|
“Не игрушка”: как игрушки влияют на развитие ребенкаАвтор статьи: Гарец Надежда Алексеевна
Секрет важности выбора игрушек для ребенка лежит в самих особенностях детского развития: как известно, детский мозг необычайно пластичен благодаря большему, по сравнению со взрослыми, количеству связей между нейронами. Если мозг взрослого человека способен “отсеивать” неважную информацию, то мозг ребенка, наоборот, настроен поглощать и впитывать все, формируя тем самым огромное количество новых нейронных связей. Те связи, которые остаются более задействованными, укрепляются и сохраняются. Такая способность к организации новых связей и изменению старых называется “нейропластичностью”, и обычно ослабевает с возрастом. Таким образом, первые стимулы, окружающие ребенка и первые впечатления лягут в основу его развития. Какие же характеристики игрушек важны в контексте развития ребенка?
Как показывают исследования, хотим мы этого или нет, но мы будем склонны предлагать ребенку те игрушки, которые ассоциируются с его полом независимо от интересов ребенка. Так, девочкам чаще предлагают “понянчить” куклу, побыть “мамой” или “дочкой”, чайные сервизы, игрушечные коляски и т.д., а также атрибуты, связанные с уходом за внешностью. Мальчикам же обычно предлагают игрушки, предполагающие больше физической активности либо определенную степень воинственности и агрессивности: танки, солдатики, оружие. [1] Что же в этом плохого, спросите вы? Согласно выводам Judith Elaine Blakemore, наиболее полезными для развития физических, музыкальных, умственных и артистических способностей ребенка являются как раз те игрушки, которые нельзя отнести к категории “для мальчиков” или “для девочек” [2]. Это такие игрушки, как конструкторы, головоломки, куклы без акцента на “привлекательную внешность” (вроде Барби, Братц и т.д.), фигурки животных. Также полезным будет наличие разнообразия: наличие куклы-младенца поможет развить у мальчика представление о заботе и нежности, которые потом помогут в освоении отцовской роли, а робот или конструктор будут полезны для развития пространственного мышления девочки.
Больше – не значит лучше: согласно заключению Alexia Metz, меньшее количество игрушек (около 4) способствовало более продолжительной и более “качественной” игре малыша: проявлению большей креативности и вариативности игры, проявлению воображения. В ином случае, при наличии большого количества игрушек, ребенок был больше склонен отвлекаться, демонстрировал снижение устойчивости внимания и концентрации. [3]
Этот пункт призван ответить на вопрос, влияет ли репрезентация внешности куклы, которой играет девочка, на ее восприятие себя. Вспомните Барби: длинные ноги, узенькая талия, большая по отношению к телу голова – логично, что в детстве именно такая внешность считается эталоном красоты. Исследования результатов игры девочек от 5 до 8 лет с куклами Барби показало меньшую удовлетворенность своим телом у младших девочек и стремление к более худым формам, но, тем не менее, этот эффект не проявлялся у более старшей возрастной группы. [4] Другое исследование, в котором участвовали девочки возрастом от 6 до 10 лет показало, что девочки той группы, которой для игры предоставлялись более реалистичные куклы (обладающие средними параметрами), проявили более значительный аппетит чем девочки из других групп (те, что играли куклами с худыми формами либо Lego) [5]. Значит ли это, что нужно совсем отказаться от “традиционных” игрушек или не покупать новых? Конечно, нет. С учетом приведенных фактов напрашивается вывод, что ребенку нужны разные игрушки – и куклы, и конструктор, и машинки, независимо от пола, позволяющие проявить креативность и воображение в игре. Ссылки: 1. https://www.youtube.com/watch?v=nWu44AqF0iIJudith
Developmental Psychology, 42 (2), 283-292. 5. Doeschka J. Anschutzб Rutger C. M. E. Engels The Effects of Playing with Thin Dolls on Body Image and Food Intake in Young Girls / Sex Roles. 2010 Nov; 63(9-10): 621–630. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|