|
Монетарные отношения личностно зрелых людей как педагогический идеалАвтор статьи: Михаил Семенов
В работах российского философа В.Л.Иноземцева [1] и в других современных концепциях постиндустриального общества социально-экономическое развитие стран возможно не только через трансформацию социальных структур, а вследствие духовной и интеллектуальной эволюции людей, личностного роста. Так исследования российских и зарубежных ученых доказывают, что экономическая удовлетворенность как субъективный показатель слабо связана с объективным уровнем экономического благосостояния человека [2]. Следовательно, изучение экономического образа жизни, экономического сознания личностно зрелых людей дает обществу определенный педагогический идеал экономического развития. Отношение к деньгам является важным компонентом экономического сознания социальных групп и конкретных людей. От экономических представлений о всеобщей эквивалентности денег гуманитарные науки переходят к изучению специфических особенностей отношения людей к деньгам. В социальной психологии такими особенностями являются монетарные ценности, потребности, мотивы, социальные установки, а также экономическое мышление и экономические представления (А.Л.Журавлев, А.Б.Купрейченко [3], В.П.Позняков [4]). Исследования, проведенные В.В.Новиковым, С.И.Ериной и др. [5], показывают, что монетарное поведение зависит как от происходящих социальных изменений, так и от индивидуально-психологических особенностей людей. В психологических и педагогических работах выделяется проблема формирования "гармоничных отношений" к деньгам (О.С.Дейнека [6], С.Ю.Буренина [7], А.Б.Фенько [8] и др.), ставится вопрос о процессах экономической социализации и задачах экономического воспитания. Поэтому рассматриваемая проблематика оказывается важной для каждой семьи, заинтересованной в воспитании экономически эффективного и личностно зрелого человека. Отношение к деньгам взаимосвязано с потребительским поведением и часто его определяет. Личностная зрелость как один из критериев типологизации потребителей широко используется за рубежом в маркетинге стилей жизни (Дж.Ф. Энджел и др. [9]), является одним из критериев социальной стратификации. Формирование в России с девяностых годов двадцатого века новых социально-экономических отношений ставит проблему адаптации к рынку зрелых людей, у которых экономическое сознание формировалось при социализме. Трансформация экономической среды, возникновение различных форм собственности, финансовое расслоение общества приводит к дифференциации экономического сознания и экономических отношений, в том числе к появлению различных социально-психологических типов людей по отношению к деньгам. Для одних деньги - цель жизни, для других - условие существования, и каждому типу отношений соответствует специфическое монетарное поведение (В.А.Хащенко [10]). Ряд отечественных и зарубежных психологов обращают внимание на то, что отношение к деньгам изменяется по мере развития личности и самоактуализации (А.А.Капустин [11], Poduska B.[12]). Мы считаем, что понимание сущности отношения людей к деньгам получит свое развитие за счет сравнительного анализа монетарных отношений у людей с разным уровнем личностной зрелости. Кроме того, необходимо уточнить понятия "монетарная потребность" и "монетарная удовлетворенность", соотнести понятия "монетарное" и "материальное". Таким образом, мы считаем необходимым расширить существующее понимание природы, функций и свойств монетарных отношений, их места во взаимоотношении человека с окружающей средой. В проведенных в течение нескольких лет эмпирических исследованиях особенностей монетарных отношений у личностно зрелых людей были доказаны следующие положения: 1. Существуют особенности в отношении к деньгам у людей, имеющих разный уровень личностной зрелости. Отличия в отношении к деньгам у людей, имеющих высокий уровень личностной зрелости, проявляются в специфической иерархии ценностей. Происходящие в человеке изменения, обусловленные личностным ростом, приводят к снижению ценности денег, повышается уровень монетарной удовлетворенности. 2. В мотивах расходования денег у людей, имеющих высокий уровень личностной зрелости, в большей степени представлены мотивы творчества, познания, саморазвития, альтруистической помощи другим людям. 3. У личностно зрелых людей формируется более рациональное и осознанное отношение к деньгам, преобладают установки на рациональное потребительское поведение. 4. Личностно зрелые люди быстрее обучаются новым правилам поведения в экономически нестабильной среде, в ситуации финансовых затруднений чаще ориентированы на объективное и рациональное восприятие сложившейся ситуации и поиск решения проблемы. 5. Существенные изменения в монетарных отношениях у личностно зрелых людей проявились на разных уровнях, что свидетельствует о системном характере этих изменений. 6. Данные особенности могут выступать педагогическим идеалом для задач воспитания гармоничных монетарных отношений, а предложенный методический подход – сравнение обычных и личностно зрелых людей –инструментом для уточнения и развития педагогического идеала.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|