Как живется человеку, чья мать в свое время решала жить ему или умереть?

                                               «Дайте мне других матерей, и я дам вам другой мир».

                                                                                                             Святой Августин

Психологическая травма характеризуется нарушением психической целостности, ее можно сравнить с телесной раной, она  абсолютно реальна.

Наиболее тяжела травма, полученная в пренатальном периоде, то есть, в утробе матери.

О психической жизни еще не рожденный детей  ученые заговорили сравнительно недавно, в 70-х годах прошлого века. Швейцарский психолог Ганс Густав Грабер на основании своих исследований обнаружил, что ребенок помнит не только то, что происходит во время рождения, но и события, произошедшие с ним и матерью задолго до родов — во время беременности. Он и предложил этот термин - «пренатальный» (от лат. рrae – перед, natalis – относящийся к рождению).

Нет сомнений в том, что между матерью и еще не рожденным ребенком происходит постоянный обмен информацией, эмоциями. К огромному несчастью для ребенка, мать может не желать его рождения, относится с ненавистью к его «присутствию» в ее теле и желать ему смерти.

Ее отвержение, ее желание избавиться от него, передается ребенку и вызывает страх перед матерью, ужас, недоступный нашему воображению. Эрих Фром говорил, что "фраза "страх пред матерью" блекнет в сравнении с мощью скрываемого за ней переживания. Знаем ли мы, как бы мы себя чувствовали, оказавшись в одной клетке со львом, или в яме, кишащей змеями? Можем ли мы представить тот ужас, который охватил бы нас, если бы мы увидели себя обреченными на дрожащее бессилие? Тем не менее, это именно то переживание, которое представляет собой страх перед матерью".

Переживаемый ужас приводит нервную систему еще не рожденного ребенка в состояние критического возбуждения, просыпаются и мобилизуются функции, направленные на самозащиту и самосохранение, раньше положенного времени запускается процесс осознания собственного существования, который в норме происходит только спустя несколько недель после рождения. И существование это ужасно, оно наполнено убийственными материнскими эмоциями. Ребенок вбирает в себя материнскую враждебность, которая интегрируется в структуру формирующегося эго. Так зарождается травма отвергнутого.

Tpaвма oтвepгнyтoгo – peгpeccия взpocлoгo чeлoвeкa назад,  в peбeнкa, который не чувствует  права на существование. Cтpaх cмepти – caмое мощное переживание в тpaвмe oтвepжeния.

Ко мне на прием приехала из другого города моя коллега, психолог  Л. - прекрасный детский психолог, проработанная, прошедшая длительную личную терапию, все о себе понимающая... Но Л. пришла к пониманию, что собственных ресурсов не хватает, чтобы справиться со своей проблемой.

Ее запрос — избавиться от тревоги, которая постоянно присутствовала как фон ее внутренней жизни и от страха смерти, который периодически накрывал ее из-за любого, самого незначительного недомогания, как мощное аффективное переживание. Возникала мысль: «а вдруг я умру прямо сейчас?». Тело при этом как бы отсоединялось, ей приходилось похлопывать себя по плечам, груди, ногам, чтобы вновь почувствовать его... Пропадало ощущение времени, окружающий мир исчезал, она переставала его чувствовать, проваливалась в трансоподобное состояние.

На вопрос — насколько адекватен такой страх за свое здоровье, есть ли какие-то тяжелые заболевания или симптомы, Л. ответила, что она вполне здоровая женщина, никаких хронических болячек, разве что нейродермит на руках. (Доказано, что пренатальный стресс может стать причиной психосоматических расстройств таких, как астма, мигрень, нейродермит, расстройство речи, заикание).

Л. рассказала, что ее мать, когда ее носила, хотела вызвать искусственные роды на шестом месяце беременности. Причиной  прервать беременность была тяжелая неприязнь к мужу, разочарование в семейной жизни, отвращение к сексуальной стороне отношений с мужем.

Как бы то ни было, мать дала жизнь Л.

У Л. есть также младшая сестра, обе росли с негативными чувствами к отцу, считали его причиной несчастья матери, а мать — жертвой.

Когда ребенок формируется, наблюдая страдающую мать, то приходит к убеждению, что наиболее приемлемым поведением для него будет то, которое заканчивается неудачей и страданиями.

На любую ситуацию, напоминающую отвержение, такой человек отреагирует паникой и бессилием, и потому заранее сделает все, чтобы избежать людей, способных его отвергнуть. До сих пор внутренний мир Л. был наполнен страхом перед взрослыми клиентами, «а вдруг я им не понравлюсь?» Эта зависимость от мнения других уменьшала в ее собственных глазах ее же значимость, ее важность, в том числе, как профессионала.

Токсичная мысль — я гораздо хуже всех остальных людей, а,  значит,   не имею права жить так, так они - не имею права на успех, на любовь, на достаток, эта мысль  заставляла ее довольствоваться малыми достижениями в материальной сфере, во многом себе отказывать, жить  в стесненных обстоятельствах, в нелюбви. Доналд Калшед в книге «Внутренний мир травмы» пишет - «когда вступают в действие защиты после травмы, они сопротивляются любым спонтанным проявлениям, потому креативность блокируется. Архетипические защиты способствуют выживанию ценой прекращения процесса индивидуации».

В песочном пространстве Л проявился архетип Сироты, проигралась Диккенсовская  история  ребенка в одиночку выживающего во враждебном окружении, но потом обретающего своих утраченных настоящих родителей, которые дали любовь и защиту.

Л. прочувствовала и прожила всю гамму подавленных чувств — страх, гнев, отчаяние, отвращение, агрессию...

  Поднялась энергия, тело отреагировало ощущением освобождения, появлением вибрации, теплом.. Фигурка младенца, который символизировал ненужного матери ребенка, поэтапно трансформировался в здорового веселого малыша, затем в подростка, девушку, и наконец, в женщину с  хронологическим возрастом Л.

Л. почувствовала огромную любовь к своему отцу и сочувствие к матери, огромное сожаление о том, что детство родителей было наполнено борьбой за выживание и пришло понимание, что родительский невроз передался им с сестрой, но в ее силах не передавать дальше по роду эту эстафету нелюбви. Что у нее есть дар, есть миссия, огромный запас любви к людям. Что во Вселенной для нее есть столько даров, любви, возможностей!

Что есть тело, которое, как дитя, нуждается в ее внимании и заботе.

Что жизнь — это возможность пережить приключения, свободно передвигаться по миру, путешествовать и испытывать наслаждение на этом пути! Что в ее силах теперь все в своей жизни изменить, ее жизнь - в ее руках!

 



Просмотров: 425
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Что есть бедный, а что есть богатый внутренний мир?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Страх перед будущим: 5 способов как преодолеть его и начать что-то делать
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Что делать, когда плохие отношения с матерью? – Нам поможет Божья Мать. Интересные феномены
  • Есть ли жизнь после развода? (Заметки той, которая точно знает, что есть).
  • Что за зверь такой – любовь к себе? И как его поймать
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • “Как быть, когда есть бессилие что-то изменить?”
  • Отношения: как понять, что между вами что-то есть?
  • Про секс: как разобраться что происходит в сексуальной жизни пары, что почитать?
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • Как понять, что у меня есть травма Внутреннего Дитя?
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Психология питания во время беременности "Мы есть то, что мы едим".
  • Как начать что-то, если постоянно устаешь и не хватает на что-то еще мотивации?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Мы в силах дать только то, что у нас есть.
  • Что выбрать? Мужчину, который Вам подходит или страх остаться одной?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Что происходит, когда мать кричит?
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Рефракторная зона: что делать, чтобы поменять то, что есть
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь