Эссе по работе З.Фрейда "Заметка о чудо-блокноте"

Заметка о «чудо-блокноте»

Работу «Заметка о чудо-блокноте» (или, как в других переводах он фигурирует как волшебный блокнот, долговечный блокнот или волшебная доска) нельзя назвать большой фундаментальной работой, раскрывающей основы психоанализа. Она малоизвестна широкому и даже более узкому кругу читателей, поскольку совсем небольшая по объему и является скорее иллюстративным пояснением, чем глубоким теоретическим размышлением. Можно сказать, что эта работа посвящена отчасти изучению функционирования памяти, восприятия и сознания как психических процессов. З. Фрейд нечасто обращается к обсуждению отдельных психических процессов, в связи с чем данная работа представляется важной для ознакомления, так как раскрывает некоторые части психоаналитической теории, которые в более известных работах З. Фрейда чаще всего остаются без внимания.

З. Фрейд иллюстрирует работу систем личности на примере внешних средств приспособления для улучшения деятельности психических процессов. Так, существует большое количество таких средств, которые в сущности надо понимать как внешне материализованное продолжение части психического аппарата: например, слуховой аппарат, разнообразные протезы, очки для зрения и т.д. Эти приспособления во многом более надежны, чем работа собственных психических процессов, которые подвержены большому количеству разнообразных искажений.

Так, если использовать в качестве средства, помогающего запомнить необходимую информацию, бумажные записи на простом листе бумаги, то он позволяет запечатлеть информацию надолго и, что особенно важно, без искажений. Однако у этого устройства, которое обладает способностью сохранять долговечные следы, есть недостаток в виде того, что место для такого хранения быстро заканчивается. То есть можно сказать, что прочное запоминание оборачивается ограничением в количестве запоминаемого материала. Другим недостатком здесь также отмечается то, что та информация, которая была занесена в долговечное хранение, может оказаться ненужной, и в таком случае сложность будет уже представлять избавление от информации, которая потеряла свою ценность и актуальность.

Здесь можно вспомнить большое количество работ З. Фрейда, опубликованных им в начале своего научного творческого пути на темы, которые в дальнейшем были почти полностью им переосмыслены. Интересным вопросом является то, каким образом сегодня относиться к подобным работам, о которых доподлинно известно, что взгляды, изложенные в них, нельзя рассматривать как окончательные и достоверные с позиции самого автора. Безусловно, такие работы имеют ценность с точки зрения развития представлений З. Фрейда о работе психического аппарата и структур личности, но сегодняшним читателям и психологам такие работы могут быть интересны скорее с точки зрения развития исторической психологической мысли.

Указывая на недостатки этого способа запоминания, З. Фрейд приводит другой. В частности, он приводит пример с аспидной доской, на поверхности которой можно делать записи с помощью мела. На такой доске можно хранить нужную информацию также неограниченно долго, но в то же время ее можно уничтожить в случае ненадобности, причем сама поверхность, на которой хранится информация, останется и ее не нужно выбрасывать, как в случае в бумагой. Ограничение этого средства запоминания заключается в том, что для того чтобы сделать новые пометки на доске, придется стереть записанный на ней материал, утратив его.

Из этого довольно красноречивого примера З. Фрейд заключает, что, по всей вероятности, долговечность сохранения информации и неограниченная емкость для ее хранения выступают взаимоисключающими вещами, которые не могут проявиться одновременно. Приходится либо прибегать к уничтожению прежнего материала, либо к замене старого материала на новый.

Работа психики человека, по мнению З. Фрейда, намного более совершенна, чем материальные внешние конструкции, поскольку емкость хранения сознания неограниченная, и притом психический аппарат может довольно долговечно хранить материал при определенных условиях (ситуация лишь усугубляется тем, что хранимая информация зачастую подвергается искажениям). С точки зрения строения и работы психических структур эта деятельность осуществляется благодаря системе, которая включает в себя работу восприятия и сознания. В этой связке работа происходит с опорой на настоящий момент, не задействующий прошлых долгосрочных воспоминаний. Эта система работает по аналогии с новым листом бумаги, который мы берем для того, чтобы разместить на нем новые впечатления, но при этом старая информация здесь не актуализируется. При этом в психике имеет место особая структура, которая отвечает за хранение воспоминаний субъекта и которая находится за системой Восприятие-Сознание.

Далее З. Фрейд приводит подробное описание приспособления, которое он называет чудо-блокнотом. Примечательно, что чудо-блокнот, о котором он говорит, существует и в наши дни, такую волшебную доску можно найти в любом магазине детских игрушек. Ценность такого блокнота З. Фрейд видит в том, что он сочетает в себе возможности листа бумаги и аспидной доски, в чем состоит сходство, которое автор усматривает у блокнота с работой восприятия человека. То есть блокнот, как и сложная система восприятия, сочетает в себе способность сохранять долговременные следы, а также способность хранить неограниченное количество информации. Интересно, что те же свойства можно увидеть и на современных приспособлениях. На таких досках сегодня, как и сто лет назад,  также рисуют с помощью специализированных палочек, выцарапывая на поверхности необходимую информацию, которая продавливается в пластину в тех местах, с которым палочка соприкасается. Затем, после того, как эта информация окажется больше не нужна, ее можно стереть с поверхности, что осуществляется с помощью отделения верхнего слоя материала от нижнего.

Как и любое приспособление, оно обладает своими мелкими недостатками, однако это мало интересует З. Фрейда ввиду того, что его интерес сосредоточен на выявлении сходства между блокнотом и работой структур психического аппарата. Верхний слой, который покрывает дощечку, и который принимает на себя все сиюминутные впечатления, идеи, мысли, с нижней стороны прикрыт материалом, на котором также можно увидеть сделанную надпись. Однако без верхнего слоя, нижняя вощеная пластина легко бы разрушилась, так как она очень уязвима для всякого рода внешних воздействий. По этой причине нижний слой должен быть покрыт верхним, целлюлоидным,  назначение которого заключается в защите от вредных внешних воздействий. Особое значение имеет защитная функция, которую выполняет внешняя пленка по отношению к той платформе, которая находится за ней. Тогда сам внешний слой является слоем, который принимает на себя все внешние воздействия.

Здесь снова З. Фрейд проводит аналогию с работой психического аппарата, который точно так же, как и рассматриваемый блокнот, состоит из двух структур: одной, задача которой состоит в восприятии внешних воздействий, и второй, которая защищает ее от раздражителей посредством снижениях их интенсивности. Можно понять, что это и есть система Восприятие-Сознание, о которой в самом начале данной работы говорит З. Фрейд. Система Восприятие-Сознание находится на периферии психического аппарата и принимает информацию одновременно из внешнего и внутреннего мира [1].

Дальнейшее развитие наглядной аналогии позволяет проникнуть в другие слои психического аппарата субъекта. Помимо внешнего, защитного слоя (целлюлозной пленки), а также того слоя, на котором непосредственно запечатлевается информация (вощеной бумаги), существует еще один, самый важный с точки зрения психоаналитической теории, слой – тот, который позволяет стирать всю информацию, которая по тем или иным причинам признается ненужной и незначимой для субъекта. При отделении внешних слоев от внутреннего, можно сказать, глубинного, вся информация легко стирается, и от нее на внешних слоях не остается и следа.

Но и это не самое интересное. Притом, что записанная на таком блокноте информация стирается, ее следы можно разглядеть, если посмотреть на свет на самый глубинный слой, то есть в случае с блокнотом это будет восковая доска. В этом и заключаются чудодейственные, волшебные свойства, которые З. Фрейд усматривает в приводимой конструкции блокнота: его способность, с одной стороны, обладать неограниченной емкостью, которая может быть использована для принятия воздействий, впечатлений, информации, так как прежде занесенная информация может быть легко стерта с поверхности. Но с другой стороны в действительности эта информация остается, только для того, чтобы ее разглядеть, необходимо совершить некоторые усилия.

В результате анализа возможностей чудо-блокнота, а также проведения искусной аналогии с работой психического аппарата, З. Фрейд приходит к центральной мысли небольшого очерка «Заметкок о чудо-блокноте», а именно, о том, что как блокнот, так и структура психики человека решает одновременно две большие и значимые задачи: сохранения информации (под которой в случае работы психики будут подразумеваться воспоминания, неудобные мысли, желания, эмоции) и продолжение восприятия новой информации. Эти функции, как можно увидеть исходя из анализа структуры блокнота, выполняют разные системы, но которые при этом работают в тесной связке. Также и система Восприятие-Сознание является системой, направленной на восприятие прямых воздействий и впечатлений, но этой структурой, как известно, психический аппарат не исчерпывается, так как в глубине имеется часть психики, которая в любом случае сохраняет все воспоминания в особом отделе.

Однако человеческая память совершеннее даже пресловутого чудо-блокнота, так как долгосрочный след, оставляемый на самом нижнем листе, не используется, тогда как в человеческой психике жизнь воспоминаний, желаний, мыслей, «записанных» в этой части душевного аппарата, крайне богата, разнообразна и сильно оказывает влияние на повседневную жизнь субъекта.

В завершение работы З. Фрейд раскрывает карты, обозначая те части структуры психической личности, которыми он обозначает отдельные части конструкции блокнота. Прежде всего, это уже упоминаемая часть Восприятие-Сознание, функция, которой, как уже сейчас можно сказать, заключается в защите других частей психики от чрезмерно интенсивных внешних воздействий, а также в самом восприятии этих воздействий. Нижний слой блокнота, как можно догадаться, олицетворяет собой бессознательное. Процесс проявления и исчезновения информации в блокноте иллюстрирует работу сознания, которое запечатлевает в себе некоторый материал, после чего он перемещается в более глубокие слои психики для того, чтобы сознание могло без перегрузок воспринимать новые впечатления, но при этом чтобы сам субъект мог иметь возможность вспоминая, обращаться к запечатленным в прошлом впечатлениям при необходимости.

Интересно здесь также то, что конструкция блокнота позволяет проследить взаимные пространственные расположения психических структур в процессе функционирования. Воспоминание из сферы Восприятие-Сознание исчезает тогда, когда прерывается контакт между воспринимающей частью психики и той частью, которая сохраняет долговременный след.

Кульминационным и одновременно завершающим действием данного очерка выступает выдвижение принципа работы воспринимающей части психики. З. Фрейд обращает внимание читателей на то, что этот принцип он формулирует впервые, однако с этим нельзя согласиться, поскольку  вскользь этот момент он обсуждал в работе «По ту сторону принципа удовольствия» 1920 года. Более того, зачатки этого принципа также можно увидеть, если внимательно изучить работу «Проект», составленную еще в 1895 году [2].

Принцип состоит в следующем: «катектические иннервации быстрыми периодическими толчками посылаются изнутри в полностью проницаемую систему В-Сз и снова отводятся обратно» [2, с. 394]. Такой принцип работы позволяет объяснять, каким образом непосредственные восприятия, сопровождающиеся сознанием, затем переводятся в плоскость бессознательной сферы, организуя там область хранящихся воспоминаний. При прекращении катектического действия, то есть удержания, иннервация прекращается, сознание отключается от этой системы и его деятельность прекращается.

Бессознательное, таким образом, с помощью системы Восприятие-Сознание контактирует с внешним миром и его раздражителями, поскольку прямого доступа к внешнему миру не имеет. Когда бессознательное, посредством щупалец, как образно выражается З. Фрейд, добирается до внешних стимулов, то сразу же затем затаскивает впечатления от них и воспоминания в свою сферу. Поток внешней иннервации является дискретным, прерывистым, поскольку сознание не обладает способностью в течение долгого периода времени их удерживать, так как необходимо освобождать место для приема нового потока впечатлений. На самом деле контакт между сознанием и бессознательным не прекращается, как это может показаться. След от впечатлений сознания всегда остается в бессознательной сфере, что и надо признать в качестве главного итога, к которому пришел З. Фрейд при анализе работы чудо-блокнота для понимания функционирования воспринимающего психического аппарата.

Надо заметить, что пример, приводимый З. Фрейдом в «Заметке о чудо-блокноте» представляется чрезвычайно понятным и доступным для понимания самым неподготовленным к восприятию классического психоаналитического текста читателем. При этом он объясняет с помощью доступной метафоры работу весьма сложных процессов, происходящих в психике человека.

Работа З. Фрейда «Заметка о чудо-блокноте» не несет в себе революционных представлений о работе человеческой психике, это действительно не более чем маленькая заметка, которая может быть полезна тем, кто недостаточно подробно представляет себе то, каким образом осуществляется работа восприятия, как усваиваются субъектом непосредственные впечатления, как их след остается в долговременной памяти и за счет каких структур психики осуществляется эта работа.

 

  1. Лапланш Ж. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. – 751 с.
  2. Фрейд З.Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Фирма СТД, 2006. – 447 с.


Просмотров: 460
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Травма как причина субъекта (принципы функционирования психического аппарата по З. Фрейду)
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда «Структура психического аппарата. 1 и 2 топики»
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Можно ли критиковать Фрейда? И если можно, то за что?
  • Как можно помочь себе при помощи бумаги и ручки?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Она жила, не ведая, что можно по-другому… «Как?» — спросите вы. Об этом чуть позже…
  • Рисуночные тесты. Что в них можно увидеть и как ними работать
  • Что можно сказать по голосу человека и как полюбить свой голос
  • «Она же тепер моя жена - как её можно хотеть?» - одна из главных причин измен и как этого можно избежать
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Человек, это та информация, которая его окружает
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Что такое невроз и как его можно вылечить?
  • Откуси, как можно больше, тогда не подавишься, потому что не проглотишь!
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Что можно о себе узнать при помощи профессионального тестирования?
  • Есть ли жизнь после развода? (Заметки той, которая точно знает, что есть).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь