|
Как дети учатся. Моделирование родителейАвтор статьи: Афанасьева Мария Александровна
Эту статью тоже можно начать с коротенькой истории. Даже не истории, а так, зарисовочки. Жаркий, солнечный день середины лета. Детская площадка. Тут, естественно, играют дети, в основном – малыши. Кто-то лепит куличики, кто-то катается с горки. А вот девочка лет трех-четырех и мальчик чуть-чуть помладше «делят» водяной пистолет. Делить-то его нечего, принадлежит он мальчику, который только что вынес его из дома вместе с запасом воды в бутылке – чтоб уж точно вволю настреляться. Но девочке тоже хочется пострелять… А мальчик не расположен к щедрости. Мама девочки и бабушка мальчика сидят поодаль на лавочке и ведут светскую беседу. Девочка начинает отнимать у мальчика пистолет. Мальчик упорствует и громко кричит: – Отойди, не дам! Ему удается вырвать у девочки свой пистолет. В ответ девочка с размаху бьет его ладошкой по плечу. В этот момент вмешиваются-таки взрослые. – Не смей так делать! Никогда, слышишь?! Сколько раз я тебе говорила – нельзя бить детей! – кричит разгневанная мать девочке. И… лупит ее по попе! Занавес. Сцена неприятная, пожалуй, для любого человека, а для психологически грамотного человека – так и вообще какой-то полнейший абсурд в непонятных декорациях. Мы зададим в этой ситуации один-единственный вопрос: чему учится девочка, которую бьют – и одновременно не велят бить детей? Да, разумеется, учится она бить детей. Помните? Дети никогда не делают то, что говорят родители. Дети просто делают то, что делают родители… Моделирование – это основа любого обучения. В любом возрасте мы обучаемся чему-то новому, моделируя кого-то, кто это уже умеет. Человек присваивает модели, которые кажутся ему эффективными, подчас с молниеносной скоростью. За это отвечает наше бессознательное; стремление постоянно повышать свою эффективность – его неотъемлемое свойство. Скажем, я делаю что-то определенным образом. Потом встречаю кого-то, кто, как мне кажется, делает это еще лучше – и перенимаю его модель как более эффективную. Например, ребенок растет в семье, где принято руки вытирать салфеткой. Мама так делает, папа так делает, он так делает. Потом малыш идет в детский сад и там, глядя на сверстников, узнает, что не обязательно каждый раз искать салфетку, можно-то руки и об одежду вытереть! Ему кажется, что эта модель эффективнее (так быстрее), и он берет ее на вооружение. Возможно, к неудовольствию родителей. Или другой пример: как известно, малыши, у которых есть старшие браться и сестры, приучаются ходить на горшок гораздо раньше, чем первые дети в семье: у них перед глазами пример того, как делают те, кто взрослее, сильнее, больше умеет и знает. Значит, стоит поучиться! Моделировать можно и осознанно, это только усиливает эффект, и кроме того – позволяет нам тщательнее отбирать модели, решать, что нам нужно, а что нет. Почему так важна эта избирательность? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте четко сформулируем, что же такое модель вообще. Как вы помните, мы с вами уже обсуждали логические уровни. Так вот, модель – это некая структура, стратегия, которая охватывает все логические уровни. Вспомним, к примеру, ту самую маму, которая отшлепала дочку за проступок. Что видим на уровне окружения? Окружение, надо полагать, в этом случае может быть любое. (Хотя, конечно, не известно, решится ли она на такие «воспитательные шаги» перед кабинетом своего начальника). Женщина определенным образом выглядит, у нее своеобразное выражение лица. Переходим к уровню поведения: что она делает? Бьет девочку, ругается, кричит. Как она это делает (уровень способностей)? Сердито, жестко, гневно, отчаянно. На что она способна? Быть агрессивной и жестокой. В чем убеждена? В том, что нужно силой заставить человека повиноваться себе. Какие ценности она в этот момент покрывает? Власть. Кто она в этот момент? Ну, скажем, рассерженная женщина. Или жестокая карательница. В чем вообще смысл всей этой ситуации для нее? В том, чтобы заставить дочь подчиняться. Вот она, модель, целиком, во всей «красе». Любая модель – как айсберг. Как правило, люди замечают только вершину ее, а именно – то, что проявляется на уровне окружения и поведения. Ну, может быть, способностей. Но мало кто задумывается о том, что под этой вершиной скрыта самая мощная, самая значительная часть модели, та, которая содержит информацию верхних логические уровней. И тот, кто модель присваивает, присваивает ее целиком. Всю. Вместе с убеждениями, ценностями, идентичностью себя во время следования этой модели и ее миссией. Дело не ограничивается видимой вершиной. А значит, вопрос моделирования все-таки заслуживает обдуманного подхода. (Кстати, если сравнить поведение мамы и дочки, не обращая внимания на то, что одной двадцать с лишним, а другой всего-то три, – много ли существенных отличий вы найдете? А все потому, что модель – одна и та же. Девочка просто смоделировала маму. Та тоже в свое время кого-то смоделировала. И так – испокон веков или вглубь них, кому как больше нравится…) И этот обдуманный подход необходим и в том случае, когда моделируете вы, и в том случае, когда моделируют вас. Скажем, младенец кормит вас с ложечки уже через несколько дней после того, как начали кормить его с ложечки вы. Он моделирует. И это, и многое другое. Что видит, слышит и чувствует. Ого, папа и мама, какие же они большие, сильные, всемогущие существа! Нужно стать, как они! А как они… ? И отношение родителя к другому родителю ребенок моделирует тоже. Что вы говорите и делаете, как вы это говорите и делаете. И все, что лежит глубже. Пока что это лишь ростки модели, для новорожденного, младенца, маленького ребенка недоступны к исполнению бывают ее поверхностные части, однако глубинная составляющая – доступна уже сейчас. И человек умный, мыслящий, всегда в состоянии спрогнозировать, чем обернутся для него самого его собственные модели, усвоенные ребенком, через много лет, когда раскроются в полную силу. Неточная цитата из Библии – есть время разбрасывать камни и время собирать камни. Но зачем разбрасывать камни, когда можно сеять семена? Дети, конечно, собрали бы и камни. И накормили бы ими любимых родителей по горло. Но ведь можно, можно же сеять семена и потом собирать плоды, которые по-настоящему захочется вкушать! И это более глубокая метафора, чем кажется на первый взгляд. А в завершение разговора приведем замечательную английскую пословицу: незачем воспитывать детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.
© Алексей и Мария Афанасьевы. Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|