Молодая женщина 37 лет, в карьере то взлеты, то провалы, семьи нет, детей нет, близкие отношения – череда разных молодых парней. Запрос: мешаю себе жить. Надо идти на важную встречу, согласовать проект, - а я не могу выйти из дома. Одеваюсь, крашусь, подхожу к двери и... разворачиваюсь обратно. Если и дохожу до встречи, то все равно дико опаздываю и не могу на ней ничего толком произнести. Ничего не могу. - Что хотите? - Хочу мочь.
При дальнейшей работе выясняется: отец пил и бил мать. В ее младенчестве мать прикрывалась клиенткой, чтобы муж не ударял ее. Когда клиентке было 5 лет, отец погиб в автокатастрофе, мать была убита горем. Братьев и сестер нет. Бабушка (мать матери) перенесла несколько сердечных приступов. Связи с другими родственниками пунктирные.
Ребенок 5-6 лет, искренне верит, что он может спасти близкого взрослого от опасности, печали, боли, гнева и утрат. Ему важно в это верить, чтобы иметь точку опоры и хоть как-то сохранить резко меняющийся мир. В детском восприятии, когда случается стресс, катастрофа или беда при неустойчивых родителях мир просто рушится. А этого допустить никак нельзя. А если родитель остался всего один. Первостепенной задачей становится его сохранение. И вот маленький человек сам становится точкой опоры – защищает мать от пьяного отца, и кладет под язык маленькие беленькие таблеточки бабушке при сердечном приступе.
В этот момент ребенку уже не 5 и он не ребенок. Он функция. Цель которой: сохранить взрослого любой ценой. Он покидает свое место и занимает другое. Не свое отдельное. А будто некое расширение родительской фигуры с возможностью делать для родителя то, что сам он в данный момент сделать не способен, но родителю это очень нужно. И если ситуация повторяется часто, или событие оказалось сверхзначимым (пр: смерть одного из родителей) ребенок боится покинуть место функции и остается расти не из своего места. Его личная независимая уникальная природа останавливается, ровно там, где он пересел.
Функция не может заниматься собой, она существует для другого: защищать, заботиться, оберегать, оправдать ожидания, оградить от разочарований в себе… Если события и дела в жизни «пересевшего» человека согласуются с идеей функции, он делает их легко и с энтузиазмом. Но если они личные, не связанные с функциональной деятельностью, энергии на них нет. Даже если «пересевший» старается их сделать через силу, у него могут обостриться страхи, тревоги, вплоть до панических атак. Потому что возникает опасность нарушения выбора: я не отдельная личность, я функция для другого, иначе мир рухнет. Как правило, лень защищает от «передозировок личными успехами». Отсюда ощущение, будто я живу не своей жизнью. Потому что фактически так оно и есть.
Вернуться в место и время пересадки бывает не просто. Но еще сложнее занять свое собственное место. Ведь это значит позволить близкому человеку столкнуться с собственной тревогой и страхами, болью утраты и печалью одиночества, со всеми другими выборами и данностями бытия. Не спасать. Не помогать. Не перебивать. Дать другому человеку жить его жизнь в том полном объеме, в котором она происходит. И даже рискнуть потерять не справляющегося взрослого. А значит столкнуться и переживать свою собственную тревогу, страхи, боль утраты иллюзии о всемогуществе и печаль одиночества, и все другие последствия своих выборов и встреч с данностями бытия. В этом много страха, боли и признания – я не могу тебя спасти, и мне очень жаль, что с тобой это все происходит, мне больно видеть, что ты страдаешь. Мне очень жаль. Я не могу прожить это за тебя, у меня своя жизнь. И я буду жить ее. Сейчас. Рядом с тобой.
С этой точки мир может продолжиться заново. Он больше не рушится. И ты и я можем это вынести и быть на своих местах.
В своем решении, вы ясно понимаете, что не можете вернуть отца матери, но вы можете сохранить ей сына или дочь в своем лице. Занять свое место. Очистить свое настоящее и будущее от сдачи на откуп близкому, и вернуть это себе. Формируя и сохраняя важную связь с близкими людьми из своего собственного места. Выбирать и жить свою жизнь. Так полно, как она с вами происходит.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.