Представления о психозе в теории З. Фрейд

Первую попытку описания механизма функционирования психоза Freud S. предпринял в работе «Толкование сновидений» (1900 г.), в которой он утверждает, что сновидение и психоз имеют много общего, у них одна и та же особенность представления, а именно - исполнение желания. Freud S. полагал, что именно эта особенность является ключом к психологическому пониманию как теории сновидения, так и к пониманию того, что представляет собой психоз. Помимо исполнения желания, он видел также такие общие у сновидения и психоза особенности, как скачка идей при психозе, которая соответствует быстрой смене представлений в сновидении. В обоих этих состояниях психики отсутствует линейная протяжённость времени, отсутствует хронология событий. Расщепление Я в сновидении, когда одно Я сновидца наблюдает за действиями другого (других) Я, или сновидец слышит собственные мысли в сновидении, тождественно расщеплению Я при психозе, слышимым психотиком голосам. И даже психотический бред имеет свою аналогию в сновидении - стереотипно повторяющиеся сновидения или ночные кошмары. Freud S. пишет о том, что сновидение заменяет собой действие в жизни и это ещё одна общая особенность сновидения и психоза, о которой Freud S. в данной работе не указывает. Психотик заменяет свои действия словами, фантазиями и это полностью тождественно тому, что происходит в сновидении.

В «Толковании сновидений» Freud S. сделал лишь первые наброски о механизме психоза, его связи с механизмом сновидения. Автор полагал, что изучение и создание психологической теории сновидения будет способствовать нашему более полному пониманию мира психотического субъекта.

Из данной работы можно сделать следующий основной вывод: поскольку сновидение - это полностью продукт бессознательного (цензура Я ослаблена в сновидении, бессознательные желания ничего не сдерживает), - постольку и то, что мы можем наблюдать при психозе - это открытое проявление бессознательного (при психозе Я тоже полностью не утрачивает своей связи с реальностью, его цензура ослаблена, бессознательные желания свободно проявляют себя).

Пожалуй, первым психоаналитиком, работавшим с психотическими пациентами, был Karl Abraham, который был учеником Freud S. и чьи взгляды Frued S. разделял.

27 апреля 1907 года на ежегодном собрании Немецкого общества психиатрии во Франкфурте-на-Майне Abraham K. выступает с докладом «О значении юношеских сексуальных травм для симптоматологии dementia praecox», в котором обращает своё внимание на один принципиальный момент - ранняя сексуальная травма не является причиной формирования психотической структуры, а формирует его симптоматологию.

26 апреля 1908 года Abraham K. выступает на Международном психоаналитическом конгрессе в Зальцбурге со статьёй «Психосексуальные различия истерии и dementia praecox», в которой он даёт феноменологическое описание психоза в рамках фрейдовский теории сексуальности. Здесь Abraham K. указывает на то, что вытесненные сексуальные желания являются источниками симптомов как для истерии, так и для шизофрении, но, в отличии от истерии, при шизофрении отсутствует способность к сексуальному переносу, а значит и к объектной любви. Психотический субъект не испытывает симпатии к своим родным, он к ним равнодушен либо чувствует по отношению к ним враждебность, которая переходит в манию преследования. Abraham K. обращает внимание на то обстоятельство, что сильная враждебность приходит, как правило, на место чрезмерно сильной симпатии к человеку. Причём эта страсть разрушения проявляется также и по отношению к предметам, от которых они не способны испытывать радость. Такой декатексис либидо от живых и неодушевлённых объектов и потеря чувств, которые способен испытывать невротический субъект в результате сублимации, характерны для определённого состояния в раннем детстве, которое Freud S. назвал аутоэротическим. Таким образом, психосексуальной особенностью психотического субъекта является его возврат к аутоэротизму, а симптомы психоза являются проявлением аутоэротической сексуальной деятельности.

Отводя своё либидо от объектов, психотический субъект в одиночку противостоит всему миру. Возникает впечатление, что бредовые идеи преследования направлены на того человека, который первоначально был сексуальным объектом. Бред величия также заключается в инфантильном аутоэротизме и имеет свою аналогию с любовной переоценкой между влюблёнными, только в данном случае сам психотик является своим сексуальным объектом, катектирует на себе всё своё либидо. Поскольку всё либидо психотика ориентировано исключительно на себя, то и весь его мир заключается лишь в нём самом. Психотический субъект замыкается на себе, скрываясь от устремлённого на него внимания. Как правило, психотики не выносят устремлённого на них взгляда. Их бессознательное формируется галлюцинаторным способом чувственного восприятия, которое соответствует замещённым желаниям.

В конце своей статьи Abraham K. приходит к выводу, что как при истерии, так и при психозе психосексуальная конституция является врождённой. Исходя из чего можно сделать вывод, что излечение психотика невозможно, его можно лишь «примирить» с реальностью в процессе анализа.

В данной статье Abraham K. также указывает на особенно большую склонность психотиков к онанизму, заключая, что они никогда не смогут полностью преодолеть инфантильный аутоэротизм. В соответствии с чем он заявляет, что психосексуальная конституция психотического субъекта основана на торможении развития, которая выражается помимо неспособности преодолеть аутоэротизм ещё в анормальной устойчивости парциальных влечений.

В работе «Notes of the Psycho-Analytical Investigation and Treatment of Manic-Depressive Insanity and Allied Conditions» (1911 г.) Abraham K. пишет о том, что при психотических депрессиях и тяжелых формах навязчивого невроза также происходит отвод либидо от внешних объектов из-за сильной враждебности к миру. Их ненависть парализует их способность любить. Такие субъекты вынуждены постоянно вытеснять свою ненависть, что лишает их энергии и лишает сил. Abraham K. не писал про это применительно к психозам, но стоит обратить внимание на аналогичную враждебность, невозможность сексуального трансфера и проекцию своей ненависти на окружающих, формирующих паранойю, у психотических субъектов.

Следуя хронологии работ Freud S., следующая работа, в которой он развивает свои идеи относительно этиологии психоза, - это «Психоаналитические заметки об одном случае паранойи (dementia paranoides), описанном в автобиографии» (1911 г.). В этой работе Freud S. сравнивает разницу между паранойей и шизофренией, на что стоит обратить внимание в рамках данного исследования.

Freud S. предполагает, что фиксация при паранойе происходит в фазе нарциссизма, в отличии от шизофрении, при которой он тоже предполагал фиксацию, но в фазе инфантильного аутоэротизма. Стоит обратить внимание на то, что паранойю он мыслил как откат от вытесненной, сублимированной гомосексуальности, при шизофрении же субъект застревает в фазе аутоэротизма, за границы которой его психосексуального развития не происходит. Психотик ничего не вытесняет и сублимировать ему не приходится.

При анализе заметок Daniel Paul Schreber «Воспоминания невропатологического больного» (Denkwürdigkeiten eines Nervenkranken, 1903 г.) Freud S. формулирует гипотезу относительно механизма бредообразования. Бред психотика - это не симптом болезни, а попытка  исцеления, реконструкции реальности, поскольку при образовании бредовых представлений в психику субъекта извне возвращаются «исторгнутые из души чувства» [8, с. 135], отброшенные представления, и либидо направляется на людей. Последнее проявляется в бреде преследования психотика, оборотной стороной которого всегда является бред величия. Бред величия указывает на возврат освободившегося либидо к Я. Таким образом получается, что часть высвободившегося либидо направляется на людей, а часть на Я, способствуя его возвеличиванию. Субъект пребывает в нарциссической фазе, на которой его Я является его сексуальным объектом. Можно предположить, что психотический субъект становится способным к образованию бредовых представлений тогда, когда его либидо становится способным освободиться от частичных внутренних объектов (инфантильный аутоэротизм) и устремиться к Я субъекта как к более интегрированной конструкции, целостному объекту, в то же время направляясь частично на людей и окружающие объекты. Возможно, что бред - это не сколько реконструкция внешней реальности психотическим субъектом, сколько конструирование собственного Я, результат работы психотика над сборкой и упорядочением себя.

Вопреки распространённому мнению о том, что психотик полностью не контактирует с реальностью, Freud S. полагал, что это не так. Часть Я всегда имеет дело с окружающей реальностью, воспринимает окружающий мир, а отношение к миру детерминировано главным образом утратой либидинозного интереса посредством отторжения либидо. Появление галлюцинаций Freud S. так же предполагал как попытку субъекта к исцелению, стремлением вновь обратить либидо на объекты.

В статье «О введении понятия «нарцизм»» (1914 г.) Freud S. указывает на такую особенность психотического субъекта, как отдаление либидо от людей, объектов внешнего мира, не заменив эти объекты другими в своей фантазии. По сути, Freud S. указывает на то, что психотик не способен символизировать в своей психике образы внешних объектов.

В этой же статье Freud S., продолжая развивать идею о том, что Я психотического субъекта воспринимает окружающий мир, полагает, что отделение либидо от объектов происходит лишь частично, а потому в картине психоза можно выделить следующие три группы явлений:

остаточные явления, под которыми он подразумевал сохранившиеся нормальные или невротические явления;проявления болезненного процесса (отделение либидо от объектов, бред величия, ипохондрия, аффективные нарушения, все виды регрессии);возврат отброшенного материала, в результате которого либидо вновь катектирует на объекты.Аутоэротическое сексуальное удовлетворение связано с функциями самосохранения младенца. Сексуальные влечения на этой фазе способствуют удовлетворению влечений Я, потом они становятся независимыми от них. Поскольку регресс психотического пациента происходит до инфантильной аутоэротической фазы, то можно предположить, что психотический субъект не чувствует себя в безопасности, его функция самосохранения не может быть удовлетворена, по какой-то причине он чувствует угрозу разрушения, уничтожения и это провоцирует в нём постоянное стремление к переживанию аутоэротического сексуального удовлетворения. В этой фазе происходит нечто непереносимое настолько, что юный субъект вынужден отбросить какой-то неприемлемый для него материал, что, возможно, в последствии приводит к невозможности образования идеала, являющегося необходимым условием для вытеснения со стороны Я.

В этой статье далее Freud S. пишет о том, что происходит при бреде воздействия. А происходит следующее: психотический субъект уверен, что все его мысли известны окружающим, голоса комментируют все его действия, обращаются к нему в третьем лице («сейчас он думает об этом», «сейчас она убегает»). В бреде воздействия воспроизводится история развития совести, возвращается критический голос родителей, причём их воздействие враждебно, и психотический субъект с ним борется. Если следовать гипотезе о том, что в бреде возвращается отброшенный материал, то можно предположить, что отброшен был родительский голос, враждебный характер которого слышится ребёнком; это могут быть, к примеру, любые комментарии о состоянии младенца, которые враждебны потому, что всемогущим образом знают всё о ребёнке.

Далее Freud S. разрабатывает вопрос психоза в работе «Бессознательное» (1915 г.), в которой он пишет о неспособности психотического субъекта к установлению переноса в результате исчезновения объектных нагрузок и пребывания психотика в безобъектном примитивном состоянии нарциссизма (в данном случае Freud S. неосторожно использует понятия, поскольку состояние нарциссизма имеет объект, которым является Я субъекта, а безобъектным состоянием скорее можно назвать состояние аутоэротизма, в котором отсутствует целостный объект, а имеются лишь частичные объекты). По причине невозможности установления переноса, Freud S. считал психотических пациентов недоступных психоаналитическому лечению. При этом он замечает, что психотический субъект сознательно выражает то, что невротику только предстоит выявить в процессе психоанализа, то есть, их бессознательное находится «под открытым небом».

В этой работе Freud S. впервые обращает внимание на речь психотического субъекта. Происходят изменения в том, как говорит психотик, в его форме выражения, которая становится изысканной, напыщенной, манерной. Фразы строятся без соблюдения синтаксиса, логической связи, бессмысленными для нас. Чаще всего в содержании их высказываний на передний план выступает отношение к органам тела и к телесным иннервациям. Психотическую речь Freud S. описывает как имеющую ипохондрическую черту в том значении, что она становится языком органа.

Механизм построения речи психотика аналогичен механизму построения сновидения, оба они подвержены первичному психическому процессу - сгущению и смещению. Одно слово может содержать в себе всё высказывание, заменить всю цепочку мыслей.

Также в речи психотика словесные представления преобладают над предметными, поскольку отсутствуют объектные катексисы либидо. При этом, Freud S. уточняет: катексисы словесных представлений объектов сохраняются. Из этого он делает вывод, что словесные представления не подвергаются вытеснению, и они становятся недоступными катексису после того, как вытеснение продолжалось вплоть до бессознательных предметных представлений. Таким образом получается, что словесные представления не подвергаются вытеснению и представляют собой попытку исцеления. Freud S. полагает, что путём словесных представлений психотик приближается к потерянным объектам, пытаясь их обрести заново, но «вынужден довольствоваться только словами вместо предметов» [8, с. 153]. Психотик обходится с конкретными предметами как с абстрактными понятиями.

В статье «Невроз и психоз» (1923 г.) Freud S. рассматривает вопрос о генетическом различии между неврозами и психозами, которое он сводит к конфликту между Я и Оно при неврозе и нарушению отношений Я с внешним миром при психозе. Здесь Freud S. повторяет свои мысли о том, что уход Я от внешнего мира никогда не бывает полным при психозе, часть Я наблюдает за происходящим вокруг. Автор сравнивает восприятие Я внешнего мира в «норме» и при психозе. В «норме»  внешний мир воспринимается Я посредством новых актуальных восприятий и связи этих восприятий с воспоминаниями о прежних восприятиях, образующих внутренний мир Я. При психозе невозможно получение новых восприятий Я и внутренний мир, прежде отражающий внешний, лишается своего катексиса. Я психотика конструирует свой собственный внешний и внутренний мир, а поскольку бессознательное психотика находится «под открытым небом», то его мир создан из желаний Оно, а уход от внешней реальности вызван фрустрацией этих желаний, которая для психотика является непереносимой. Аффективную тупость психотика Freud S. тоже рассматривает как отказ Я от участия во взаимодействии с внешним миром.

Общим этиологическим условием возникновения невроза и психоза Freud S. полагает фрустрацию, «неисполнение одного из тех непреодолимых детских желаний, которые так глубоко коренятся в нашей филогенетически обусловленной организации» [5, с. 358]. При неврозе преобладает внешняя реальность, Я подавляет Оно, бессознательные желания; при психозе происходит отказ от части реальности, Я служит Оно.

Далее Freud S. развивает и корректирует свои идеи относительно психоза и невроза в работе «Потеря реальности в неврозе и психозе» (1924 г.). Психоз, как и невроз, имеет два этапа в своём становлении: на первом этапе в результате непереносимой фрустрации Я отрицает внешнюю реальность; на втором этапе происходит попытка компенсировать потерю внешней реальности. Если при неврозе эта компенсация происходит за счёт связи с внешней реальностью за счёт ограничений Оно, избегания части реальности, то при психозе это воссоздание реальности происходит за счёт Оно, путём создания новой реальности, его перестройки. Конфликт между Оно и внешней реальностью, неспособность адаптироваться к ней - это то, что объединяет невроз и психоз.

Психотический субъект интерпретирует реальность на основе своих ощущений, восприятия, воспоминаний, представлений, суждений о реальности, полученных им в раннем детстве. Это восприятие реальности всегда пополнялось новым опытом восприятия, и эти новые восприятия должны быть согласованы с прежним опытом и сконструированной Я реальностью. Такая подстройка под реальность психотика возможна с помощью  галлюцинаций, бредовых образований, конфабуляций. Эти образования, как правило, вызывают у психотика чувство страха, порой вплоть до ужаса. Freud S. это сравнивает с возвратом вытесненного при неврозе, когда невротик, при приближении к вытесненному, начинает чувствовать страх, Angst. По аналогии с невротиком, предполагает Freud S., страхом на возврат отброшенного материала, отвергнутой части реальности реагирует и психотик.

Список литературы

1) Абрахам К. Классические психоаналитические труды / К. Абрахам, Э. Гловеер, Ш. Ференци; пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2009. - 115 с.

2) Абрахам К. Психоаналитические труды в 3 т. / К. Абрахам; пер. с нем. под науч. ред. С.Ф. Сироткина, И.Н. Чирковой. - Ижевск: ERGO, 2009. - 376 с.

3) Фрейд З. Собрание сочинений в 10 т. / З. Фрейд; пер. с нем. М.В. Вульфа, Н.А. Алмаева. – М.: ООО «Фирма СТД», Т. 1. Лекции по введению в психоанализ и Новый цикл - 2003. - 609 с.

4) Фрейд З. Собрание сочинений в 10 т. / З. Фрейд; пер. с нем. А.М. Боковикова. – М.: ООО «Фирма СТД», Т. 2. Толкование сновидений - 2008. - 682 с.

5) Фрейд З. Собрание сочинений в 10 т. / З. Фрейд; пер. с нем. А.М. Боковикова. – М.: ООО «Фирма СТД», Т. 3. Психология бессознательного - 2006. - 448 с.

6) Фрейд З. Собрание сочинений в 10 т. / З. Фрейд; пер. с нем. А.М. Боковикова. – М.: ООО «Фирма СТД», Т. 5. Сексуальная жизнь - 2006. - 313 с.

7) Фрейд З. Собрание сочинений в 10 т. / З. Фрейд; пер. с нем. А.М. Боковикова. – М.: ООО «Фирма СТД», Т. 6. Истерия и страх - 2006. - 321 с.

8) Фрейд З. Собрание сочинений в 26 т. / З. Фрейд; пер. с нем. С. Панкова. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, Т. 3. Одержимость дьяволом. Паранойя - 2006. - 256 с.

9) Фрейд З. Собрание сочинений в 26 т. / З. Фрейд; пер. с нем. А.М. Боковикова. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа,  Т. 13. Статьи по метапсихологии. Т. 14. Статьи по метапсихологии 2 - 2020. - 384 с.  

 



Просмотров: 397
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • На что полезно обратить внимание при работе с детьми
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Что происходит в организме при тревоге?
  • Что происходит с детьми при разводе
  • Что происходит при тревожных мыслях
  • На что стоит обратить внимание при выборе психолога
  • На что стоит обратить внимание при воспитании детей!
  • Что происходит с памятью и вниманием при депрессии?
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Онейрокритика - "Traume - Via regia zum Unbewussten" Freud
  • Бегство из реальности... Или - что сказал бы дедушка Фрейд?
  • Как Это (коммуникация с психологом) происходит и что в результате
  • На что нужно обратить внимание при выборе психолога
  • Почему многие люди тяжело переносят расставание? Что происходит в мозгу человека при расставании?
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Совесть при людях, что шуты при королях
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему со мной происходит то, что происходит или, что я чувствую к миру?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Что не стоит применять, при работе с паническими атаками
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • «Потеря близкого. Что происходит и как это пережить».
  • Что происходит с ребенком, когда его стыдят
  • Что происходит с ребенком, когда его стыдят



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь