|
Развитие личности: от подростка до взрослого.Автор статьи: Ирина Куликова-Новаковская
Законы развития личности в онтогенезе показывают: человеческая жизнь - трудная школа, каждые несколько лет встают новые задачи, решая которые человеческое существо "выделывается" в Человека. И на это пути ему очень нужна подходящая среда (семейная и социальная), которая эти задачи ставит, а затем принимает и оценивает результаты. Ну, а главный результат - состоявшаяся или несостоявшаяся Жизнь, - будет виден по прошествии всех школ и университетов и прозвучит в душе как сигнал ("удалась"/"не удалась"). Путь же вверх по лестнице, - к вершине человечности, - никогда не заканчивается, ибо культура требует лишь еще большей культуры... Продолжаем про стадии развития личности. С 8-ми до 12 лет. Принцип ИЕРАРХИЗАЦИИ структуры. В этот период подросток осваивает навыки соподчинения мотивов для достижения цели, учится выстраивать структуры, иерархию, обучаться тому, как быть ситуативным лидером, подчинять и подчиняться. Теперь приходится освоить на практике умение избегать острую конкуренцию и жесткие формы контроля со стороны сверстников. В жизни школьного класса или двора период подростничества - это время формирования группировок: подростки сбиваются в стаи, пробуют силы в управлении. Часто это принимает достаточно жесткие формы. Иллюстрацией к данной стадии развития могут служить истории про Гарри Поттера. В них лейтмотивом звучит тема встраивания в иерархию, тема конкуренции. Оптимальная социальная среда для развития личности на данной стадии - лагеря и двор. Именно там - стихийно или управляемо (педагогами) - создаются ситуации, в которых нужно учиться быть лидером, доминировать и защищаться. Любимое занятие подростков - игры по правилам, соревнования ради первенства, с наградами и осанной победителям. Соперничество на стадионах, в групповых играх облегчает изживание напряжения, заложенного в отношениях "власть - подчинение", трансформирует в счастливом финале награждений иерархические отношения по принципу первенства - в отношения равноценности участников. Поэтому хорошо, когда наград много и в разных номинациях, - тогда нет места зависти и обидам. На данной стадии развиваются способности к самоутверждению, достижению цели за счет ума и моторики, а также сииуативная воля и настойчивость, самообладание, лидерство, основанное на конкретных навыках. Другая потребность психики в эти годы - любовь к порядку и систематизации. Прежде неорганизованный человечек начинает расставлять книжки на полках домашней библиотеки в соответствии с придуманной им самим системой, рисовать стрелки-указатели на даче, следить за расписаниями, наводит "официоз". В случае некорректно пройденной стадии у взрослого человека проявятся безволие, неумение быть лидером, неорганизованность, вместо инициативы - чувство вины. Стадия самоутверждения - одна из самых "привязчивых", - ее трудно преодолеть, признав в более старших возрастах главенство надличных сил, - того, что называется Богом, Космосом. Если к 40-ка годам человек все застревает на тенденциях самоутверждения, у него развивается паранойя (навязчивые идеи о своем превосходстве). С 13 до 15 лет. Принцип ДЕЯТЕЛЬНОСТИ субъекта в среде. Впервые на линии психического развития появляется стадия, в которой основным мотивом всех деятельностей становится... творчество. Встает вопрос о выборе предпочтительного типа деятельности, которая в будущем станет ведущей, превратится в увлечение, в Путь, в призвание, в профессию. Начинается поиск себя в предпочтительной деятельности. Подростка тянет заниматься отдельными видами творчества, он пробует проявить себя в результатах творческой деятельности (кружки, факультативы, конкурсы). А при совсем домашнем воспитании вы вдруг отмечаете, что волна повышенной физической активности предыдущего периода распространяется с физкультуры и спорта на интерес к прикладному творчеству: ваш ребенок превращается в портниху, кулинара, инженера, художника. Занятия по интересам могут сменять друг друга в непредсказуемой последовательности, идет активное освоение формы, цвета, фактуры.Комната превращается в мастерскую. Теперь - самое время дать несколько уроков композиции или проводить вечера, просматривая и обсуждая заснятый на камеру мобильного телефона фильм по написанному ребенком сценарию. "Розовые очки" на глазах и мечты о карьере актрисы или певца в этом возрасте лучше, чем полное отсутствие интересов! В идеале новыми психическими образованиями становятся высокая мотивация достижения результата, умение делать выбор, начинать и "истово" доводить начатое до конца, вести поисковую деятельность и творить. Словом, - "бороться, искать, найти и не сдаваться". Главным новообразованием психики становится креативность, способность к творению новых форм, наметки которой впервые проявлялись на второй стадии развития (в том возрасте ребенок впервые начинает рисовать). Часто полагают, что креативность врождена, однако, это не так. Врождена гениальность, одаренность способностью творить уникальное в той или иной сфере (свойство индивидуальности), к формотворчеству же в принципе способен любой здоровый человек, при условии правильного воспитания. На данной стадии у подростка могут быть развиты следующие способности: способность рисковать (действовать без гарантии результата), дивергентность мышления (способность генерировать различные варианты поведения, решений), гибкость в мышлении, терпимость к неоднозначным, недооформленным идеям, способность порождать оригинальные идеи, высокие эстетические ценности, способность оформлять результаты творчества в законченный продукт. Данные способности развиваются в условиях отсутствия критики и организации игр, в которых указанные способности поощряются. (Система ЕГЭ стимулирует вместо дивергентного, разнообразного, конвергентное, единообразное, мышление, поэтому уж лучше уравновесить школьное образование творческими занятиями). Адекватной средой становится такая среда, в которой подросток учится ставить и достигать цели, получает одобрение на испробование своих задатков и развитие способностей в различных увлечениях, на риск, на творческий поиск. В случае некорректно пройденной стадии позднее отмечаются слабое знание своих задатков и способностей, боязнь неудачи, непоследовательность.
С 16 до 17 лет. Принцип построения ДУХОВНОГО ЦЕНТРА. Появление ценностного сознания как основы НРАВСТВЕННОСТИ. В этом возрасте мир часто видится взрослеюшему человеку в серых красках: юноша или девушка стремится уйти в себя, замкнуться, чтобы сформировать собственную систему ценностей, на основе которой будут в дальнейшем совершаться нравственные и социальные выборы. Идет обретение внутреннего стержня личности. Ключевыми психическими новообразованиями теперь будут интеллект, честь, построенная картина будущего, спроектированный в основных чертах жизненный путь. Инструментами в личностном развитии становятся уединенное место (своя комната), глубокое самопознание, интимное (душа в душу) общение со сверстниками (группы встреч, тренинги) для прояснения своих человеческих качеств, индивидуальных ценностных предпочтений, произведения литературы и искусства, общение со значимым наставником. Ну, и конечно, гуманитаристика, например - уроки литературы, в их классическом понимании, с обсуждением социально-исторического контекста и нравственных позиций главных героев. О непройденности стадии в будущем просигналят возможные безволие, несамостоятельность в суждениях и поступках, отсутствие нравственного стержня, отсутствие интереса к внутреннему миру у себя и у других, склонность полагать, что главное - то, что снаружи, а то, что внутри - не существует или несущественно. С 18 до примерно 28 лет длится стадия, основным принципом которой является ГАРМОНИЯ взаимодействия субъекта со средой. Взрослый человек привыкает брать на себя ответственность за реалищацию спроектированного ранее жизненного пути, за самореализацию в профессиональной и семейной деятельностях. Решаются задачи выбора брачного партнера, совершенствования в профессиональной деятельности или обыденного зарабатывания на жизнь и заботу о семье. Психическими новообразованиями становится ВОЛЯ, особый "хитрый" орган поддержания целостности личности, которая должна "собираться снова и снова", завоевываться на острие активности в деятельностях. Назначение воли - бороться с борьбой мотивов, воплощать идеальный замысел в условиях жизненного творчества, которое все время осложняется как внутренними колебаниями в моменты выборов и принятия решений *, так и внешними препятствиями. Другие задачи, в решении которых ведущую роль в качестве инструмента жизнепостроения является воля, - это "согласование времен" ("я - прошлый" и "я - настоящий" , "я - настоящая" и "я - будущая" ), решение вопросов, связанных со срочностью выполнения действий, проблема цейтнота и, в конце концов, проблема конечности человеческго существования. Волевые решения приводят к периодическим "сбрасываниям с себя груза личной биографии", к "прополке сорняков" (отказу от неоправдавших себя ожиданий, мотивов, отношений, векторов деятельностей) с вполне конкретными практическими мероприятиями ("оргвыводами"): поменять круг знакомых, место жительства или труда, завести хобби, больше времени проводить с семьей, детьми, и т. д. В условиях достаточно напряженной жизни становится актуальным освоение приемов саморегуляции и поддержания здоровья, настроения и самочувствия, коммуникативные приемы налаживания и поддержания гармоничных дистантных отношений с другими. Как сигнал о некорректно пройденных ранее стадиях развития прозвучат первые нотки сбоев в здоровье, поскольку данная и последующая стадии развития личности характеризуются высокой нагрузкой на психику и тело ("все время работать надо" - и дома, и в семье). Обозначенные возрастные границы стадий личностного развития характерны для предыдущих этапов человеческой истории, когда человек жил меньше, раньше включаясь в социально-значимую деятельность (Александр Македонский к 28 годам завоевал полсвета), в нынешнее время люди созревают позднее. Так, формирование рефлексивного слоя сознания, по моим наблюдениям студентов вузов, происходит гораздо позже 20-ти летнего рубежа, позже достигается и глубокое самопознание и накопление материальных ресурсов для совершения независимого от гнета материальных обстоятельств выбора. Все это приводит к необходимости корректирования повторного выбора профессии уже "в пути. Позже закладываются и семьи. В случае же социальных катаклизмов успешное разрешение специфических возрастных задач вообще ставится под вопрос. *-выборы могут касаться аспектов среды (где?), деятельностей (что делать?), стратегии (как?), ценностного обоснования (ради чего?),идентичности (кто я? - в данном контексте, в данной роли), миссии (значение в мире).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|