|
Роль креативной функции сознания в реализации жизненных ценностейАвтор статьи: Смирнова Светлана Евгеньевна
«Роль креативной функции сознания в реализации жизненных ценностей»
Люди постоянно стремятся расширять и вносить разнообразие в среду своего обитания, при чём всех сфер жизни. Важно отметить, что в этом выражается не только стремление к более благоприятным условиям бытия, но и проявляется человеческая любознательность и познание себя в окружающем пространстве жизненных сценариев. Подлесных В.А. пишет: «Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами человеческой психики» [4]. Какова же роль креативной функции в реализации жизненных ценностей человека? Анализируя этот вопрос начну с того, что креативное и творческое начало активно проявляет свое выражение в науке, искусстве, инновационных технических сферах, и конечно же в бизнес-среде и т.д. Все основные достижения людей, преобразующие мир человеческой жизни, есть результат их креативности, активной реализации творческого потенциала, приложенного к определённой сфере деятельности. В современном мире представляет интерес взгляд на мировоззрение через креативный (творческий) аспект, который проявляется во всех сферах жизни и характеризуется созидательной направленностью деятельности современного человека, вне зависимости от среды обитания. Изучение сознания в аспекте роли креативной функции личности в части реализации жизненных ценностей, является конечно же, актуальной темой в психогенезе человека. Это объясняется тем, что данный феномен важен:
Суть креативной функции - преобразование и освоение мира человеком в среде его обитания осознанно. Креативное мышление можно охарактеризовать - как способность к нешаблонному анализу, преодолению стереотипов, установлено разнообразных связей между объектами и их свойствами, к обобщению явлений, не связанных между собой очевидной связью.Креативность проявляется практически во всех психических процессах человека, в его чувствах и ощущениях. Креативность и творческий взгляд характеризует личность в целом, отдельные ее стороны, продукты деятельности или процесс их создания. В чувствах креативность проявляется в утончённости и тонкости, а также широкой и разнообразной гамме переживаний, в высоком уровне развития интеллектуальных эмоций, возникающих у человека в процессах мышления и воображения. Кант И. рассматривал творчество как предметно-преобразовательную деятельность, которая изменяет мир и создает новый [1]. Анализ многогранных проявлений креативности в самых разных сферах и сторонах личности позволяет определить ее сущность, которая состоит в ярко выраженной индивидуальности человека, в отходе от стереотипных форм поведения, в желании и готовности всегда идти своим путем. Самоактуализирующаяся личность проявляет интегрированность, становится более открытой опыту, спонтанной и независимой от низших потребностей, раскрывает свои возможности, как считал А. Маслоу [2]. К. Роджерс создал концепцию актуализирующейся тенденции, в которую входят не только мотивация, потребности, редукция напряжения, но и креативность, как поиск тенденций к удовольствию [3]. Самые лучшие условия жизни человека создаются из-за полного функционирования личности, а именно, когда личность легко и свободно выражает свои чувства, креативно выражает жизненные сценарии, эмоционально независима, т.е. можно констатировать, что проживает жизнь, которая является позитивным и созидательным процессом, направлением, а не местом назначения. Неприспособленный человек представляет себя, как защищающийся, суетливо поддерживающий свою жизнь, а не улучшающий, живущий по плану, манипулируемый, зависимый конформист с отсутствием креативности, противопоставляется полностью реализующей себя личности, эмоционально свободной, и активно и позитивно открытой новому опыту, и разнообразному творчеству сфер своей жизни. Креативность выступает как важная характеристика самоактуализации, как качество, которое может быть применено к любой решаемой жизненной задаче. Понятие творческого креативного человека, чаще именно это диктует современная действительность и понятие эмоционально здоровой, полностью человечной личности очень рядом и можно рассматривать, как одно и то же. Креативность зависит от интегрированности человеческой личности и способности разглядеть, услышать или почувствовать, то, чему не были научены или не проживали в жизненном опыте. Жизнь человека полна задач, которые приходиться решать своевременно и очень оперативно. Соответственно креативность помогает решать возникшие задачи творчески и разнообразно. Да и сама креативность делает жизнь человека разнообразной и тем самым помогает найти пути самореализации. Очень актуальна роль креативной функции в бизнес-среде в части решения управленческих задач. Умение найти необычный ход, необычную мотивацию, инновационное решение – всё это способствует наилучшему ведению бизнеса. Креативная функция современного человека можно развивать и совершенствовать, но для этого необходимо прикладывать желание учиться и учить, в частности ориентируясь на андрагогический подход. Абрахам Маслоу считал, что креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем людям, но теряемая под воздействием среды. Так же на сегодняшний день существуют методы и методики по развитию креативности. Так, например, Генрих Альтшуллер видел в креативности «вдохновение по заказу». Разработанные им методы, входящие в систему ТРИЗ, завоевали большое количество последователей. Приведу несколько методов, которые будут способствовать генерации нужной креативно мысли, а далее и эффективного действия. 1.Метод гирлянд ассоциаций и метафор - эвристический метод творчества, представляющий собой развитие. Включает следующие процедуры: 1) определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов (например, стол - бюро - парта - ...); 2) выбор случайных существительных, при помощи которых генерируется гирлянда случайных существительных (например, карандаш - стул - ...); 3) комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (например, стол как карандаш - стол в виде стула - ...); 4) составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных. Эти списки являются гирляндами признаков (например, карандаш: деревянный - автоматический - ...; стул: ...); 5) комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи для решения проблемы (например, стол - деревянный (в виде дерева); 6) генерирование гирлянд свободных ассоциаций. Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Количество гирлянд свободных ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопроса «О чем напоминает слово...?». Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, который является исходным для повторной постановки вопроса (например, «О чем напоминает слово «зеленый»? - О «траве»; «О чем... «трава»? - О «поле»; «О чем... «поле»? - О «холоде» и т.д.). Такая гирлянда ассоциаций будет содержать: трава-поле - холод...; 7) комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи решения проблемы; 8) оценка необходимости продолжения ассоциаций, основанная на анализе всех полученных в пп. 1-7 идей и определении их достаточности. В последнем случае осуществляется переход к п. 9, иначе с исходным началом элементов свободных ассоциаций генерируются (посредством свободных ассоциаций) вторичные гирлянды, элементы которых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи; 9) оценка и выбор рациональных идей. Рекомендуется проводить при помощи классификации всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полу рациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полу рациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей; - выбор оптимального варианта. Этап, выполняемый при помощи некоторого метода оптимизации, например, экспертных оценок. В ассоциативных методиках все, кажется, построено на интуиции. Но для креативного человека это сознательная методика, следуя которой, нужно заставлять себя читать классику и современные бестселлеры, модные периодические издания, смотреть новости и блокбастеры. То есть креативному человеку необходимо быть в курсе последних новостей, значимых событий в разных областях жизни. 2.Метод мозгового штурма (автор: Алекс Осборн (США) в 40-х гг. XX в.) – один из самых распространённых и используемых методов в бизнес-среде. Основные идеи: коллективный поиск идей, разделение процессов генерации и критики во времени и участников соответственно на генераторов и критиков. В процессе генерирования высказываемые идеи развиваются и модифицируются далекими ассоциациями и аналогиями. Оптимальными считаются группы в 5-10 человек. Считается за норму, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей. Цель - выработка максимального количества разнообразных идей. Не следует бояться фантастических идей: их легче «приручить», чем придумать. Нужно стремиться придумать как можно большее количество идей. Чем больше идей, тем больше вероятность успеха. Как происходит работа в этом методе: несколько человек предлагают свои идеи и соображения по определённой проблеме. Обязательными условиями проведения мозгового штурма является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (модератором) должен быть специалист предметной сферы решаемых задач.
3.Теневая мозговая атака: разновидность мозгового штурма, ориентированная преимущественно на обучение и тренинг творческих способностей. Теневая мозговая атака позволяет вовлечь в процесс коллективного творчества всех участников процесса без ограничений. Во время проведения теневой мозговой атаки в аудитории формируется группа активных генераторов идей из 5-7 человек, которая работает по правилам обычного мозгового штурма. Из остальных участников учебного процесса формируется одна или несколько групп «теневого кабинета» (между ними может быть организовано соревнование). Генераторы «теневого кабинета» следят за ходом работы активных генераторов, фиксируя выдвигаемые ими идеи и решения, но не высказывая своих предложений вслух. 4.Метод фокальных объектов (Автор Ф. Кунце, Германия, 1926 г.) – заключается в метод поиска новых идей путем присоединения к заданной теме свойств или признаков случайных объектов. Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций. Суть данного метода заключается в следующем: попытаться сочетать самые невероятные характеристики с объектом и дальнейшем их додумыванием до состояния реальности.
5.Метод синектики (автор: У. Гордон, США, 1952 г.) - данный метод базируется на свойстве нашего мозга устанавливать ассоциативные связи. Рассматриваются четыре вида аналогий: прямая, символическая, фантастическая и личная. Аналогия является одним из самых универсальных эвристических приемов для решения творческих задач. Аналогия может быть выявлена сознательно, целенаправленно или случайно, без участия сознания (по ассоциации). Возможны различные характер и виды аналогий между объектами (явлениями, процессами): материальная; символическая (графическая); словесная (аллегория, метафора, метонимия, синекдоха, синоним и др.); прямая или отдаленная; аналогия по форме, структуре, функции объекта и др. Метод основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т.е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т.п. может вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятий и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые, в свою очередь, стимулируют творческие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие:
На начальном этапе метода синектики аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Необходимо отказываться от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели. В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей. Основной недостаток метода состоит в том, что зачастую для успешного использования аналогий требуется специальная подготовка (в области решения тематических задач предметной сферы), а также сиюминутная склонность человека к фантазии и образному мышлению. Подводя итог можно констатировать, что креативность – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в обыденных и в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего внутреннего мира и своего опыта. Современный психолог Чиксентмихайи М. пишет: «…Добиться большей мощи креативности проще, если изменить окружающую среду, вместо того чтобы побуждать людей мыслить более творчески. Истинная победа креативности почти никогда не является результатом неожиданного озарения, вспыхнувшего вдруг, словно лампочка в темноте. Напротив, за этой победой обычно стоят годы упорного труда. Креативность – главный источник смысла жизни» [5]. Поддерживаю данное заключение. Человек, целенаправленно развивающий свою креативность, постоянно творчески растёт и чаще достигает эффективных результатов. В сфере бизнес-среды сегодня необходимо искать нестандартные решения - и в стратегических задачах компании, и в новых вариантах продвижения продукта, и в управлении творческим процессом своих сотрудников. Необходимо - потому, что современная жизнь диктует свои правила - и необходимо либо развивать творческое мышление, либо все время бежать и догонять своих креативных конкурентов.
Глоссарий: Андрагогический подход - андрагогика (от гр. «aner, andros» -взрослый мужчина, зрелый муж + «ago» – веду, вести «ведение взрослого человека»): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни. Андрагогику следует понимать, как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. Как известно, часть людей реализуется в молодом возрасте. Современный ритм и инновационные технологии позволяют раскрываться человеку на протяжении всей жизни. Учитывая психологические особенности, часть людей раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика способствует раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые способности в зрелом возрасте в новом формате. Можно отметить, что Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: от лат. «non scholae, sed vitae discimus» - «Учимся не для школы, а для жизни». Креативность – (англ. create - создавать, creative - созидательный, творческий) - творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Синектика (англ. Synectics - «совмещение разнородных элементов») - методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная У. Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Цель ТРИЗ: выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем. Функция - предназначение, роль какого-либо элемента в системе, или, иными словами, определенного рода работа, которая требуется от этого элемента в интересах системы в целом.
При подготовке статьи использовалась следующая литература и источники: [1]Кант И. Сочинения в шести томах. − М., 1963 – 1966 [2]Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты/под ред. [3]Роджерс Н. Творчество как усиление себя// Вопросы психол. 1990. № 1. − С.164 - 168. [4] Подлесных В. А. Исторический анализ становления творческого мировоззрения личности за рубежом // Молодой ученый. - 2011. - №1. - С. 217-221. [5] Чиксентмихайи М. Креативность// из-во Карьера-Пресс, 2015. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|