|
Подсознание... Подсознание... Вся жизнь на подсознании? Правда, почти вся…Автор статьи: Александр Юрьевич Панасюк
ПОДСОЗНАНИЕ… ПОДСОЗНАНИЕ… ВСЯ ЖИЗНЬ НА ПОДСОЗНАНИИ? ПРАВДА, ПОЧТИ ВСЯ…
О чём пойдет речь… Американцы: «В 80% случаев человеком управляет подсознание!» - «А Вы докажите…» Доказали: чаще наше поведение строиться «на автопилоте», т.е. по программам подсознания Когда же мы переходим «на ручное управление»? Чтобы узнать о человеке, надо заглянуть в его подсознание «А что у него в подсознании?»
Американцы: «В 80% случаев человеком управляет подсознание!» - «А Вы докажите…»
Одну из предыдущих статей мы закончили вопросом: Итак, чем же наше поведение в большей мере управляется — про-граммами подсознания или программами сознания? Ответив на этот вопрос, мы будем знать, что же важнее для понимания человека — его подсознание или его сознание? Американские психологи говорят — подсознание, наши, отечественные, судя по учебникам психологии, с этим совершенно не согласны! Кто прав? Поговорим. Но только в следующий раз. Вот и наступил «следующий раз». Чтобы дать аргументированный ответ на поставленный выше вопрос, для этого давайте, уважаемые мои читатели, проанализируем обычный рабочий день обычного человека. Итак, утром он встал и, как обычно, — за утренний туалет. Вопрос: когда человек чистит зубы, он может о чем-либо другом в этот момент думать (например, о предстоящих сегодня переговорах)? Определенно может. - А о чем, — спрашиваю я своих слушателей (с которыми мы изучаем подсознание) , — Вы чаще всего при этом думаете: о том, как чистить зубы (как орудовать щеткой) или о чем-либо другом? И получаю от подавляющего большинства ответ — о чем-либо другом. Так же «автоматически» человек умывается, мужчины бреются, а женщины делают макияж («боевой раскрас»))). Впрочем, небольшая поправка: женщины иногда все-таки думают (т. е. включают сознание), какой макияж им сегодня сделать, т. е. иногда к этой операции напрямую подключают свое сознание. Но, во-первых, думают большинство из них об этом не каждое утро, а лишь иногда, а, во-вторых, думают о том, какой макияж делать, а не о том, как это делать. О том, как это делать, они думали, когда им было лет десять-пятнадцать (так же как думали о том, как чистить зубы, в пятилетнем возрасте; а потом — все «на автопилоте»). Затем человек одевается, и опять — иногда некоторые женщины думают, что им сегодня надеть (но опять — «иногда», «некоторые», и «что», а не «как»). Во всяком случае, до сего момента большинство поведенческих актов осуществляется без специального поэтапного «думанья», без участия сознания (если это обычный день обычного человека). Затем завтрак — иногда даже не думают (не видят), что едят, не говоря о том, думают ли, как орудовать вилкой-ножом; тоже все «на автопилоте». Затем — в путь, на работу. И тоже — не думают, где свернуть, где пересесть и на какой транспорт — маршрут изучен давным-давно, «могу с закрытыми глазами…». «А вот вчера, — задаю я направление мысли моим слушателям, — я ехал на работу «на ручном управлении». Что бы это значило?» И теперь для них, познавших, что есть «сознание» и что есть «подсознание», решить эту задачу ничего не стоит: «Вчера Вы по каким-то причинам ехали на работу по необычному маршруту». Верно. И вот Вы на работе… А кто (что) здесь управляет нашими поведенческими актами — сознание или подсознание? Этот вопрос, а также вопрос образования наших производственных навыков настолько важен, что мы посвятили ему в своеобразной энциклопедической книге о подсознании специальный раздел «Педагогическая функция подсознания». Здесь же мы лишь представим сделанный в том разделе на основании многочисленных примеров и аргументов вывод: большинство профессиональных действий (и не только механических, но и интеллектуальных) опытного работника осуществляются по программам, находящимся в подсознании.
Доказали: чаще наше поведение строиться «на автопилоте», т.е. по программам подсознания
А теперь, проанализировав практически все действия, выполняемые человеком в течение обычного (рабочего) дня, вновь попытаемся ответить на поставленный в конце предыдущей статье вопрос: «…кто, т. е. что больше нами управляет — наше сознание или наше подсознание. То есть, по-Вашему, по каким программам мы все делаем чаще — по программам сознания или подсознания?» Оказывается, подавляющее большинство наших действий (а мы, описывая обычный рабочий день человека, умышленно детализировали его поведенческие акты) в течение обычного дня осуществляются по программам подсознания («на автопилоте», «на автоматике»). Сознание лишь запускает эти программы, следит за возможным изменением ситуации, а все остальное — как при «Радостной встрече». - И что, автор. вовсе не думаем, что ли? - Думаете, обязательно думаете либо о том, о чем думали, когда чистили зубы, либо тогда, когда выполняли не привычную, редкую операцию, не ту, которую делаете каждый день.
Когда же мы переходим «на ручное управление»?
А значит, только тогда, когда мы сталкиваемся с нетипичной, не-стандартной, необычной ситуацией (новый, ранее не известный элемент одежды — «как с ним обращаться?»; встреча с необычным человеком, например, со священнослужителем-буддистом — и здесь тоже: «как с ним обращаться»), то только в этих случаях — как при «Вежливой встрече», на уровне сознания. Но, как известно, «нестандартные», «нетипичные», «необычные» ситуации потому так и называются, что они редкие, а значит, — и теперь важный вывод! — в большинстве обычных, типичных ситуаций нами управляет подсознание, наше поведение строится по программам, находящимся в подсознании (американские психологи вычислили, что таких ситуаций примерно в 4 раза больше, чем нестандартных). А отсюда и самый главный для понимания роли подсознания в поведении человека вывод: подсознание является ведущим в обеспечении подавляющего большинства поведенческих актов человека.
Чтобы узнать о человеке, надо заглянуть в его подсознание
А значит, если мы хотим узнать, что за человек перед нами, что нам важнее знать: что у него в его сознании, или что у него в его подсознании, которое управляет, как мы увидели, подавляющим большинством поведенческих актов каждого человека. Отсюда – еще одна функция подсознания: психодиагностическая… А также, как мы узнаем в дальнейшем, подсознание не только управляет нашим поведением. Оно еще и защищает нас от разных проблем, бережет наше здоровье, особенно психическое. Оно еще выполняет и роль «пророка», прогнозируя развитие событий в нашей жизни. Оно еще и обучает нас, ибо без его участия не обходится профессиональное обучение: не обучение профессии — это само собой, тут без подсознания ни шагу, а педагогическая деятельность. Многие педагоги даже и не подозревают, что обучая чему-либо своих отпрысков, они это делают только с опорой на их подсознание. А еще без подсознания никак не обойтись при лечении людей, особенно в работе психотерапевта. А еще…
«А что у него в подсознании?»
— Простите, автор, а что, действительно без подсознания — ни шагу в жизни, так что ли? — Ну, не то чтобы ни шагу, но — помните цифру, приводимую американскими психологами? Они очень близки к истине. — Но тогда почему же это не проходят в школе? Или хотя бы в вузе? — «Или хотя бы обучали этому психологов», добавьте еще, да? — Ну это-то само собой разумеется, автор! — Ах, если бы это было так… Не так, дорогой мой оппонент, все совсем не так. — Это почему же!? — Поговорим. Но в другой раз. Ключевые слова: #подсознание; #американские-психологи; #управление_поведением; #поведение_на_автопилоте; #поведение_на_ручном_управлении; #сознание; #заглянуть_в_подсознание; #обучение психологов.
А в завершение – как обычно: «Есть ли вопросы?». Готов ответить.
С уважением, проф. А. Панасюк Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|