|
Креативность как образ жизниАвтор статьи: Сокуренко Анна
Сегодня востребованы профессионалы, умеющие широко мыслить, связывать теорию с практикой, быстро реагирующие на постоянно изменяющиеся условия. Гибкость мышления, инициативность, готовность к переменам, открытость новому опыту, стремление преобразовывать окружающую действительность – качества, необходимые для достижения успеха в разных сферах деятельности. К сожалению, современная система отечественного образования учит совсем другому – быть послушным исполнителем, безропотно подчиняющимся правилам системы. Получается, что это палка о двух концах – или ты встраиваешься в систему и подчиняешься правилам. Или же нарушаешь нормы и проявляешь творческую активность. Как тут не вспомнить Эйнштейна и других гениев, прослывших в школе двоечниками.
В этом уверена российский биолог, лингвист, семиотик и психолог Татьяна Черниговская. Генерируют творческие идеи люди, обладающие такими характеристиками, как открытость новым впечатлениям, любопытство и нонконформизм. Эти личностные особенности являются гораздо более сильными детерминантами творческого потенциала, чем интеллект, школьная успеваемость или мотивация. Творческий человек задает вопросы, думает о проблеме в различных сценариях и привносит, казалось бы, несвязанную информацию в решение задачи. Личностными особенностями творческого человека также являются:
Создатель популярного теста на креативность Пол Торренс утверждал, что
Креативность, по мнению Торренса, характеризуется появлением чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, поиском подходящего решения, выдвижением гипотез, их проверками и корректированием и, наконец, формулированием наилучшего результата. В поисках наиболее подходящего определения креативности Торренс рассмотрел до полусотни формулировок. В результате он определил ее как естественный процесс, порождающийся актуальной потребностью личности в снятии напряжения, которое возникает в ситуации неопределенности. В тестах, направленных на диагностику креативности, выделяют три ключевых параметра творческого мышления:
Чем эти показатели выше, тем выше общий уровень креативности личности. Для диагностики невербальных творческих способностей часто используется краткий тест образного мышления «Незавершенные фигуры» (автор П.Торренс). Образец теста Человеку предлагается за короткий отрезок времени дорисовать ряд фигур, навязывающих определенные шаблонные образы. Дается задание придумать нечто оригинальное, необычное, чего раньше никто не мог изобрести. Экспериментатор оценивает идею и количество деталей, художественный уровень выполнения не важен. Вербальная креативность оценивается рядом словесных тестов, среди которых предлагаются задания из разряда: «невероятные ситуации», «необычное использование предмета», «усовершенствование предмета» и др. Полученные по тестам вербальной и образной креативности результаты необходимо соотносить друг с другом, таким образом можно получить достаточно разностороннюю характеристику творческих способностей личности. Высокий общий индекс творческого потенциала может свидетельствовать о развитой креативности. Однако у одного учащегося может быть выше оригинальность идей при небольшом суммарном количестве ответов, а у другого – превалировать количество разноплановых идей, среди которых лишь некоторые претендуют на оригинальность. Задания из подобных тестов можно использовать и в качестве тренировочных, обсуждая с ребенком полученные результаты, открывая новые грани решений, предлагая простор для фантазии. Творческие способности потенциально есть у каждого ребенка, их можно и нужно развивать. Это могут быть занятия по развитию креативности, направленные на освобождение от стереотипов мышления, наработку навыков генерации нестандартных идей. Тренинги креативности позволяют посмотреть на привычные вещи с неожиданной стороны, получить удовольствие от творческого процесса, открыть новые грани своей личности. А можно просто развивать наблюдательность вместе с ребенком, искать и находить в жизни нестандартное. Задавать вопросы и придумывать гипотетические ситуации, рассматривать варианты и находить подходящий для конкретного случая.
Лучший пример для ребенка – его родитель. Действуя нешаблонно, вы показываете ребенку, что в одной и той же ситуации можно поступать по-разному, а проблема может иметь множество вариантов решения.
Статья опубликована на сайте https://newtonew.com/parenting/kreativnost-kak-sposob-zhizni Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|