Контейнирование происходит в любых отношениях, однако именно для детско-родительских и терапевтических отношений имеет особое значение, поскольку предполагается, что в детско-родительских и терапевтических отношениях контейнирование выполняет развивающую функцию. Процесс и функции контейнирования описал британский психоаналитик Уилфред Бион и описал на таком высоком теоретическом уровне, что невозможно говорить об этой функции кратко и доступным языком без потерь, тем более, что контейнирование – это фундамент развития психики и отношений между людьми.
Модель контейнирования предполагает, что при общении люди передают друг другу бессознательные переживания не доступные для выражения в словах или образах. Такие переживания человек чувствует, но не думает, а иногда даже и не чувствует, а просто носит в себе и фонит ими как ядерный реактор. Качество «исполнения» контейнирования зависит от множества факторов, среди которых:
диапазон и аффективная заряженность переживаний – некоторые переживания действительно сложно «переварить», а поскольку индивидуальный опыт каждого человека принципиально ограничен, то, например, многим пациентам нужно общение с несколькими терапевтами, каждый из которых будет помогать справиться с каким-то определённым аспектом переживаний;
эмпатическая восприимчивость – есть люди с неразвитой эмпатией, невосприимчивые к переживаниям других людей;
содержание контейнера - если человек сам переполнен тяжёлыми переживаниями, то не важно наполовину пуст стакан или наполовину полон, воспринимать переживания другого человека будет тяжко и небезопасно;
уровень ментального развития – чем лучше человек осознаёт свои переживания, чем надёжней его контакт с большим диапазоном переживаний и чем лучше развита его способность наделять свои переживания смыслом и связывать эти смыслы в укоренённые в актуальной реальности истории, тем выше качество осуществляемой им функции контейнирования.
Подразумевается, что главная функция контейнирования – развивающая, но не всегда человек, выступающий в роли «контейнера», дотягивается до этой функции, и тогда контейнирование превращается в утилизацию непереносимых переживаний путём проекции их в другого человека. Качественное контейнирование не отделимо от функции холдинга, поскольку «переваривание» переживаний другого и возврат их ему в усваиваемой форме является психологическим способом нейтрализации психического возбуждения (есть и другие способы, например, поведенческие – секс, алкоголь, шоппинг и т.д.).
Первыми объектами контейнирования для ребёнка являются, разумеется, его родители, которые откликаются на переживания ребёнка и способствуют расширению его молодой и горячей психической вселенной за счёт трансформации тяжёлых элементов психического опыта в более лёгкие и пластичные – фантазии, образы, символы, смыслы, причинно-следственные связи, организующиеся при наличии благоприятных условий в психические структуры. Аргентинские психоаналитики выделили два самых распространённых типа контейнирования.
Контейнер-зеркало – что воспринял, то и транслирую. Например, ребёнок злится на родителя, родитель злится на ребёнка.
Контейнер-бомба – прибавляю к тому, что воспринял свои переживания и «возвращаю ваш пóртрет». Например, ребёнок злиться на мать, она злиться на него, чувствует себя виноватой за свою злость, обвиняет ребёнка и заставляет его чувствовать себя виноватым.
Не очень распространённый в обычной жизни, но опять же подразумеваемый в терапевтических отношениях, тот самый развивающий тип контейнирования предполагает: принятие терапевтом проекции пациента, исследование терапевтом содержания проекции и своего отклика (фантазий, эмоций, поведения), трансформация содержания проекции в смысл, предложение пациенту этого смысла в контексте его личной истории и отношений с терапевтом, наблюдение и исследование отклика пациента. Весь описанный процесс занимает время и может повторяться столько раз, сколько это будет необходимо, пока у пациента не разовьётся способность к самостоятельному «перевариванию» своих переживаний так, чтобы они не разрушали его самого и его связи с другими людьми.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.