепляется за зависимость ребенка, как основу хрупкого осознания собственной значимости

- Слишком контролирует действия ребенка и не дает ему пробовать свой опыт, в том числе опыт собственных ошибок

- Не признает, что ребенок это не носитель родительских посланий и установок, а видит в нем отдельного человека, который может ощущать, чувстовать или думать совершенно по-другому

  Тогда естественное желание ребенка к автономии и отдельности встречается с сопротивлением матери и воспринимается им, как отказ в поддержке. Еще одно негативное последствие, вытекающее из неспособности матери дифференцироваться от ребенка выражается в его неспособности нормально и предсказуемо управлять своим поведением, контролировать и дисциплинировать себя самостоятельно. Потакая своим детям или выполняя все за своих детей, такие матери пытаются их контролировать и  наряду с этим часто компенсировать свое недополученное в собственном детстве удовольствие, но это имеет печальные последствия для взрослеющего ребенка.

Интроекция

 Интроекция является вторым основным процессом развития Эго. Она происходит с первых минут жизни и состоит в том, что ребенок впитывает позитивные или негативные воспоминания или образы, поведение от значимых взрослых. Позитивные воспоминания служат движущей силой, позволяющей ребенк эмоционально и физически отделяться от родителей, а во взрослом возрасте дающей человеку веру в свои силы.

 Эмоционально насыщенный ребенок, пользующийся всесторонней поддержкой родителей, хранит воспоминания о любящих родителях, которые заряжают его энергией для преодоления жизненных сложностей. Именно позитивные воспоминания о матери, собранные в единое целое во внутреннем мире ребенка, служат для замещения реального физического присутствия матери. И наоборот, те, дети которым не хватало материнской любви, участия, поддержки, не способны накопить достаточно позитивных воспоминаний о своих родителях, чтобы от них отделиться.

 Повзрослев такие люди будут цепляться за других людей, не особенно заботясь о человеческих качествах своих партнеров, потому что страх быть брошенными слишком велик. Существует огроная разница в том, чего могут достичь в жизни люди, имеющие к примеру одинаковый уровень интеллекта , но разную степень интроекции.

 Люди со слабой интроекцией тратят всю свою энергию на добывание когда то недополученной родительской любви и слишком озабочены мнением окружающих.

Интеграция

 Этот процесс начинается после этапа дифференциации, потому что требует понимание от человека своей отдельности до того, как он сможет соединять хорошие и плохие стороны в один целый образ.

  Что имеется в виду? Это понимание, что человек способен расстраивать или поощрять, оставаясь при этом одним и тем же человеком.

 Вначале Эго маленького ребенка воспринимает маму, которая доставляет удовольствие и маму, которая огорчает, как двух совершенно разных людей, не способен удержать одновременно в своем сознании оба этих ее образа. Процесс интеграции набирает силу с 3-4 лет. По сути, для развития ребенка необходимы и поддержка и фрустрация, правда не в равных пропорциях и важен выбор формы фрустрации. Поэтому во внутреннем психическом ребенка формируется два образа матери: хорошая /доставляющая удовольствие мать  и  плохая /расстраивающая мать или отвергающая мать.

 Если моментов, связанных с удовольствием, удовлетворением потребностей в заботе и любви, связанных с матерью, гораздо больше, чем негативных моментов, то слияние этих двух образов становится возможным в единое целое, потому что небольшой объем воспоминаний, когда мать расстраивала ребенка, оказывается не таким уж и пугающим для ребенка, чтобы этот образ мог стать целостным. Чтобы интеграция произошла, неприятных воспоминаний должно быть гораздо меньше, чем воспоминаний доставляющих удовольствие. Иначе слияние двух отдельных образов матери заставит ребенка столкнуться с неприятными воспоминаниями. Эго ребенка, по мере взросления, приобретает все более сложную структуру и готово принять не совсем идеальную мать, или накладывающую определенные ограничения.

 Интеграция предвещает установление здоровой зрелой амбивалентности. И она же не может произойти во внутреннем мире ребенка, лишенного заботы и уважения. Эмоционально обделенному ребенку контроль над своими воображаемыми и реальными потребностями дается с большим трудом. Большое давление накопившихся неудовлетворенных потребностей становится источником проблем с самоконтролем. У эмоционально обделенного ребенка нет достаточного количества воспоминаний о любви матери, на которые бы он мог опереться или которые бы могли подавить всплески ярости или гнева. Гнев рождается из за неспособности переживать неудовлетворенность любого рода, потому что внутренняя неудовлетворенность — это его постоянное состояние. Ребенок, который впитал в себя множество моментов о заботе, любви, успокоении может отсрочить немедленное удовлетворение своей потребности в удовольствии, справиться с возникающими негативными эмоциями, возникающими в связи с этим, сверившись со своими воспоминаниями о приятном или о том, как он получал успокоение, утешение или поддержку, когда был чем то расстроен. Он встраивает в свое внутренне психическое способность самому себя успокаивать, поддерживать, распознавать свои потребности, принимать неудачи, поощрять за успехи, чего не может делать эмоционально обделенный ребенок, потому что он не смог когда то интроецировать эти функции от матери. В то же время есть огромная потребность в получении этих функций от родителя, отделиться в такой ситуации от родителя бывает очень сложно. В последствии роль матери проецируется на другие объекты, с которыми складываются зависимые отношения и удаление от которых воспринимается, как сложно переносимое, ощущение себя пустым, нецелостным.

  Основные важные этапы процессы развития психического ребенка происходят в возрасте до 5 лет, и влияют  на дальнейшее поведение и отношения ребенка с родителями, окружающими, так и в будущем на возможность человека устанавливать отношения привязанности, понимать свою отдельность от других, опираться на себя, исследовать мир и достигать чего то действуя из своей энергии интереса, достигать успеха и присваивать себе достижения, переживать неудачи, быть в длительных отношениях, понимая свои амбивалентные чувства в отношении других и внутри себя.

 Поэтому, когда человек у которого на внешнем плане не получается что то из раза в раз, то ли это отношения, то ли его реализация в мире или установление безопасности или личных границ, приходит в терапию, терапевт четко понимая, какие из этапов раннего разивтия не завершены или нарушены, помогает  в терапевтических отношениях их допроживать и завершать.

 Процесс этот не быстрый, но он того стоит, потому что от завершения этих процессов, зависит функционирование личности в мире, способность к пониманию себя и других людей, появляется возможность уйти от зависимости к возможности выстраивать отношения взаимозависимости, признавая нуждаемость в других, но и свою отдельность, прийти к зрелой амбивалентности и в целом получать удовольствие от многих вещей, которые раньше были вне зоны внимания сознания человека, потому что его энергия расходовалась на процессы, которые им были не осознаваемы и незавершены.

Автор статьи: Коваленко Раиса - психолог, гештальттерапевт



Просмотров: 645
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Покинутость в отношениях матери и ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода
  • Переживания матери взрослеющего ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как матери принять особенного ребенка?
  • Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • Плач ребенка и реакция матери
  • Агрессия матери на своего ребенка
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Глаза матери - зеркало ребенка.
  • Проблема сохранения здоровья матери и ребенка
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Дочки-матери: как мама влияет на ребенка
  • Где и как найти радость матери ребенка-инвалида?
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Нарциссическая патология матери отвергающей своего ребенка.
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Саногенная рефлексия матери в структуре эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь