Креативность как образ жизни

Автор статьи: Сокуренко Анна

Сегодня востребованы профессионалы, умеющие широко мыслить, связывать теорию с практикой, быстро реагирующие на постоянно изменяющиеся условия.

Гибкость мышления, инициативность, готовность к переменам, открытость новому опыту, стремление преобразовывать окружающую действительность – качества, необходимые для достижения успеха в разных сферах деятельности.

Креативность как образ жизни

К сожалению, современная система отечественного образования учит совсем другому – быть послушным исполнителем, безропотно подчиняющимся правилам системы. Получается, что это палка о двух концах – или ты встраиваешься в систему и подчиняешься правилам. Или же нарушаешь нормы и проявляешь творческую активность. Как тут не вспомнить Эйнштейна и других гениев, прослывших в школе двоечниками.

«Творчество - это то, для чего наш мозг и создан, именно это он умеет делать».

В этом уверена российский биолог, лингвист, семиотик и психолог Татьяна Черниговская.

 
Видео по теме Творчество как предназначение мозга

Генерируют творческие идеи люди, обладающие такими характеристиками, как открытость новым впечатлениям, любопытство и нонконформизм. Эти личностные особенности являются гораздо более сильными детерминантами творческого потенциала, чем интеллект, школьная успеваемость или мотивация. Творческий человек задает вопросы, думает о проблеме в различных сценариях и привносит, казалось бы, несвязанную информацию в решение задачи.

Личностными особенностями творческого человека также являются:

  • высокая самооценка,
  • уверенность в себе,
  • мотивация достижения успеха,
  • целеустремленность,
  • развитое критическое мышление.

Создатель популярного теста на креативность Пол Торренс утверждал, что

«Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Креативность, по мнению Торренса, характеризуется появлением чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, поиском подходящего решения, выдвижением гипотез, их проверками и корректированием и, наконец, формулированием наилучшего результата. В поисках наиболее подходящего определения креативности Торренс рассмотрел до полусотни формулировок. В результате он определил ее как естественный процесс, порождающийся актуальной потребностью личности в снятии напряжения, которое возникает в ситуации неопределенности.

В тестах, направленных на диагностику креативности, выделяют три ключевых параметра творческого мышления:

  • скорость(продуктивность) определяется количеством ответов и заключается в способности быстро производить множество идей (порой банальных и однотипных, среди которых выделяются и нестандартные);
  • гибкость (пластичность) – способность придумывать разнообразные идеи, находить несколько различных путей решения задачи, преобразовывать старые идеи и представления;
  • оригинальность – нестандартность творческого мышления, определяется количеством редких, уникальных, необычных идей по сравнению с мнением большинства.

Чем эти показатели выше, тем выше общий уровень креативности личности.

Для диагностики невербальных творческих способностей часто используется краткий тест образного мышления «Незавершенные фигуры» (автор П.Торренс).


Образец теста

Человеку предлагается за короткий отрезок времени дорисовать ряд фигур, навязывающих определенные шаблонные образы. Дается задание придумать нечто оригинальное, необычное, чего раньше никто не мог изобрести. Экспериментатор оценивает идею и количество деталей, художественный уровень выполнения не важен.

Вербальная креативность оценивается рядом словесных тестов, среди которых предлагаются задания из разряда: «невероятные ситуации», «необычное использование предмета», «усовершенствование предмета» и др.

Полученные по тестам вербальной и образной креативности результаты необходимо соотносить друг с другом, таким образом можно получить достаточно разностороннюю характеристику творческих способностей личности. Высокий общий индекс творческого потенциала может свидетельствовать о развитой креативности. Однако у одного учащегося может быть выше оригинальность идей при небольшом суммарном количестве ответов, а у другого – превалировать количество разноплановых идей, среди которых лишь некоторые претендуют на оригинальность.

Задания из подобных тестов можно использовать и в качестве тренировочных, обсуждая с ребенком полученные результаты, открывая новые грани решений, предлагая простор для фантазии.

Творческие способности потенциально есть у каждого ребенка, их можно и нужно развивать. Это могут быть занятия по развитию креативности, направленные на освобождение от стереотипов мышления, наработку навыков генерации нестандартных идей. Тренинги креативности позволяют посмотреть на привычные вещи с неожиданной стороны, получить удовольствие от творческого процесса, открыть новые грани своей личности.

А можно просто развивать наблюдательность вместе с ребенком, искать и находить в жизни нестандартное. Задавать вопросы и придумывать гипотетические ситуации, рассматривать варианты и находить подходящий для конкретного случая.


«Находчивость – великая вещь», - как говорил знаменитый выдумщик барон Мюнхгаузен. Именно гибкость мышления и умение посмотреть на вещи с другой стороны не раз выручали этого литературного героя из беды. Его подвиги вызывают улыбку и в то же время укрепляют веру читателя в то, что из любой ситуации можно найти выход.

Лучший пример для ребенка – его родитель. Действуя нешаблонно, вы показываете ребенку, что в одной и той же ситуации можно поступать по-разному, а проблема может иметь множество вариантов решения.

 

Статья опубликована на сайте

https://newtonew.com/parenting/kreativnost-kak-sposob-zhizni



Просмотров: 561
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • SCAMPER-метод для генерации новых идей и развития креативности
  • Методы развития креативности и генерирования идей.
  • Проблема творческого мышления. Гендерная и половая принадлежность как влияющий фактор
  • Развитие творческого мышления
  • О механизме творческого мышления.
  • О важности развития творческого мышления.
  • II. Психотерапия страхов (в т.ч. с ПА) – формирования нового творческого образа действий и мышления
  • Диагностика уровня творческого потенциала с помощью теста П.Торренса
  • Творческий процесс и преграды креативности
  • Этапы творческого процесса в жизни человека
  • Ловушки мышления. Можно было бы...
  • Какую систему креативности выбрать?
  • Личностные детерминанты креативности
  • Можно ли чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности?
  • Про гибкость мышления
  • Гибкость мышления
  • Для чего развивать креативность?
  • Почему тренинги креативности бывают неэффективны?
  • Антитравма №4. Развиваем гибкость мышления.
  • 7 причин начать обучение на курсе «Система креативности Инсайт»
  • 7 ошибок мышления, от которых никто не застрахован.
  • Креативность как фактор успешной деятельности работников творческих профессий (дизайнеров)
  • Стремление быть как все и креативность
  • Что такое креативность, с чем её есть и как её развивать
  • Коучинг для развития креативности
  • Развитие кинестетической креативности
  • Что такое коучинг креативности
  • 3 Кита развития креативности
  • Упражнение на развитие креативности
  • Как рациональность мешает креативности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь