|
Юнгианская типология личности. Архетипический аспект функций психики.Автор статьи: Зибер Анна Эдуардовна
Архетипический аспект функций психики 1 функция (Герой/Героиня). Это функция Эго, функция, осуществляемая во внешнем мире, это то, что ведет человека по жизни. Архетип Героя у экстраверта будет виден сразу, а у интроверта чаще всего подделывается под Персону, которую он вырабатывает, чтобы общаться с внешним миром. Но истинная 1 функция у интровертов более истинна, нежели у экстравертов, так как не смешивается с Персоной. Человека со стороны проще понять, с близкими людьми все гораздо сложнее: мир становится субъективным и сложно делать выводы. Героическая функция все время находится в развитии, так как она все время находится в сознательном компоненте психики. 1 функция – это та часть мозга, которая быстрее и легче всего развивается, и пределов ее совершенствованию нет. Однако Герою не всегда удается выйти на 1 путь, потому что окружение (семья) навязывает ему развитие того, что удобно окружению. Ребенок начинает развивать запрошенную функцию, но ему никогда не удастся развить ее до максимума, всегда будет присутствовать фрустрация, так как ребенок чувствует, что есть предел в развитии «неродной» функции, потому что она навязана окружением, семьей. Чувствовать – не значит понимать и ребенок не понимает, что именно его фрустрирует, на этой почве возникают различные психологические, психические и соматические нарушения. В результате навязанная функция останется в детском, недоразвитом состоянии и настоящая также развиваться не будет. На фоне всего этого возникает лже-Эго, лже-путь, конфликт со своим внутренним миром, невроз, или состояние «я выживаю в социуме или остаюсь самим собой. В терапии хорошим результатом будет нахождение настоящей героической функции и адаптация ее на нужный уровень. Задачей в данном случае типологического анализа определение истинной героической функции и всяческое ее развитие и поддержка. Чаще всего лже-героическая функция бывает 3, т.е. детской. Любое нарциссическое нарушение или расстройство имеет свои корни именно здесь. Именно таким образом вырастают «Питеры Пены», не желающие взрослеть. Кроме нарциссических нарушений и расстройств подмена истинной функции практически всегда влечет за собой невроз. Важный момент: в анализе важно найти героя, а не персону, развивать и поддерживать его. 2 функция (Хороший родитель/родители). Для функционирования Героя важен хороший родитель и его поддержка. Чаще всего Герой сходит со сцены, устает, потому что нет родительской поддержки. Именно поэтому важно развивать 2 функцию, чтобы во время оказать герою ту помощь и поддержку, которую могут дать только хорошие родители. Герой уходит в том случае, когда реальные родители не смогли развить в ребенке необходимые героические качества. В этой ситуации терапевту нужно стать для пациента хорошим родителем, чтобы в дальнейшем дать возможность индивиду выстраивать хорошего родителя внутри себя и, как следствие воспитание и возрождение героя. Хорошие родители отсутствуют и тогда, когда происходит ротация и человек в качестве ведущей функции использует третью. Однако как понять, что ротация эта свершилась и нужно возвращать пациента на круги своя: искать героя и находить ему место в жизненном пространстве пациента? Если человек в анализе рассказывает о мыслительных и интуитивных проектах, а сам явственно относится к чувствующему или ощущающему типу – то перед нами ротация. Событийный ряд вроде бы показывает наличие мыслительной или интуитивной функции, а внутренний образ раскрывается в сторону ощущения или чувства, - то перед нами ротация. 3 функция (Внутренний ребенок). Эта функция – источник неиссякаемого творчества. Множество идей приходит в голову именно внутреннему ребенку. Эта функция – враг устойчивой жизни, это спонтанность. На первое место эта функция может выйти только тогда, когда герой истощен, а родитель недостаточно хорош, чтобы питать и поддерживать его. Где 3 функция – там инновации, новое входит в нашу жизнь только через эту функцию. Очень важно, чтобы эта функция приходила в нашу жизнь иногда, но с завидной регулярностью, чтобы изменить привычный образ жизни, чтобы внести новый вкус в устойчивость. Даже если человек не является художником, позволяет себе что-то, где-то порисовать, в это время 1 и 2 функции отдыхают, набираются сил и принимаются за дело с новой энергией. Главная идея этой функции – перестроить жизнь, внести в нее спонтанность, дух авантюризма. Она достаточно не предсказуема, не всегда понятно, что в следующий момент может выкинуть, поэтому задача 1 и 2 функций ее ограничить, не оставлять без присмотра. Это ребенок, который не знает правил и может совершить открытие, но может также и спалить дом. Но если этот ребенок проникает в сознание, то привносит в жизнь что-то новое, свежее. Важна не только ограничительная роль 1 и 2 функций, но и их гибкое умение во время затормозить, от чего-то отказаться, чтобы 3 функция смогла реализовать свои начинания. В случае, когда мы говорим о ведущей ощущающей, то отказ, главным образом должен произойти от какой-то рациональной функции и от интуиции, чтобы открыть двери чему-то новому. 4 функция (Анима/Анимус). Это та функция, которая устанавливает мост между сознательным и бессознательным. Она часто проецируется на людей противоположного пола, но не всегда Анима/Анимус могут выражаться в высших целях, ценностях, идеалах по жизни. Они могут быть конкретными и абстрактными. Если 4 функция выходит в сознание – может возникнуть псевдопсихотический приступ и если не удается загнать ее обратно, то человек дает манифест и наступает психоз. Человек, функционирующий на 4 функции, выглядит неадекватно, потому что ту энергия, которая связана с Анимой/Анимусом, человек никогда не умел и не учился контролировать. При этом мозг расходует колоссальное количество энергии: работает 1-я функция - тратиться 20% кислорода, поступаемого в мозг, работает 4-я – тратиться 80%. Исследуя А/А можно аккуратно соприкасаться со своей психотической частью, осторожно изучать, зная свою 4 функцию. Быть в контакте с ней – хорошо, пользоваться ею для контакта с окружающим – неприемлемо, психоз. Теневые архетипы 5 функция (Тень героя). Это та функция, которая бросает вызов герою и тому чем он живет, его ценностям. Это оппозиционный жизненный сценарий, антигерой для человека. Он предлагает отказаться от игры, борьбы, он нашептывает на ухо: «Оно тебе надо, будь как все, не высовывайся, сиди тихо; умный в гору не пойдет». Он пассивно-агрессивный, подозрительный, часто проецируется на людей противоположного пола. У слабого мужчины будет доминантная женщина и наоборот. У этой функции есть одна положительная сторона: когда она появилась в голове, это значит, что герою нужен отдых, или родительская функция плохо работает. 6 функция (Ведьма или Сенокс). Это плохие ипостаси хороших родителей, матери и отца. Во фрейдистской психологии – это негативное супер-эго, злобный старец и/или ведьма. Это та ситуация, когда человек тонет в непрерывной критике себя, «ест себя поедом», активизируется в депрессивном состоянии. При этом голос этой функции иногда говорит правду, иногда его нужно послушать. Пример плохой родительницы – Фрекен Бок из «Малыш и Карлсон». Как правило, эта функция проецируется на плохое государство. Вместо того чтобы решать личные проблемы, начинает бороться с ними. Все вокруг плохие и точка. 7 функция (Трикстер). Это многочисленные примеры клоунов, шутов, «Карлсонов». Это тот персонаж внутри человека, который любит ставить его в неудобное, неловкое положение (в особенности, если он I); если он E, то этот внутренний провокатор ставит в неудобное положение окружающих. Это тот персонаж, который любит давать двойные послания, создавая амбивалентную ситуацию, которая приводит к внутриличностному конфликту. Он форсирует человека идти по неверному пути, часто объединяется в пару с Малышом, вечным ребенком. Если они объединили свои действия, могут так голову человеку заморочить, что тот натворит таких дел, на которые не способен был даже в сильнейшем алкогольном опьянении. В этой трикстерной функции очень много энергии: можно подпитаться, а можно захлебнуться, главное вовремя успеть сбежать. 8 функция (Демон или Дьяволица). Эта функция представляет собой внутренний источник зла и разрушения. Большевистская песня «Мы весь мир разрушим до основанья, а затем…» навеяна именно этим источником внутри человека. Здесь уместно говорить про черную (негативную) самость, это про черные мысли, фантазии, которые дико пугают, это замороженная агрессия, это процесс энантиодромии. Энантиодромия – это процесс долгого пути к черному, в черное, как вдруг приходишь к белому, в белое, - происходит резкий переход, скачок и его очень сложно отследить, поймать и прочувствовать. Долго-долго человек спускается на дно зла, а выходит в святость. Если этой функции сопутствуют сны, то это, как правило кошмары, которые настолько страшны, что даже не запоминаются. Однако идя к источнику зла – можешь оказаться у источника добра, постепенно продвигаясь к 8-ой функции – выскакиваешь к первой. В анализе постепенно исследуются все функции и, дойдя с пациентом до демона, выходишь на героя. доцент, к.м.н, врач-психиатр, психотерапевт, сексопатолог, аналитический и клинический психолог Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|