Как дети учатся. Моделирование родителей

Эту главу тоже можно начать с коротенькой истории. Даже не истории, а так, зарисовочки. Жаркий, солнечный день середины лета. Детская площадка. Тут, естественно, играют дети, в основном – малыши. Кто-то лепит куличики, кто-то катается с горки. А вот девочка лет трех-четырех и мальчик чуть-чуть помладше «делят» водяной пистолет. Делить-то его нечего, принадлежит он мальчику, который только что вынес его из дома вместе с запасом воды в бутылке – чтоб уж точно вволю настреляться. Но девочке тоже хочется пострелять… А мальчик не расположен к щедрости.

Мама девочки и бабушка мальчика сидят поодаль на лавочке и ведут светскую беседу.

Девочка начинает отнимать у мальчика пистолет. Мальчик упорствует и громко кричит:

– Отойди, не дам!

Ему удается вырвать у девочки свой пистолет. В ответ девочка с размаху бьет его ладошкой по плечу. В этот момент вмешиваются-таки взрослые.

– Не смей так делать! Никогда, слышишь?! Сколько раз я тебе говорила – нельзя бить детей! – кричит разгневанная мать девочке. И… лупит ее по попе! Занавес.

Сцена неприятная, пожалуй, для любого человека, а для психологически грамотного человека – так и вообще какой-то полнейший абсурд в непонятных декорациях. Мы зададим в этой ситуации один-единственный вопрос: чему учится девочка, которую бьют – и одновременно не велят бить детей?

Да, разумеется, учится она бить детей. Помните? Дети никогда не делают то, что говорят родители. Дети просто делают то, что делают родители…

Моделирование – это основа любого обучения. В любом возрасте мы обучаемся чему-то новому, моделируя кого-то, кто это уже умеет. Человек присваивает модели, которые кажутся ему эффективными, подчас с молниеносной скоростью. За это отвечает наше бессознательное; стремление постоянно повышать свою эффективность – его неотъемлемое свойство. Скажем, я делаю что-то определенным образом. Потом встречаю кого-то, кто, как мне кажется, делает это еще лучше – и перенимаю его модель как более эффективную. Например, ребенок растет в семье, где принято руки вытирать салфеткой. Мама так делает, папа так делает, он так делает.

Потом малыш идет в детский сад и там, глядя на сверстников, узнает, что не обязательно каждый раз искать салфетку, можно-то руки и об одежду вытереть! Ему кажется, что эта модель эффективнее (так быстрее), и он берет ее на вооружение. Возможно, к неудовольствию родителей. Или другой пример: как известно, малыши, у которых есть старшие браться и сестры, приучаются ходить на горшок гораздо раньше, чем первые дети в семье: у них перед глазами пример того, как делают те, кто взрослее, сильнее, больше умеет и знает. Значит, стоит поучиться!

Моделировать можно и осознанно, это только усиливает  эффект, и кроме того – позволяет нам тщательнее отбирать модели, решать, что нам нужно, а что нет.

Почему так важна эта избирательность? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте четко сформулируем, что же такое модель вообще.

Как вы помните, мы с вами уже обсуждали логические уровни. Так вот, модель – это некая структура, стратегия, которая охватывает все логические уровни. Вспомним, к примеру, ту самую маму, которая отшлепала дочку за проступок. Что видим на уровне окружения? Окружение, надо полагать, в этом случае может быть любое. (Хотя, конечно, не известно, решится ли она на такие «воспитательные шаги» перед кабинетом своего начальника). Женщина определенным образом выглядит, у нее своеобразное выражение лица. Переходим к уровню поведения: что она делает?

Бьет девочку, ругается, кричит. Как она это делает (уровень способностей)? Сердито, жестко, гневно, отчаянно. На что она способна? Быть агрессивной и жестокой. В чем убеждена? В том, что нужно силой заставить человека повиноваться себе. Какие ценности она в этот момент покрывает? Власть. Кто она в этот момент? Ну, скажем, рассерженная женщина. Или жестокая карательница. В чем вообще смысл всей этой ситуации для нее? В том, чтобы заставить дочь подчиняться.

Вот она, модель, целиком, во всей «красе». Любая модель – как айсберг. Как правило, люди замечают только вершину ее, а именно – то, что проявляется на уровне окружения и поведения. Ну, может быть, способностей. Но мало кто задумывается о том, что под этой вершиной скрыта самая мощная, самая значительная часть модели, та, которая содержит информацию верхних логические уровней.

И тот, кто модель присваивает, присваивает ее целиком. Всю. Вместе с убеждениями, ценностями, идентичностью себя во время следования этой модели и ее миссией. Дело не ограничивается видимой вершиной. А значит, вопрос моделирования все-таки заслуживает обдуманного подхода.

(Кстати, если сравнить поведение мамы и дочки, не обращая внимания на то, что одной двадцать с лишним, а другой всего-то три, – много ли существенных отличий вы найдете?

А все потому, что модель – одна и та же. Девочка просто смоделировала маму. Та тоже в свое время кого-то смоделировала. И так – испокон веков или вглубь них, кому как больше нравится…)

И этот обдуманный подход необходим и в том случае, когда моделируете вы, и в том случае, когда моделируют вас.

Скажем, младенец кормит вас с ложечки уже через несколько дней после того, как начали кормить его с ложечки вы. Он моделирует. И это, и многое другое. Что видит, слышит и чувствует. Ого, папа и мама, какие же они большие, сильные, всемогущие существа! Нужно стать, как они! А как они… ?

И отношение родителя к другому родителю ребенок моделирует тоже. Что вы говорите и делаете, как вы это говорите и делаете. И все, что лежит глубже. Пока что это лишь ростки модели, для новорожденного, младенца, маленького ребенка недоступны к исполнению бывают ее поверхностные части, однако глубинная составляющая – доступна уже сейчас. И человек умный, мыслящий, всегда в состоянии спрогнозировать, чем обернутся для него самого его собственные модели, усвоенные ребенком, через много лет, когда раскроются в полную силу.

Неточная цитата из Библии – есть время разбрасывать камни и время собирать камни.

Но зачем разбрасывать камни, когда можно сеять семена?

Дети, конечно, собрали бы и камни. И накормили бы ими любимых родителей по горло. Но ведь можно, можно же сеять семена и потом собирать плоды, которые по-настоящему захочется вкушать!

И это более глубокая метафора, чем кажется на первый взгляд.

А в завершение разговора приведем замечательную английскую пословицу: незачем воспитывать детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.

 

© Алексей и Мария Афанасьевы. 

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием 



Просмотров: 480
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Современные модели отношений - как выбрать модель, которая подходит именно Вам
  • Мама, ты меня любишь? Почему дети задают этот вопрос?
  • 4–шаговая модель взаимодействия со страхами во время беременности (и не только!)
  • Бить или не Бить? Вот в чем вопрос… или Повествование о том, можно ли бить детей
  • Когда рождается девочка, Бог этому миру делает подарок!
  • Когда можно бить детей?
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Человек делает лучшее, на что он способен в данный момент времени.
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Вести из песочницы: что делают дети на детских площадках, когда истощенная мама не дает им внимание.
  • Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.
  • Депрессия. Биологическая модель. Модель транзактного анализа
  • Безответственные дети или как родителям не сойти с ума_Когнитивная модель позитивного мышления.
  • А другая девочка делает это лучше!
  • Регулирование мужской модели поведения. "Вам всем одно и тоже надо"
  • В каждый момент времени человек делает лучшее из возможного
  • Как проявляется модель Быть-Делать-Иметь
  • Почему дети делают совсем не то, что им говорят родители ?
  • 2 женских модели поведения, которые ни к чему хорошему не приводят
  • Что происходит, когда папа хочет мальчика, а рождается девочка?
  • Когда женщина делает эти 2 вещи, значит Вы уже потеряли её навсегда ...
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным
  • Почему человек знает, что ему нужно сделать и не делает этого
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Есть проблема! Что с ней делать? Модель SCORE , как метод разрешения проблемных ситуаций.
  • А вы тоже не знаете, чем можно радовать себя каждый день, не жертвуя временем и средствами?
  • Время собирать камни
  • Время собирать камни!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь