|
Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?Автор статьи: Ольга Елисеева
Когда в семье появляется ребенок – жизнь меняется. Изменений настолько много и они затрагивают все сферы жизни молодых родителей, что их все не перечислить быстро. Все окружающие события начинают рассматриваться новоиспеченными родителями уже через совсем другие «линзы». Теперь появляются новые опасности и новые угрозы, которых раньше не видели или не замечали. Это касается не только физиологической безопасности, это касается так же и психологической безопасности. Кроме родителей не кому так заботиться и трепетно относиться к внутреннему миру ребенка. Поэтому эта статья будет интересна прежде всего родителям. С появлением ребенка в доме – появляются «они» - игрушки. Первые игрушки выполняют роль – развития чувствительной зоны: зрение, слух, осязание, мелкая моторика. Дети растут быстро и не заметно для родителей. И вот уже некогда младенец, сидит за «планшетиком» и с легкостью находит ему нужное приложение. К счастью или к сожалению, «век» игрушек для детей не долог. Они интересны им только на этапе развития и становления личности. Почему? Потому что именно на игрушках наши дети отрабатывают свои навыки и модели поведения. Кстати сказать, модель поведения дети берут у родителей и из всех возможных источников, без разбора и критического мышления. Дети в этом смысле очень послушны: чему учили, то и повторяют, в буквальном смысле слова. Какую информацию нам несет та или иная «любимая» игрушка нашего малыша? Как же нам родителям выбрать среди многообразия игрушек то, что нужно ребенку и при этом не навредить становлению гармоничной личности? Здесь было бы уместно привести перечень того, что «можно» и перечень того, что «нельзя». Однако я пойду по-другому пути. В своей работе, я всегда придерживаюсь принципа – обучение своих клиентов думанию и осознаванию: все мои усилия направлены на взращивание и поддержание у клиента своего, самостоятельного видения ситуации и нахождения выхода из нее. Что это значит на деле? Я учу видеть, замечать, прислушиваться, приглядываться, выделять, оценивать всё, что происходит в ситуации. Эти навыки бывают потеряны в некоторых областях жизни человека. И именно собственное развитое понимание своих чувств – дает возможность справляться с жизненными ситуациями своими ресурсами, не прибегая к помощи психологов или психотерапевтов. Давать советы, рассказывать как правильно жить, читать нотации – совершенно не эффективно. В рамках данной темы, я поступлю так как умею, поступлю так, как это эффективно. Итак, с момента рождения человек находится в обществе. Сначала это общество ограничивается количеством 2-3 человека (мама, папа, брат или сестра). С каждым этапом взросления количество людей находящихся в круге постоянно растет. Информации становится в разы больше. Молодой мозг не боится работы, он запоминает всё. И после аккумуляции – ребёнок выдает ответ – итог его мозговой деятельности. Как раз этот итог мы и можем разглядеть в играх нашего чада. Если дитя окружает агрессивное поведение (в семье, с экранов TV, в общественных местах), то он скрупулёзно это поведение копирует. А при чем тут игрушки? Игрушки в данном аспекте выступают «лакмусовой бумажкой» - они проявляют всё то, что у них в голове. И таким образом игрушка и игры так таковые проявляют свою диагностическую функцию, т.е. по ним можно определить психологическое состояние ребенка в данный момент. В этом смысле игрушка, а именно интерес к игрушке – это то самое, что родителю необходимо рассмотреть, увидеть, заметить, изучить. Что важно? Как он выбирает игрушки, как он с ними обращается, как он с ними прощается и встречается, как он их распределяет, наделяет ценностью и важностью и т.п. Что делать со своими наблюдениями? Запоминать, разглядывать, фиксировать. При обнаружении настораживающих Вас признаков – обращаться к специалистам (например, выбирает только агрессивные игрушки, в играх прослеживается склонность к насилию и т.п.). С помощью игрушек можно корректировать поведение ребенка (корректирующая функция), помогать ему проживать свои травмы. Например, этим занимаются специалисты, психотерапевты, использующие в работе с детьми песок и игрушки. Самостоятельно заниматься коррекцией своего ребенка – настоятельно не рекомендую. Возможно травмирующая ситуация связана с Вашим поведением и тогда Вы не сможете помочь ребенку справиться и завершить ту самую ситуацию, а только ухудшите его состояние. Крайне важно, что б игрушки в целом отражали семейный уклад и семейные ценности, были дополнением к ним, были частью семейной системы. Тогда суть игрушек будет выполнена на 100% - они будут отражать и подтверждать мир вокруг ребенка, помогать ему нарабатывать навык общения между друг другом. Как выбрать игрушку согласно своим принципам жизни я рассказывать не буду, скорее всего, этот вопрос будет решен самостоятельно в каждом конкретном случае родителями. Далее реальная жизнь переходит в фокус, а игрушки переходят в фон восприятия дитя. В этот момент заканчивается эра игрушек, заканчивается детство. А вместе с тем и заканчивается наш интерес к игрушкам, как объекту. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|