|
Четыре функции заботыАвтор статьи: Максименко Дарья Николаевна
На последнем семинаре по приемному родительству подняли с обучающимися важную тему заботы. Как отличить полезную заботу от удушающей; когда нужно начинать заботиться, а когда пора сворачивать; что будет, если не заботиться; что будет, если заботиться слишком и т.д. Вопросов масса, обсуждение было интересное. Хочу представить вам некоторые размышления по теме. Забота: - комплекс действий по отношению к какому-либо объекту, нацеленных на его благополучие (из википедии). -внимание, попечение, уход. Для начала хочу очертить самые общие виды заботы: 1. Эмпатический отклик, эмпатия. Пожалуй, самая ранняя стадия, когда младенец только родился и из всех коммуникаций умеет лишь плакать, кричать. Забота на этой стадии заключается в чутком распознавании причины его плача и устранении ее. Не всегда это случается сразу, вовремя и по потребности, бывает с задержкой и не то, что надо. Если первое бывает чаще, ребенок получает опыт своего всемогущества, всесилия, что важно для совладания с тревогой. 2. Контейнирование аффектов. Способность ухаживающего лица выдерживать эмоциональные бури ребенка, не ругать за них, не требовать прекратить, не утешать, не терять родительскую позицию, быть рядом. Ребенок получает опыт переносимости себя и своей тревоги другим. 3. Распознавание и называние чувств. До тех пор, пока эмоции, чувства, переживания не названы, они имеют грандиозную сущность, они монструозны, подавляют, властвуют над нами. Когда родитель помогает ребенку назвать их, они будто сдуваются, становятся обычными, человеческими, подвластными. Развитие внимательности к себе, осознанности, а с ними и способности управлять своей эмоциональной жизнью. 4. Поддержание амбивалентности. Это высший пилотаж, чтобы делать это от родителя требуется высокая степень личностной целестности и интеграции. Сглаживает расщепление всего на черное и белое, хорошее и плохое, правильное и неправильное, способствует константности представления об объекте независимо от внутреннего состояния. Все эти функции заботы, если все шло хорошо, приводят к тому, что ребенок, а затем и взрослый, способен делать это самостоятельно, опираться на себя, регулировать свое состояние, справляться. Кажется, что все так просто, а на деле нелегко. Всплывают в памяти случаи свои, знакомых, случайных попутчиков, где например, взрослые дети живут вместе с родителями, нигде не работают, а те их опекают. Забота ли это или совместное разложение? Или родители, носящиеся в бешеном ритме по кружкам, секциям, развивайкам, не замечающие ни себя, ни ребенка? Хорошая новость заключается в том, что все эти навыки можно вырастить с нуля или доразвить. Например, в личной или групповой психотерапии не важно какой разновидности (кпт, гештальт, психодинамическая, экзистенциальная). Если вам это интересно и нужно, приглашаю вас на свою терапевтическую группу! Она позволяет делать все вышеописанное и даже более того;) мы с Патриком (розовое чудовище) ждем вас! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|