|
Сознание, подсознание, бессознательное. «Структура» и функции.Автор статьи: Давлетов Руслан Нугуманович
В настоящей статье постараюсь описать когнитивные процессы, которые протекают в каждый момент жизни любого живого существа с условным разделением их на три общепринятых «слоя»: сознательный, подсознательный и бессознательный. А также об общей структуре психосоматики и эффективности коррекционной работы на каждом из уровней.
Подсознание является своеобразной «картой», с помощью которой индивид описывает для себя реальность - «территорию». В Нейро-Лингвистическом Программировании (НЛП) есть пресуппозиции (аксиомы) - «Карта не равна территории» и «Карта не равна карте», которые указывают на то, что призма, через которую каждый человек воспринимает окружающую действительность, не отражает её объективно, а отражает лишь то, как эта реальность воспринимается данным конкретным субъектом, исходя из наполнения его подсознания. Подсознание является тем самым слоем психики, который оказывает влияние, как на сознание, так и на бессознательное. Все подсознательные реакции находят своё отражение в различных телесных ощущениях. Примером того как различаются сознательные и бессознательные процессы может послужить такая ситуация: «Человек учится управлять автомобилем. В начале, он сознательно переключает передачи, сигналы и уделяет каждому этому действию достаточно своего внимания. В последующем он набирается опыта вождения и начинает действовать «на автомате», даже не задумываясь над тем, что нужно сделать что-то, то есть, его тело как бы само совершает необходимое действие. Это означает, что из слоя сознания эти действия перешли в подсознательный слой и у него выработался автоматизм на их совершение». Есть два способа того как информация попадает в подсознание: научение и внушение (включая самовнушение). Научение – это процесс повторения, который формирует нейронную связь, определяющую выработку условного рефлекса по принципу «стимул – реакция». Как в нашем примере с вождением. Внушение – это процесс внедрения информации в подсознание в обход критического фактора сознания. Внушение и самовнушение возможно в случаях, когда снижен критический фактор (шок, состояние доверия «авторитетному» источнику, гипнотическое внушение и т.д.). Например, молодой человек хотел познакомиться с девушкой, а та рассмеялась над ним, либо ещё как-то отреагировала, чем ввела его в высокую степень смущения. В этот момент он испытал эмоциональный всплеск, чем снизил критический фактор и сделал вывод (читай самовнушение), что знакомиться с девушками очень неприятно. При этом он сделал логическую ошибку в виде обобщения. Но самовнушение «залетело» в подсознательный слой. В последующем он будет «автоматически» испытывать неприятные ощущения даже от мысли о знакомстве с девушками, а любые попытки логически обосновать «безопасность» этого процесса не дадут никакого результата, так как, подсознание это более «значимый для выживания» слой и имеет приоритет над сознанием. То есть, зачастую подсознание содержит в себе установки, которые содержат логические ошибки и противоречат объективной реальности. Если испытывать чувства и эмоции, но не реализовывать их возникают «перенапряжения» в психике и в теле, что вызывает психосоматические расстройства. Однако, зачастую реакция, которая «просится», может быть аморальной/асоциальной, а зачастую и уголовно преследуемой. Ведь нельзя же в социуме бить всех кого хочется побить, вступать в половую связь со всеми кто вызывает половое возбуждение, убегать каждый раз, когда испытываешь страх и т.д. Для того, чтобы избежать психологических проблем и психосоматических заболеваний, необходимо изменить подсознательное «содержимое», которое вызывает тот или иной тип реагирования в определенных ситуациях. Для того чтобы изменить содержимое подсознания используются те же самые - научение и внушение. Научение более долгий процесс, внушение - более быстрый. Однако, самую главную роль в эффективной коррекции, имеет диагностика истинной проблемы. Так как, логика подсознания очень нелогична. Для примера приведу недавний случай работы с фобией: Дано - страх полицейских. Соответственно, работать с полицейскими смысла не было никакого. Ключевой момент - это чувство беспомощности и выводы, которые были сделаны в 4 года и стали частью подсознания. А когда посмотрел ролик на Ютуб про то как полицейские подкинули кому-то наркотики - произошла активация этого чувства.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|