В настоящей статье постараюсь описать когнитивные процессы, которые протекают в каждый момент жизни любого живого существа с условным разделением их на три общепринятых «слоя»: сознательный, подсознательный и бессознательный. А также об общей структуре психосоматики и эффективности коррекционной работы на каждом из уровней.
Сознание – это процесс мышления, включающий в себя логику, критику, анализ, рассудочное мышление. То есть это те процессы, с помощью которых любая входящая информация фильтруется, анализируется и систематизируется. Сознание – это то, что очень легко вербализировать, то есть, выразить словами. На сознательном уровне человек легко может солгать как другим людям, так и самому себе.
Подсознание – это совокупность условных рефлексов, глубинных убеждений, привычек, автоматизмов, которые определяют устойчивые черты личности, а именно характер, темперамент, предрасположенность к тому или иному виду деятельности, типу реагирования на определенные обстоятельства и ситуации.
Подсознание является своеобразной «картой», с помощью которой индивид описывает для себя реальность - «территорию». В Нейро-Лингвистическом Программировании (НЛП) есть пресуппозиции (аксиомы) - «Карта не равна территории» и «Карта не равна карте», которые указывают на то, что призма, через которую каждый человек воспринимает окружающую действительность, не отражает её объективно, а отражает лишь то, как эта реальность воспринимается данным конкретным субъектом, исходя из наполнения его подсознания. Подсознание является тем самым слоем психики, который оказывает влияние, как на сознание, так и на бессознательное. Все подсознательные реакции находят своё отражение в различных телесных ощущениях. Примером того как различаются сознательные и бессознательные процессы может послужить такая ситуация: «Человек учится управлять автомобилем. В начале, он сознательно переключает передачи, сигналы и уделяет каждому этому действию достаточно своего внимания. В последующем он набирается опыта вождения и начинает действовать «на автомате», даже не задумываясь над тем, что нужно сделать что-то, то есть, его тело как бы само совершает необходимое действие. Это означает, что из слоя сознания эти действия перешли в подсознательный слой и у него выработался автоматизм на их совершение».
Есть два способа того как информация попадает в подсознание: научение и внушение (включая самовнушение).
Научение – это процесс повторения, который формирует нейронную связь, определяющую выработку условного рефлекса по принципу «стимул – реакция». Как в нашем примере с вождением.
Внушение – это процесс внедрения информации в подсознание в обход критического фактора сознания. Внушение и самовнушение возможно в случаях, когда снижен критический фактор (шок, состояние доверия «авторитетному» источнику, гипнотическое внушение и т.д.). Например, молодой человек хотел познакомиться с девушкой, а та рассмеялась над ним, либо ещё как-то отреагировала, чем ввела его в высокую степень смущения. В этот момент он испытал эмоциональный всплеск, чем снизил критический фактор и сделал вывод (читай самовнушение), что знакомиться с девушками очень неприятно. При этом он сделал логическую ошибку в виде обобщения. Но самовнушение «залетело» в подсознательный слой. В последующем он будет «автоматически» испытывать неприятные ощущения даже от мысли о знакомстве с девушками, а любые попытки логически обосновать «безопасность» этого процесса не дадут никакого результата, так как, подсознание это более «значимый для выживания» слой и имеет приоритет над сознанием.
То есть, зачастую подсознание содержит в себе установки, которые содержат логические ошибки и противоречат объективной реальности.
Бессознательное – это процессы, которые протекают в организме помимо воли субъекта. К ним относится кровообращение, обмен веществ, сердцебиение, потоотделение т другие. Запуск этих процессов обусловлен «выживательной необходимостью», которая заключается в том, что испытывая определенное чувство или эмоцию, субъект должен отреагировать на неё телесно (напасть/убежать/замереть/сжаться/вызвать рвоту/чихание/понос/слюноотделение/выделение пищеварительных ферментов и т.д.). Таким образом, бессознательное – это состояние тела, которое поставлено в прямую зависимость от подсознательных реакций на окружающий мир.
Если испытывать чувства и эмоции, но не реализовывать их возникают «перенапряжения» в психике и в теле, что вызывает психосоматические расстройства. Однако, зачастую реакция, которая «просится», может быть аморальной/асоциальной, а зачастую и уголовно преследуемой. Ведь нельзя же в социуме бить всех кого хочется побить, вступать в половую связь со всеми кто вызывает половое возбуждение, убегать каждый раз, когда испытываешь страх и т.д. Для того, чтобы избежать психологических проблем и психосоматических заболеваний, необходимо изменить подсознательное «содержимое», которое вызывает тот или иной тип реагирования в определенных ситуациях.
Для того чтобы изменить содержимое подсознания используются те же самые - научение и внушение. Научение более долгий процесс, внушение - более быстрый.
Однако, самую главную роль в эффективной коррекции, имеет диагностика истинной проблемы. Так как, логика подсознания очень нелогична. Для примера приведу недавний случай работы с фобией:
Дано - страх полицейских. Что они тебе могут сделать? Подкинут наркотики! И что тогда произойдет? Меня посадят в тюрьму! Что самого страшного в этом факте? Мои жена и дети будут в опасности, а я не смогу ничем помочь! Представь, что всё это уже случилось! Что чувствуешь? Абреакция. Воспоминание как в 4 года не мог ничего сделать, когда пьяный отец бил мать.
Соответственно, работать с полицейскими смысла не было никакого. Ключевой момент - это чувство беспомощности и выводы, которые были сделаны в 4 года и стали частью подсознания. А когда посмотрел ролик на Ютуб про то как полицейские подкинули кому-то наркотики - произошла активация этого чувства.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.