Терапевтические функции и их прототипы в жизни: альянс

Это очень странно, но модели психотерапии, основанные на работе с переносом, не предполагают, что пациент может относиться к терапевту не только как фигурам своих всемогущих или беспомощных родителей, но и как фигурам своих любимых или ненавистных старших и младших братьев и сестёр, и даже как фигурам своих одарённых или дефективных детей (рождённых или не рождённых). Среди немногих задумывавшихся о роли сиблингов в формировании личности, например, Альфред Адлер, предложивший описание специфических свойств характера детей в зависимости от порядка их рождения, и Хайнц Когут, обративший внимание на психологические особенности старших детей, в частности старших дочерей.

Без альянса терапия просто не может начаться, за исключением лечения в психиатрическом стационаре, потому что пациент как минимум должен прийти к терапевту, договориться с ним об условиях работы и начать эти условия соблюдать. Поэтому из любого терапевтического процесса просто невозможно исключить тот факт, что терапевт и пациент – это два обычных человека, которые на какое-то время договариваются о сотрудничестве на взаимоприемлимых условиях. Случаются, конечно, прецеденты, например, если терапевт – очень известная личность, или у пациента был какой-то очень необычный предыдущий опыт общения с психологами, тогда пациент приходит к терапевту уже со сформированным набором ожиданий, оказывающих влияние на альянс.

Терапевтические функции и их прототипы в жизни альянс

Прототип терапевтического альянса можно обнаружить в так называемом латентном периоде развития ребёнка с 6-7 до 12-13 лет. В этом возрасте дети идут в школу, больше общаются со сверстниками, много читают, обзаводятся различными увлечениями, учатся рассуждать логически и делать выводы из своих рассуждений. Они выходят из семейного кокона, обнаруживают и осваивают собственную психическую автономность от родителей. Ребёнок перестаёт относиться к родителям как Богам, он впервые может сделать вывод о несправедливости или неразумности поведения родителей. В латентный период дети учатся самостоятельно инициировать и поддерживать связи, показателем чего является тот факт, что именно в латентный период дети начинают по-настоящему дружить и у них появляются предпочтения в выборе друзей. Появление в жизни ребёнка таких «своих» связей помогает ему развивать свою индивидуальность и психологически дистанцироваться от родителей, что в свою очередь способствует нейтрализации агрессивных и сексуальных импульсов, и развитию способности к контролю и сублимации.

В терапии альянс выполняет роль причала, к которому можно пришвартоваться, когда терапевт и пациент начинаются захлёбываться переживаниями и терять ориентир в происходящем. Функции терапевтического альянса: создание и поддержание связей, тестирование реальности, нейтрализация актуализированных бессознательных фантазий и обогащение репертуара Эго за счёт идентификации с терапевтом как актуальным объектом – человеком со своей индивидуальностью и личной историей. Хороший альянс подразумевает право пациента на сомнение в действиях и словах терапевта и принятие терапевтом этих сомнений как обоснованных.

Как мне кажется, качество терапевтического альянса во многом зависит от опыта сиблинговых отношений у пациента и терапевта. На это указывал, в частности, Х. Когут, когда писал, что терапевты, которые были старшими детьми, склонны занимать позицию превосходства в отношении пациентов. По моим наблюдениям, терапевты-младшие дети склонны идеализировать нестандартные подходы и саботаж. Терапевтам, вообще не имевшим братьев или сестёр, сложно строить долгосрочные отношения на основаниях отличных от тех, когда на них любуются как на красно солнышко, им очень нравится и очень хочется чувствовать себя единственными и неповторимыми.

В некоторых случаях альянс может приобретать патологические черты сговора, прототипом которого является сиблинговый бунт против родителей. Это может быть объединение против какой-то внешней фигуры, например, против партнёра пациента или его родителей. Это может быть союз против какой-то абстрактной фигуры, за или против какого-нибудь живого или мёртвого научного авторитета или даже целой научной области. Для поддержания такого патологического сиблингового альянса в терапии всегда должен быть какой-то внешний враг и, как правило, благодаря добросовестности пациента и просвещённости терапевта в таковых никогда не бывает недостатка.

Продолжение следует.

Иллюстрация в тексте: Эгон Шиле.



Просмотров: 346
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Элементы терапевтического альянса ЭФТ
  • Эмпатический конструктивизм как метод построения терапевтического альянса
  • Дети, которые не оправдывают ожидания своих родителей
  • Если вы дети своих родителей...
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Дети доноры для своих родителей
  • Почему дети не слышат своих родителей?
  • Как повысить САМООЦЕНКУ/ №3. Мы - дети своих Родителей!
  • Почему дети похожи на своих родителей
  • Дети часто копируют своих родителей
  • Все мы - проблемные дети своих проблемных родителей.
  • Должны ли дети бояться своих родителей.
  • Дети своих родителей или следствия губительных посланий
  • «Как аукнется, так и откликнется» или Почему взрослые дети не уважают своих родителей
  • Дети быстро растут – правила отпускания своих малышей для родителей
  • Настрой детей против родителей
  • Ухоженная и успешная может быть очень несчастной
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Может ли развод родителей привести к психологической травме детей?
  • Как приличная мать может уставать от своих детей?
  • Для родителей, заинтересованых в успешности своих детей
  • Можно ли простить своих родителей?
  • Я не повторю опыт своих родителей со своими детьми!
  • Почему дети "выводят" своих родителей?
  • Как дети учатся. Моделирование родителей
  • Как дети учатся. Моделирование родителей
  • Можно ли ненавидеть своих родителей или надо уметь прощать?
  • Детский сад: за (2) и против: в детском саду дети учатся дисциплине
  • Когда дети в качестве родителей или перепутанные роли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь