Исследование взаимосвязи нарушений нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей

Аннотация. Изучена взаимосвязь между нарушениями нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей дошкольного возраста. Проанализированы процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе и нарушения этих процессов, когда нейрон, принимающий сигналы от рецепторов и других нейронов, не перерабатывает их, а значит, не обеспечивает равновесие между нейроном и внешней средой. Полученные данные позволили предположить, что нарушения нейронных связей ведут к развитию вегетососудистой дистонии у детей дошкольного возраста.

Введение. Психическая и психофизиологическая работа мозга подчиняется определенным принципам и законам. В связи с этим учеными введены специальные понятия и категории, так как реализуемые на разных уровнях функционирования центральной нервной системы, эти принципы и законы необходимы для анализа и интерпретации любых нарушений, возникающих при поражениях мозга. Изучая труды Бродмана, Хомской Е.Д., Фогта О., Фогта Ц., Лурия А.Р., мы находим, что ими выявлено более 50 различных участков корковых цитоархитектонических полей, в которых нервные элементы имеют свою функциональную и морфологическую структуру. Кора головного мозга, подкорковые структуры, периферические центры организма связаны волокнами нейронов, которые образуют несколько типов проводящих путей, связывающих между собой различные отделы центральной нервной системы. Нарушения проводимости приводят к дисфункции мозга.

         Вопрос о дисфункциях и вегетативных нарушениях рассматривался учеными в клинической картине неврозов. (B. Wichmann, H. Eppinger, L. Hess (1909). Для обозначения нарушений центральной нервно-вегетативной регуляции и функциональных нарушений нервной системы с доминирующими вегетативными расстройствами использовались различные термины. Основные из них: «нейроциркуляторная астения» (H. Oppenhaim; 1918), «диэнцефалоз» (Я.А. Ратнер); «нарушение равновесия вегетативной нервной системы» (Ф.К. Кессель, 1941); «вегетативные дисфункции» (Н.К. Боголепов, 1954); «вегетативно-сосудистая дистония» и др. Вегетососудистая дистония встречается довольно часто у взрослых – (70-72%). У детей встречается реже,  примерно 13-25%.  Клинические проявления вегетососудистой дистонии у детей выражаются в неврозе страха, дыхательных нарушениях, позывах на дефекацию, усиление перистальтики кишечника, нарушении сна, двигательном беспокойстве и др.

         Предполагается, все патологические процессы в нервной системе начинаются с повреждения тканевых элементов центральной нервной системы, в первую очередь – нейронов. Также необходимо учитывать состояние межнейронных структурно-функциональных связей. Причины повреждения нейронных связей могут быть экзогенными и эндогенными. Экзогенные факторы, как правило, имеют физическую, химическую, биологическую природу и могут быть психогенными. Это могут быть психотравмирующие ситуации, просмотр детьми мультфильмов – ужастиков (особенно в ночное время), различные устрашающие образы (баба Яга заберет, Бабайка унесет и т.д.), громкие внезапные звуки, неприятные ощущения.

         К эндогенным факторам относятся следующие: нарушения циркуляции крови и ликвора в головном мозге, дисбаланс биологически активных веществ (гормонов, нейромедиаторов, цитокинов), гипоксия, эндокринные заболевания, нарушения водноэлектролитного и теплового гемостаза организма.

         При большинстве форм повреждения ЦНС является повреждение нейронов, нарушение межнейронных взаимодействий, расстройство интегративной деятельности нервной системы.

         Целью работы было исследование, направленное на выявлениевзаимосвязи нарушения нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей дошкольного возраста.

         Решались задачи выявления взаимосвязи нарушения нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей дошкольного возраста.

         Испытуемые и методика исследования

         В исследовании приняли участие 50 детей из дошкольных образовательных организаций  в возрасте пяти лет. Из них 30 мальчиков и 20 девочек. Дети имели психиатрические и неврологические диагнозы (в соответствии с данными медицинской карты). Проводилось индивидуальное обследование каждого ребенка с помощью медико-психологических методик. В диагностике учитывалось нейрофизиологическое развитие детей, их генетическая наследственность. Для достоверности результатов исследования использовался клинико-биографический метод диагностики родителей детей с их согласия.

Клинико-психологические    характеристики внутренней картины болезни при вегетососудистой дистонии у дошкольников (данные опроса родителей)

                                                                                         Таблица № 1

Варианты внутренней картины болезни

Синдромы в оценке психолога

Жалобы родителей

Вид протекания вегетативной дисфункции

Степень осознания причин вегетативных дисфункций у детей родителями

Депрессивный, соматоцентрированный

Астения, утомляемость, капризы

Плохой сон, потливость, вялость

Нервно-психическая слабость,  раздражительность, частая смена эмоций

Средний уровень осознанности

Депрессивный, психоцентрированный

Депрессивный психастения

Астенические, отрицательные эмоции преобладают, страхи ночные

Демонстративный,

привлекающий внимание, полиурия при волнении, бывают судороги.

Средний уровень осознанности

Фобический, соматоцентрированный

Ипохондрия, фобии,  трудности засыпания

Реактивный немотивированный страх, фобии, астения

Требующие внимания и защиты.

Низкий уровень. Считают, что это блажь ребенка

Фобический психоцентрированный

Фобии, истерия

Фобии, неосознаваемый страх, астения

Требующие внимания и защиты.

Средний уровень.

 

Анализируя данные опроса родителей детей, страдающих вегетососудистой дистонией, можно предположить, что механизмы повреждения нейронов могут носить специфический и неспецифический характер. Из таблицы видно, что устойчивая фобическая симптоматика может быть дифференцирующим признаком при определении внутренней картины вегетативного расстройства.

Для подтверждения результатов опроса родителей, была использована методика физической пробы, которая значительно расширяет возможности объективной оценки вегетативной дисфункции у детей. Детям предлагалось участие в подвижных играх по заранее подготовленному плану. Длительность игр варьировалась от 5 до 10 минут. Дети из контрольной группы, предположительно имеющие в анамнезе вегетососудистую дистонию, заканчивали игру раньше, теряли интерес к игре. У некоторых детей отмечалось покраснение шеи, лица, а у некоторых испытуемых на пятой минуте игры появлялась сильная потливость, даже волосы были мокрыми. У некоторых детей отмечалось чрезмерное возбуждение после подвижной игры. Они не могли успокоиться, их эмоции становились более лабильными, присутствовала раздражительная слабость. Что подтверждает взаимосвязь нарушения нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей.

Нейропсихологические методы исследования

1.Исследование эмоциональных реакций.

В работе были использованы метафорические карты для детей 5 – 7 лет. Тематика карт «Мерлин-Путешествие». Этот набор ассоциативных карт позволяет ребенку пробудить воспоминания, в которых запечатлены духовность и внутренняя свобода. Они помогают раскрыть внутренние резервы организма и возможные нарушения эмоциональной сферы.

Ассоциативные карты «Ежкины сказки». Позволяют диагностировать фобические расстройства.

2.Исследование зрительного гнозиса.

Тест «Узнавание нереального изображения». Детям предлагается изображение «Нелепицы». Обращается внимание на правильность узнавания допущенных художником ошибок. Возможные нарушения (Глозман Ж.М., 1999).

- импульсивность в гностической сфере, приводящая к нарушению узнавания предметов;

- псевдоагнозии при нарушении контроля за выполнением задания;

- игнорирование части предметов зрительного поля;

- первичная предметная агнозия.

Бальная оценка выполнения пробы от 0 до 4.

3. Исследование внимания.

Методика Р.С. Немова «Найди и вычеркни», с помощью которой исследуется устойчивость и продуктивность внимания. Детям предлагались бланки, на которых изображены геометрические фигуры – треугольники и квадратики. По сигналу «Начинай» дети должны были вычеркнуть только треугольники. Работа длится 3 минуты. При обработке результатов учитывалось количество фигур, просмотренных за 3 минуты, и определяется количество ошибок, допущенных в работе. Необходимо отметить, что у двоих испытуемых отмечалось небольшое повышение температуры из-за волнения и ограниченного времени выполнения работы. Это было отмечено воспитателем группы.

Результаты и их обсуждение

Данные нейропсихологического исследования

Таблица 2.

Нейропсихологические методики

Результаты обследования детей с вегетососудистой дистонией

Возрастная норма

«Мерлин-путешествие»

Реакция на исследование не однозначна. Быстрее уставали и теряли интерес мальчики. Из 50 детей 8 детей вообще не смогли выбрать 4 карты и разложить их в желаемом порядке.

Умение разложить и провести аналогию по 4 картам

«Ёжкины сказки»

У 36 детей отмечены ситуативные страхи и тревога. Из 50 детей 8 детей не смогли проанализировать 4 карты, отвлекались, требовали большее количество карт. И 1 ребенок отказался участвовать в эксперименте. Он устал после выполнения первой пробы.

Умение разложить и провести аналогию по 4 картам

«Нелепицы»

Средний балл выполнения всеми детьми 2. Один ребенок не выполнил задание. Девять детей получили по 4 балла.

4 балла

«Найди и вычеркни»

10 б- не набрал никто из детей

8 б- набрали 3 ребенка

5 б- набрали 18 детей

4 б- набрали 11 детей

3 б- набрали 17 детей

2 б- наблал 1 ребенок

 

10 б – продуктивность очень высокая

8-9 б – продуктивность высокая

4-7 – продуктивность средняя

2-3 – продуктивность низкая

0-1продуктивность очень низкая

Формула определения внимания

S=3*N-3*n

 

         Выводы по проведенному исследованию. При обработке данных нейропсихологического исследования учитывалась направленность комплекса  приемов, адекватных для достижения нейропсихологической диагностической цели, учитывался индивидуальный подход, системность в динамической организации функций и всестороннего охвата симптомов, развитие которых подлежит прогнозированию и коррекции. Исследование проводилось не только с целью фиксирования нарушения нейронных связей и связанных с этим вегетативных расстройств, но и выявлялись его механизмы. При поврежденных нейронных связях интерпретация полученных результатов отражала компенсаторные следствия.

         Из данных таблицы мы видим, что у большинства испытуемых детей нет целостного сигнала ЦНС во взаимосвязях с другими сигналами, что обуславливает интегрированность  чувственного отражения детьми объективной реальности. Это видно по методикам «Мерлин-путешествие» и «Ёжкины сказки». По методике «Нелепицы» видна стойкая селекция информации в промежутке от рецептора до проекционного поля с целью предотвращения избыточности, приоритета новизны и изменчивости отсутствует.

         По методике «Найди и вычеркни» - параллельная многоканальная переработка информации сужена, надежность восприятия требует корректировки.

         Отсюда следует, что анализ информации с помощью нейронов – детекторов, специализирующихся на формировании возбуждения, вызываемым физическим и интеллектуальным раздражителем не проводится в полной мере.

Заключение

Проведенное исследование показало, чтосуществует взаимосвязь нарушения нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей. Механизмы расстройств интегративной деятельности нервной системы заключаются в нарушениях функционирования одного или нескольких звеньев нервной системы: центрального, афферентного и эфферентного. Центральные нарушения характеризуются расстройствами процессов анализа афферентных сигналов, синтеза и генерации эфферентного сигнала нервными центрами. Афферентные нарушения предположительно связаны с расстройствами восприятий различных воздействий и проведение сигнала от афферентных структур к нервным окончаниям. Эфферентные расстройства заключаются в расстройстве проведения сигналов из центра НС и их восприятия исполнительными структурами. Такие расстройства приводят к нарушению деятельности функциональных и физиологических систем организма.

Полученные экспериментальные данные позволяют сделать вывод о том, что вегетативные расстройства у детей дошкольного возраста явление не единичное и причина тому нарушения нейронных связей в коре головного мозга. 



Просмотров: 553
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психобиологическая коррекция внимания у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью
  • 4 основные причины нарушения поведения у детей
  • Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Нарушения засыпания у детей
  • Нарушения сна у детей и подростков
  • Эмоциональные нарушения у детей и подростков
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Психология еды. Нарушения пищевого поведения у детей.
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Гимнастика мозга, эффективные занятия для детей дошкольного и школьного возраста
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Методика обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Невероятная ВСД. Лечение вегетососудистой дистонии.
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста.
  • Внедрение методов АРТ-ПЕДАГОГИКИ с целью развития детей раннего возраста
  • Простые рекомендации родителям детей раннего возраста: исследование и творчество
  • Значение игры для детей дошкольного возраста
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
  • Развитие символической функции у детей дошкольного возраста.
  • Развитие воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • «Методы воспитания детей дошкольного возраста- можно обойтись без наказаний?».
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет)
  • Развитие представлений о собственном теле у детей старшего дошкольного возраста
  • Коррекция психологических проблем детей дошкольного возраста
  • Этиология негативных эмоционально- поведенческих реакций у детей дошкольного возраста.
  • Роль семейной системы в нарушении коммуникации у детей и подростков
  • Истерики у детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь