Сверх-Я. Темница из морали и наказания, тормозящая развитие Я

 

 "Тот факт, что признание реальности подсознательного сопряжено с необходимостью честного самоизучения и переустройства своей жизни, побуждает многих вести себя так, словно ровным счётом ничего не случилось. Чтобы воспринимать подсознание всерьёз и биться над задачами, которые оно ставит, требуется большое мужество".

Мария-Луиза фон Франц

 

 

Если верить Зигмунду Фрейду, то психика человека устроена удивительным образом. С одной стороны, она контролируется моралью (Сверх-Я), с другой стороны соблазняется влечениями (Оно). А где-то посередине, за этими громадинами, возникшими из бессознательного, словно испуганно и недоумевая, скромно, наивно и часто бессильно наблюдает Я.

   Карл Густав Юнг объяснял данный парадокс тем, что психика современного человека содержит в себе все уровни своего развития, начиная с самых древних. И каждый из нас проживает эти этапы становления, осложняемые тем фактом, что индивидуальные процессы всегда очень тесно переплетены с коллективными.

Сверх Я Темница из морали и наказания тормозящая развитие Я

   Тогда действительно становится понятно, что сначала человеком управляли в большей степени инстинкты. Затем появились правила жизни группы (племени, рода, семьи). А уже позже сформировалось Я как индивидуальное сознание.

   Можно предположить тогда, что вероятнее всего именно Сверх-Я (разумеется, из лучших на его совестливый взгляд побуждений), часто тормозит наши импульсы и движение вперёд. Если эта тенденция выражена в крайней степени, то внутренний (и, как следствие, внешний мир) превращается в символическую темницу, тюрьму, зону отчуждения, лагерь строгого режима, даже в ад. Извините за метафоры, но так считаю.

   Иногда можно услышать от вполне благополучных успешных людей, прошедших социализацию и адаптированных более прочих, что они не испытывают радость и удовольствие от своей весьма насыщенной жизни. Но почему? Откуда берутся их депрессии, смертельные заболевания, несчастные случаи и прочие неприятности без видимых на то причин?!

    Символически любой кризис можно представить как дисбаланс внутренних процессов. В данном случае, сильно раздутое Сверх-Я может очень агрессивно наказывать Я практически за мельчайшие оплошности. Эта парадоксальная внутренняя аморальность (или жестокость по отношению к самому себе) может быть опасна саморазрушением и психики, и тела.

   Индивидуальные внутренние законы и порядки должны быть максимально осознаваемы. То есть контроль за ними должен быть отдан в руки разумному взрослому Я (личности, по З. Фрейду). А затем уже передан Самости (Верховной личности, по К.Г. Юнгу).

   Пока этого не произойдет, Сверх-Я, особенно, если оно по тем или иным причинам гиперморально и изводит Я с беспощадной яростью, действительно может сильно усложнить движение психики вперёд к развитию.

   Разумеется, дело не в том, что человек со снижением власти Сверх-Я теряет совесть и мораль. Реальное Я, потратившее время, силы и энергию на работу со своим Сверх-Я, повзрослевшее за счёт этого, просто не может быть низких этических норм.

   Напротив, человечность и сострадание становятся его обычными спутниками. Это означает переход на другой уровень осознавания и контроля тех же самых процессов. Уже не говоря про выход на духовный уровень Самости.

   Задача видится мне вполне посильной: научиться ясно улавливать как свои, так и (обязательно) чужие нормы морали, нравственности, этики, традиций. Будь то индивидуальные, семейные, корпоративные, национальные, религиозные и так далее. Принимать, уважать и благодарить за многообразие и неповторимость людей, культур и обычаев.

   А самое главное, стоит познать, что можно чувствовать себя комфортно и адекватно при любых внешних обстоятельствах. Что понимание, любовь и уважение к другим начинается с понимания, любви и уважения к индивидуальности своего богатого и сложного внутреннего мира.

 

  * Иллюстрации - Джамиль Вог (с согласия автора).



Просмотров: 351
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Может быть, со мной что-то не так?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Отличие фрейдовского Сверх-Я от лакановского Идеала-Я
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что самое худшее и что самое лучшее, что может дать мужчина в отношениях со своей женщиной
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Что делает людей несчастными? Как перестать быть несчастным уже сегодня
  • Как быть с тем, что люди иногда подводят?
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как быть верным себе и справляться с тем, что выводит из равновесия?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Грань 15. Почему ты решила, что тебе в жизни просто так что-то дадут
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что такое дивергентное мышление и как оно может развиваться
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь