|
Можно ли усовершенствовать работу памяти? Приёмы увеличения продуктивности запоминания.Автор статьи: Марина Прялухина
Психическое развитие и совершенствование человека возможно потому, что мы сохраняем приобретённый опыт и знания. Всё, что мы узнаём, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляет в памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго, и когда это необходимо, проявляться вновь и становиться предметом сознания. Время может повернуть вспять, и мы можем вернуться к тому, что когда-то уже случилось. Мы долго храним в памяти наши переживания, эмоциональные состояния, чувства. Память формирует мир наших чувств, отношений с окружающим миром.
Можно сказать, что память интегрирует все психические процессы соединяет вместе все элементы психологического опыта и формирует личность человека, его индивидуальность. Человек –это дела и характер, его история. Ничто так не разрушает личность, как отсутствие памяти.
Возможности памяти Американский математик фон Нейман (автор структуры компьютера) рассчитал количество информации, которую способен запомнить мозг человека: 10 в 20 степени бит. Но человечество использует лишь малую толику этих возможностей. Правда, кто-то больше, кто-то меньше. От чего зависит продуктивность памяти? Запоминание носит избирательный характер. Во-первых, лучше мы запомним информацию, которая подействовала на нас в большей степени, в большей степени была пережита и осмыслена. Благодаря этому она оставила более значительный след в коре головного мозга. Чем большее значение имеет информация в жизни человека, тем дольше она хранится в памяти. Во-вторых, запоминание зависит от количества повторений значимого явления в жизни человека, например, связанного с профессиональной деятельностью . Так, сталевары помнят множество оттенков красного цвета. Эксперименты Петра Ивановича Зинченко и Анатолия Александровича Смирнова позволили утверждать, непроизвольное запоминание материала , включённого в деятельность продуктивнее простого запоминания. Суть: испытуемым предлагались две фразы. В ходе эксперимента нужно было определить какому орфографическому правилу соответствует каждая из фраз и придумать 2 свои аналогичные фразы. Через несколько дней им предложили вспомнить 4 фразы. Фразы, которые придумали они сами, вспоминались в три раза лучше, чем те, которые были заданы первоначально.
Связана ли хорошая память с какими-либо особенностями мозга? Исследователи из Лондонского Университетского колледжа изучили с помощью магнитно-резонансной томографии головной мозг 8 человек, считавшихся чемпионами по способности к запоминанию информации. Они не обнаружили на томограммах признаков каких-либо необычных структур, которые могли бы увеличить объём памяти. Единственное отличие от обычных людей заключалось в повышенной активности гиппокампа – области головного мозга, ответственной за запоминание. Оказалось, что никаких особых секретов у этих людей нет, их головной мозг ничем не отличается от обычного, а феноменальная память – следствие умелого применения мнемотехник. Можно ли улучшить свою память или увеличить количество запоминаемой информации? Безусловно можно. Выделяют следующие приёмы увеличения продуктивости запоминания. Использование мнемотехник Ещё Аристотель, а вслед за ним и многие учёные, в том числе Д. Юм и У. Джеймс, рассматривали память как образование ассоциаций, а затем их воспроизведение. Несмотря на многочисленные достижения в исследовании памяти, физиологическая природа самой памяти до конца не изучена. В общем, взгляды учёных сходятся в том, что нервная система обладает свойством пластичности. Пластичность выражается в том, что каждый нервно мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения при отсутствии первичного раздражителя, вызвавшего процесс. Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связи между процессами или ассоциаций. В результате один психический процесс может вызвать другой. Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запоминаются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а группами или рядами, Воспроизведение одних ведёт за собой воспроизведение других, что обусловливается существованием связей между ними. Под их воздействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. Так, глядя на давнюю школьную фотографию, вы вспомните не только себя в детстве, но и ваших однокашников, учителей, давние события, связанные с ними. Именно на использовании различных ассоциаций построены многие современные мнемотехники. Задача мнемотехники- установить ассоциативные связи между отдельными объектами, подлежащими запоминанию. С помощью последовательности ассоциаций формируется программа припоминания, которая позволяет в будущем воспроизводить последовательность запоминающейся информации. Самый простой пример: ассоциации по сравнению. Его суть состоит в сравнении запоминаемого материала с запомненным ранее. Для того , чтобы лучше запомнить новое, мы ищем сходство или различия с уже знакомым объектом. Например, цепочка ассоциаций по сравнению, чтобы запомнить даты рождения русских классиков: Пушкин родился на год раньше начала 19 столетия, Гоголь был на 10 лет моложе Пушкина, А Лермонтов- на 5 лет моложе Гоголя. Тургенев – на 4 года моложе Лермонтова. Существуют также мнемотехники, использующие системы опорных ассоциаций, систему «матрёшки». Выстраивание информации в систему Это означает выделение в изучаемом материале главных мыслей и группирование этих мыслей в виде плана. Запоминая текст, мы разбиваем его на отдельные самостоятельные разделы или группы мыслей. В каждый раздел входят мысли, имеющие один смысловой стержень, подобно тому, как текст делится на абзацы, отдельные заголовки. Каждый раздел мы называем каким- то словом, понятием, которое отражает главную идею запоминаемого материала. При этом мы мысленно составляем план. Каждый пункт плана – заголовок раздела. При воспроизведении текст концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что облегчает припоминание. При этом текст глубже прорабатывается, между отдельными вопросами находятся связи, они уточняются, располагаются в определённом порядке. Знания приводятся в систему. Систематизированные знания всегда запомнить легче. При этом новая информация тоже должна быть осмыслена и для неё необходимо найти место в системе. «Память есть кладовая ума и в этой кладовой много перегородок и поэтому, всё надобно укладывать куда следует» - говорил Суворов. Наполеон утверждал, что все дела и знания уложены у него в голове, как в ящиках комода, и ему достаточно открыть определённый ящик, чтобы извлечь нужные сведения. Метод повторения с помощью различных видов памяти. Чтобы лучше запомнить информацию, мы её повторяем несколько раз. При этом необходимо знать особенности психического процесса памяти. Дело в том, что заучивание а) идёт неравномерно и, вслед за подъёмом в воспроизведении, наступает его снижение б) заучивание идёт скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают прироста в припоминании, но при каком-то определённом повторении мы резко запоминаем весь объём. Дело в том, что в этот момент след в коре головного мозга становится достаточным для припоминания. Чтобы повторения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. Важно, чтобы повторение задействовало разные виды памяти: 1) логический-придумывание примеров, решение задач по правилам 2) образный -построение графиков и схем, рассматривание рисунков 3) двигательный (память движений)- иногда, чтобы лучше запомнить эпизод, можно совершить какое-то действие: написать на полях карандашом слова, завязать бантик на память. При использовании этих видов памяти происходит оживление и установление связей на уровне первой и второй сигнальной системы. В результате запоминание делается более полным. Распределение повторений во времени При повторении через некоторое время прочность хранения материала существенно возрастает Очень важно правильно распределять повторение во времени. В психологии известны 2 метода повторения: концентрированное и распределённое. В первом случае материал заучивается в один приём, повторение следует одно за другим, без перерыва. При распределённом повторении каждое отделено от каждого некоторым перерывом. Проводимые исследования показывают, что распределённое повторение гораздо рациональнее концентрированного. Он экономит время и энергию. В одном исследовании две группы школьников заучивали стихотворение разными способами: первая – концентрированным, вторая – распеределённым. Полное заучивание потребовало при концентрированном способе 24 повторения, при распределённом, - только 10. При заучивании надо иметь ввиду время суток. У некоторых людей наиболее продуктивным является вечернее время, у других – утро. Наименьший эффект даёт заучивание днём, среди других дел. Целесообразнее всего запоминать материал под вечер и повторять на следующее утро.
Литература Аткинсон Р. «Человеческая память и процесс обучения»- М.: «Прогресс»- 1980Беддели А. «Ваша память. Руководство по тренировке и развитию»- М.: «Эксмо-пресс»- 2001Грановская Р. М. «Элементы практической психологии» - СПб: «Свет» - 1997Зиганов М., Козаренко В. «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления.», - М. : «Образование» - 2002Лурия А.Р. «Внимание и память» - М.: МГУ – 1975Маклаков А.Г. «Общая психология» - СПб. : «Питер» - 2005Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» - СПб.: «Питер» - 1997Хрестоматия по общей психологии «Память» - под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М. –МГУ, 1979
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|