|
Сверх-Я. Темница из морали и наказания, тормозящая развитие ЯАвтор статьи: Михаил Сергеевич Тараканов
Если верить Зигмунду Фрейду, то психика человека устроена удивительным образом. С одной стороны, она контролируется моралью (Сверх-Я), с другой стороны соблазняется влечениями (Оно). А где-то посередине, за этими громадинами, возникшими из бессознательного, словно испуганно и недоумевая, скромно, наивно и часто бессильно наблюдает Я. Карл Густав Юнг объяснял данный парадокс тем, что психика современного человека содержит в себе все уровни своего развития, начиная с самых древних. И каждый из нас проживает эти этапы становления, осложняемые тем фактом, что индивидуальные процессы всегда очень тесно переплетены с коллективными. Тогда действительно становится понятно, что сначала человеком управляли в большей степени инстинкты. Затем появились правила жизни группы (племени, рода, семьи). А уже позже сформировалось Я как индивидуальное сознание. Можно предположить тогда, что вероятнее всего именно Сверх-Я (разумеется, из лучших на его совестливый взгляд побуждений), часто тормозит наши импульсы и движение вперёд. Если эта тенденция выражена в крайней степени, то внутренний (и, как следствие, внешний мир) превращается в символическую темницу, тюрьму, зону отчуждения, лагерь строгого режима, даже в ад. Извините за метафоры, но так считаю. Иногда можно услышать от вполне благополучных успешных людей, прошедших социализацию и адаптированных более прочих, что они не испытывают радость и удовольствие от своей весьма насыщенной жизни. Но почему? Откуда берутся их депрессии, смертельные заболевания, несчастные случаи и прочие неприятности без видимых на то причин?! Символически любой кризис можно представить как дисбаланс внутренних процессов. В данном случае, сильно раздутое Сверх-Я может очень агрессивно наказывать Я практически за мельчайшие оплошности. Эта парадоксальная внутренняя аморальность (или жестокость по отношению к самому себе) может быть опасна саморазрушением и психики, и тела. Индивидуальные внутренние законы и порядки должны быть максимально осознаваемы. То есть контроль за ними должен быть отдан в руки разумному взрослому Я (личности, по З. Фрейду). А затем уже передан Самости (Верховной личности, по К.Г. Юнгу). Пока этого не произойдет, Сверх-Я, особенно, если оно по тем или иным причинам гиперморально и изводит Я с беспощадной яростью, действительно может сильно усложнить движение психики вперёд к развитию. Разумеется, дело не в том, что человек со снижением власти Сверх-Я теряет совесть и мораль. Реальное Я, потратившее время, силы и энергию на работу со своим Сверх-Я, повзрослевшее за счёт этого, просто не может быть низких этических норм. Напротив, человечность и сострадание становятся его обычными спутниками. Это означает переход на другой уровень осознавания и контроля тех же самых процессов. Уже не говоря про выход на духовный уровень Самости. Задача видится мне вполне посильной: научиться ясно улавливать как свои, так и (обязательно) чужие нормы морали, нравственности, этики, традиций. Будь то индивидуальные, семейные, корпоративные, национальные, религиозные и так далее. Принимать, уважать и благодарить за многообразие и неповторимость людей, культур и обычаев. А самое главное, стоит познать, что можно чувствовать себя комфортно и адекватно при любых внешних обстоятельствах. Что понимание, любовь и уважение к другим начинается с понимания, любви и уважения к индивидуальности своего богатого и сложного внутреннего мира.
* Иллюстрации - Джамиль Вог (с согласия автора). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|