Подростки отдаляются от своих родителей. И это совершенно естественный процесс. Дружить, как это было раньше, уже не получится. У подростков завязываются глубокие отношения со сверстниками. Теперь они (сверстники) становятся поверенными во всех тайнах и переживаниях, а родители скромно стоят в сторонке и нервно покуривают, отгоняя от себя тревожащие мысли о взрослении детей. Но, мудрые родители дают своему чаду возможность приобретать свой опыт общения, в котором неизбежны привязанность, разочарование, доверие, тревоги, желание быть понятным и возможность быть услышанным.
Помимо установления доверительных межличностных отношений, подросток пытается найти свое место в группе. Этой группой является класс (формальная группа), компания в которую он входит и даже семья.
Очень хочется подростку занять хорошее место в коллективе. Много переживаний есть с этим связанных. И подростки выбирают различные тактики, чтобы добиться желаемого. Выбранная позиция во многом определяется тем самоотношением, которое формировалось при участии ближайшего окружения, уровнем притязаний, способностями, а так же отношением к социуму.
Если с ребенком не считались дома, если его много критиковали, а какие-то достижения принимали как само собой разумеющееся и предпочитали оставлять их без внимания, то такому ребенку будет трудно занять в коллективе достойное место. Трудно будет просто потому, что он не будет чувствовать себя достойным.
Когда же ребенку с раннего детства внушают, что он такой исключительный, а все остальные дети, или более глобально – люди, и мизинца его не стоят, то у такого ребенка тоже будет немало трудностей при попытках занять свое место в группе сверстников. Дело в том, что там, в классе или неформальной группе, просто так восхищаться и расшаркиваться перед ним никто не будет. А то высокомерие, которое бывает присуще «кумирам семьи», будет отталкивать ребят от такого ребенка и неизбежно приводить к конфликтным ситуациям. Или, в лучшем случае, игнорированию данной персоны.
Когда же те способности, которые есть у ребенка, замечаются родителями, всячески поддерживаются и развиваются, то они становятся его сильным звеном. Опираясь на свои сильные звенья, ребенок сможет помочь себе, когда придет время выбирать для себя роль в коллективе.
Под способностями может подразумеваться все: от стремления к получению новых знаний до умения легко и непринужденно общаться с людьми.
Вот, что мне рассказали о своем подростковом опыте уже взрослые люди:
«Наверное, самое главное, что определило мою жизнь в этом возрасте - желание найти свое место в классе. Занять роль красотки или спортсменки, или бунтаря мне казалось невозможным. Но быть никем, никакой было ужасной перспективой. Я представляла себе, что кто-то скажет про меня: "а про нее вообще нечего сказать, я к ней никак не отношусь"
Поэтому я решила быть "умной", и начала старательно учиться. В общем -то у меня получилось, и я заняла место среди "хороших учеников, опоры классного руководителя и тех, на кого можно положиться". Очень нравилось, если получалось участвовать в школьных мероприятиях.
Это чтобы не казаться "пассивной ботанкой". Очень много усилий стоило поддержание этого имиджа. Каждая оценка была на счету. Да сам по себе он иногда казался сомнительным - потому что довольно жесткая роль, не разгуляешься, не поэкспериментируешь.
Со временем я о себе стала узнавать лучше, вести себя по - разному, страх казаться никем прошел Еще я боялась, что меня никто не полюбит)) теперь это кажется забавной мыслью))»
«Меня всегда не устраивала та роль, которую я занимала в классе. Хотя, по правде сказать, я даже не могла для себя определить, что это за роль. Иногда мне думалось, что я – изгой, с которым никто не хочет общаться. Люди, которые были мне интересны, казались недосягаемыми. Люди, с которыми я поддерживала близкие отношения, разочаровывали и делали больно. И, если к первым я просто не могла подобраться, в силу своих страхов, несовпадения наших интересов и финансового положения, то от вторых мне хотелось убежать куда подальше.
В общем-то изгоем делала себя я. Защищаясь от одноклассников, вела я себя достаточно высокомерно. Но, на тот момент я этого не замечала и постоянно недоумевала, почему со мной пререкаются, подшучивают и обижают.
Но, чем взрослее я становилась, тем больше начинала понимать, что менять свое отношение к людям да и к себе придется. А иначе – вся жизнь превратится в печаль и тоску.
Начала пробовать строить с людьми другие отношения. Без высокомерия и без принижения себя. Получилось не сразу! Годы школы давали о себе знать. Но, кто считает месяцы и дни?! Я не прекращала искать свое место и себя такую, которая бы мне самой понравилась. И, в конце концов, получилось!»
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.