Юнгианский анализ. Подчиненная функция.

О юнгианской типологии личности  и важности выявления подчиненной функции сознания можно ознакомиться в статье

«Юнгианская типология. В чем ваша сила?»

А мы продолжаем.  Понимание своей ведущей функции дает нам инструмент к индивидуации – обретению целостности. Не следует путать целостность  с саморазвитием.  Индивидуация предполагает целостность,  то есть, ассимиляцию всех функций, включая подчиненную, на некоем «срединном пути».

Важным в жизни человека является момент, описанный М.Л. Фон Франц следующим образом:

«Когда приходит время для развития других функций, наблюдается два взаимосвязанных явления: ведущая функция  угасает, как старая машина,  и эго устает от нее, ведь все, что вы делаете  слишком хорошо, быстро приедается.  Тогда подчиненная функция, вместо того, чтобы проявляться в собственной области, начинает завоевывать  ведущую функцию, придавая ей невротические черты,  и уменьшает ее способность к адаптации. В результате появляется невротическая смесь – мыслительный тип, разучившийся думать, или чувствующий тип, переставший проявлять дружелюбие. Существует такая промежуточная стадия, в которой люди ни рыба, ни мясо! Прежде они были хорошими мыслителями, но больше не могут мыслить по старому, и пока еще не достигли нового уровня. Поэтому  очень важно знать свой тип, и всегда сознавать, что именно происходит с вашим бессознательным, иначе вам могут нанести удар в спину».

Находясь в состоянии внутреннего конфликта, когда все мысли о том, что жизнь не удалась ни разу, и смысла нет, и будущее кажется зловещим, подумайте, что может быть ваша жизненная ситуация – закономерный путь развития, или вас настиг прорыв подчиненной функции в сознание. Понимание причин своего состояния – уже половина дела. Что же такое подчиненная функция?

Поведение и проявление подчиненной функции можно понять,  обратившись к сюжетам волшебных сказок, в которых есть царь и три сына.  «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший – вовсе был дурак» [Ершов]. Как мы видим, в этой структуре  прослеживается число три и число четыре, столь важные для К.Г. Юнга.   При этом, отличным  элементом  от трех одинаковых может быть как царь (отец), так и младший сын, являющийся дураком и воплощающий эту легендарную подчиненную функцию, связанную с  бессознательным. 

Царь дает сыновьям задание, двое старших во всех сказках отступают,  и только младший сын выполняет задание и становится наследником престола. Именно его образ может отражать общее поведение подчиненной функции.  Иван-Дурак символизирует нелепую и неприспособленную часть психики. Он - простофиля, и в то же время, именно он обладает ключом к  целостности личности, поскольку только он представляет ее бессознательную часть.

«Можно сказать, что подчиненная функция стоит мост  к бессознательному. Она всегда тяготеет к бессознательному и миру символов» М.Л. Фон Франц.

Другой особенностью подчиненной функции является  ее медлительность по сравнению с ведущей.  Люди не любят работать с ней. Например, мыслительному типу может потребоваться около часа, чтобы поразмышлять о том, испытывают ли они какие-нибудь чувства относительно чего- либо и какие именно чувства.  При этом подчиненная функция мыслителя – чувство является очень ранимой, как и любая другая починенная функция у человека другого  психологического типа. Важно эту функцию выявить, потому что критику в сторону подчиненной функции не потерпит ни один человек. Простое высказывание критического мнения может вызвать его бешенство и отношения будут безнадежно испорчены.  Все болезненные места человека обычно,  так или иначе,  связаны с подчиненной функцией.  

Еще одна ее особенность    - это невероятный заряд эмоций, связанный с ее проявлением.  При попадании замечания или другого  воздействия в сферу подчиненной функции люди начинают проявлять повышенную эмоциональность, часто в негативном ключе.

Как вычислить свою подчиненную функцию? Логика подсказывает, что она прямо противоположна ведущей. Вот только ведущую функцию вычислить довольно сложно, поскольку, если человек работает над развитием одной из подчиненных функций, именно ее в данный период жизни он и считает ведущей.

Очень трудно определить тип личности именно в  то время, когда люди уже достигли пресыщения своей ведущей функцией и своими установками. В этом случае явный экстраверт  искренне считает себя интровертированной личностью и наоборот. Подчиненная функция начинает чувствовать себя ведущей.  Человек чувствует, что именно его подчиненная функция является определяющей в его жизни.

Определяя свой тип личности, разумнее спросить себя не о том, что вы считаете главным в вашей жизни, а о том, чем вы обычно занимаетесь чаще всего.  Это и будет иллюстрацией вашей ведущей функции. А также понять, что для вас являлось бы самым большим несчастьем. Какая область жизни доставляет страдания, где вы чувствуете, что «бьетесь головой о стенку». Это поможет понять суть вашей подчиненной функции.

Раз она (четвертая функция) рвется в сознание, логично опять же предположить, что следует ее быстренько интегрировать и наслаждаться всей совокупностью функций. 

Однако, юнгианские аналитики считают, что нельзя развить четвертую функцию настолько, чтобы включить ее в область сознания. Понять это утверждение поможет аналогия со слишком большой рыбиной, выуженной из глубин моря. Попытки затащить ее в лодку (сознание), которая  слишком мала, обречены на неудачу и кораблекрушение. Взаимодействовать с  подчиненной функцией можно лишь на ее территории – в глубоком море бессознательного.

Для того, чтобы «рыба затащила вас  в воду», следует «принести в жертву» ведущую функцию, то есть отказаться от части ее «плюшек».  Это крупный личностный конфликт, который не каждому по плечу! Однако, при этом добровольном  частичном отказе от использования ведущей функции  происходит   к переход на промежуточный уровень, срединный путь, где все, что на нем находится, не является больше ни мышлением, ни чувством, ни интуицией, не ощущением.

«Появляется новое, совершенно отличающееся от предыдущего отношение к жизни, при котором человек использует все функции, и н одну из них постоянно». М.Л. Фон Франц.

Этот переход возможен в основном, уже после середины жизни.

Понять или представить себе, что означает обретение целостности,  нам поможет образ дзен-буддиста, который находится в состоянии осознанности.

Методом, позволяющим интегрировать четвертую функцию, является метод активного воображения. Им владеют юнгианские аналитики.



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • Люди-функции и люди-аргументы или «Уравнение жизни»
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Люди-объекты, люди-функции, люди-личности
  • Миф о сказочной любви Начальника и Подчиненной
  • Терапевтические функции и их прототипы в жизни: интерпретация
  • Терапевтические функции и их прототипы в жизни: контейнирование
  • Терапевтические функции и их прототипы в жизни: альянс
  • Терапевтические функции и их прототипы в жизни: холдинг
  • Функции семьи и их воплощение в реальной жизни. Чем семья хороша?
  • Сознание, подсознание, бессознательное. «Структура» и функции.
  • Люди-функции или мир глазами современного подростка.
  • Юнгианская типология личности. Функция "Чувство"
  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Личность, ее строение, функции и значение для Человека.
  • Человек-функция
  • Юнгианская типология личности. Функция "Мышление".
  • Юнгианская типология личности. Функция "Ощущение"
  • Юнгианская типология личности. Функция "Интуиция".
  • О двойственности, ведущей к целостности.
  • Функции эмоций о которых вы не знали
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Образ и функции современного эффективного руководителя
  • Снимите с себя функции Бога...
  • Анализ своей работы, как ведущей семинара в новой для себя тематике.
  • Роль креативной функции сознания в реализации жизненных ценностей
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Четыре функции заботы
  • Психологические границы. Часть 3. Функции границ. Как они влияют на нашу жизнь?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь