Можно ли усовершенствовать работу памяти? Приёмы увеличения продуктивности запоминания.

Автор статьи: Марина Прялухина
Психическое развитие и совершенствование человека возможно потому, что мы сохраняем приобретённый опыт и знания. Всё, что мы узнаём, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляет в памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго, и когда это необходимо, проявляться вновь и становиться предметом сознания. Время может повернуть вспять, и мы можем вернуться к тому, что когда-то уже случилось. Мы долго храним в памяти наши переживания, эмоциональные состояния, чувства. Память формирует мир наших чувств, отношений с окружающим миром.

Можно сказать, что память интегрирует все психические процессы соединяет вместе все элементы  психологического опыта и формирует личность человека, его индивидуальность. Человек –это дела и характер, его история. Ничто так не разрушает личность, как отсутствие памяти.

 

Возможности памяти

Американский математик фон Нейман (автор структуры компьютера) рассчитал количество информации, которую способен запомнить мозг человека: 10 в 20 степени бит.

Но человечество использует лишь малую толику этих возможностей. Правда, кто-то больше, кто-то меньше.

 От чего зависит продуктивность памяти?

Запоминание носит избирательный характер. Во-первых, лучше мы запомним информацию, которая подействовала на нас в большей степени, в большей степени была пережита и осмыслена. Благодаря этому она оставила более значительный след в коре головного мозга.  Чем большее значение имеет информация в жизни человека, тем дольше она хранится в памяти.

Во-вторых, запоминание зависит от количества повторений значимого  явления в жизни человека, например, связанного с профессиональной деятельностью . Так, сталевары помнят множество оттенков красного цвета.

 Эксперименты  Петра Ивановича Зинченко и Анатолия Александровича Смирнова позволили утверждать, непроизвольное  запоминание материала , включённого в деятельность продуктивнее простого запоминания. Суть: испытуемым предлагались две фразы. В ходе эксперимента нужно было определить какому орфографическому правилу соответствует  каждая из фраз и придумать 2 свои аналогичные фразы. Через несколько дней им предложили вспомнить 4 фразы. Фразы, которые придумали они сами, вспоминались в три раза лучше, чем те, которые были заданы первоначально.

 

Связана ли хорошая память с какими-либо особенностями мозга?

Исследователи из Лондонского Университетского колледжа изучили с помощью магнитно-резонансной томографии головной мозг 8 человек, считавшихся чемпионами по способности к запоминанию информации. Они не обнаружили на томограммах признаков каких-либо необычных структур, которые могли бы увеличить объём памяти. Единственное отличие от обычных людей заключалось в повышенной активности гиппокампа – области головного мозга, ответственной за запоминание.

Оказалось, что никаких особых секретов у этих людей нет, их головной мозг ничем не отличается от обычного, а феноменальная память – следствие умелого применения мнемотехник.

Можно ли улучшить свою память  или  увеличить количество запоминаемой информации?

Безусловно можно. Выделяют следующие  приёмы увеличения продуктивости запоминания.

Использование мнемотехник

Ещё Аристотель, а вслед за ним и многие учёные, в том числе Д. Юм и У. Джеймс, рассматривали память как образование ассоциаций, а затем их воспроизведение.

Несмотря на многочисленные достижения в исследовании памяти, физиологическая природа самой памяти до конца не изучена. В общем, взгляды учёных сходятся в том, что нервная система обладает свойством пластичности. Пластичность выражается в том, что каждый нервно мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения при отсутствии первичного раздражителя, вызвавшего процесс. Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связи между процессами или ассоциаций. В результате один психический процесс может вызвать другой. Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запоминаются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а группами или рядами, Воспроизведение одних ведёт за собой воспроизведение других, что обусловливается существованием связей между ними. Под их воздействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. Так, глядя на давнюю школьную фотографию, вы вспомните не только себя в детстве, но и ваших однокашников, учителей, давние события, связанные с ними.  

 Именно на использовании различных ассоциаций построены многие современные мнемотехники.

Задача мнемотехники- установить ассоциативные связи между отдельными объектами, подлежащими запоминанию.  С помощью последовательности ассоциаций формируется программа припоминания, которая позволяет в будущем воспроизводить последовательность запоминающейся информации.

Самый простой пример: ассоциации по сравнению. Его суть состоит в сравнении запоминаемого материала с запомненным ранее. Для того , чтобы лучше запомнить новое, мы ищем сходство или различия с уже знакомым объектом.

Например,  цепочка ассоциаций по сравнению, чтобы запомнить даты рождения русских классиков: Пушкин родился на год раньше начала 19 столетия, Гоголь был на 10 лет моложе Пушкина, А Лермонтов- на 5 лет моложе Гоголя.  Тургенев – на 4 года моложе Лермонтова.

Существуют также мнемотехники, использующие системы опорных ассоциаций, систему «матрёшки».

Выстраивание информации в систему

Это означает  выделение в изучаемом материале главных мыслей и группирование этих мыслей в виде плана. Запоминая текст, мы разбиваем его на отдельные самостоятельные разделы или группы мыслей. В каждый раздел входят мысли, имеющие один смысловой стержень, подобно тому, как текст делится на абзацы, отдельные заголовки. Каждый раздел мы называем каким- то словом, понятием, которое отражает главную идею запоминаемого материала. При этом мы мысленно составляем план. Каждый пункт плана – заголовок раздела.

При воспроизведении текст концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что облегчает припоминание. При этом текст глубже прорабатывается, между отдельными вопросами находятся связи, они уточняются, располагаются в определённом порядке. Знания приводятся в систему. Систематизированные знания всегда запомнить легче.

 При этом новая информация тоже должна быть осмыслена и для неё необходимо найти место в системе. «Память есть кладовая ума и в этой кладовой много перегородок и поэтому, всё надобно укладывать куда следует» - говорил Суворов.  Наполеон утверждал, что все дела и знания уложены у него в голове, как в ящиках комода, и ему достаточно открыть определённый ящик, чтобы извлечь нужные сведения.

 Метод повторения с помощью различных видов памяти.

Чтобы лучше запомнить информацию, мы её повторяем несколько раз. При этом необходимо знать особенности психического процесса памяти.  Дело в том, что заучивание

а) идёт неравномерно и, вслед за подъёмом в воспроизведении, наступает его снижение

б) заучивание идёт скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают прироста в припоминании, но при каком-то определённом повторении мы резко запоминаем весь объём. Дело в том, что в этот момент след в коре головного мозга становится достаточным для припоминания.

Чтобы повторения были эффективными, они должны отвечать ряду требований.  

 Важно, чтобы повторение задействовало разные виды памяти:

1) логический-придумывание примеров, решение задач по правилам

2)  образный -построение графиков и схем, рассматривание рисунков

3) двигательный (память движений)- иногда, чтобы лучше запомнить эпизод, можно совершить какое-то действие:  написать на полях карандашом слова, завязать бантик на память.

При использовании этих видов памяти  происходит оживление и установление связей на уровне первой и второй сигнальной системы. В результате  запоминание делается более полным.

Распределение повторений во времени

При повторении через некоторое время прочность хранения материала существенно возрастает  Очень важно правильно распределять повторение во времени. В психологии известны 2 метода повторения: концентрированное и распределённое. В первом случае материал заучивается в один приём, повторение следует одно за другим, без перерыва. При распределённом повторении каждое отделено от каждого некоторым перерывом. Проводимые исследования показывают, что распределённое повторение гораздо рациональнее концентрированного. Он экономит время и энергию. В одном исследовании две группы школьников заучивали стихотворение разными способами: первая – концентрированным, вторая – распеределённым. Полное заучивание потребовало при концентрированном способе 24 повторения, при распределённом, - только 10.

 При заучивании надо иметь ввиду время суток.

У некоторых людей наиболее продуктивным является вечернее время, у других – утро. Наименьший эффект даёт заучивание днём, среди других дел. Целесообразнее всего запоминать материал под вечер и повторять на следующее утро.

 

Литература

Аткинсон Р. «Человеческая память и процесс обучения»- М.: «Прогресс»- 1980Беддели А. «Ваша память. Руководство по тренировке и развитию»- М.: «Эксмо-пресс»- 2001Грановская Р. М.  «Элементы практической психологии» - СПб: «Свет» - 1997Зиганов М., Козаренко В. «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления.», - М. :  «Образование» - 2002Лурия А.Р. «Внимание и память» - М.: МГУ – 1975Маклаков А.Г. «Общая психология» - СПб. : «Питер» - 2005Рубинштейн С.Л.  «Основы общей психологии» - СПб.: «Питер» - 1997Хрестоматия по общей психологии «Память» - под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М. –МГУ, 1979



Просмотров: 616
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как улучшить свою память: эффективное запоминание лиц и имен
  • Потеря памяти. Профилактика симптомов потери памяти.
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Память - это не просто память
  • Коррекционная программа для развития зрительной памяти и мышления у человека с болезнью Дауна
  • Что делать родственникам в случае нарушения памяти и проявления агрессии у пожилого человека.
  • Память и судьбоносные игры восприятия: как использовать прошлое, чтобы изменить будущее.
  • 5 лайфхаков для укрепления памяти во время болезни.
  • Открытие ученых! Память можно переписать!
  • Что делать, если время не лечит? Гештальт- подход о памяти ушедших.
  • Память, мозг и расстановки.
  • Тренируем память: несколько ассоциативных упражнений.
  • Как улучшить запоминание нужной информации?
  • Как сохранить в памяти то, что для меня важно
  • Нужно ли хранить в памяти эмоции наших бабушек?
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Хорошая ли у него память?
  • Как улучшить память
  • Как улучшить память
  • Как улучшить память?
  • Память тела или Лечение словом.
  • Развитие памяти
  • Одно упражнение для улучшения памяти.
  • Развитие памяти и скорочтения
  • Особенности детской памяти!
  • Тренировка памяти, внимания, мышления.
  • История одной памяти
  • Восстановление памяти на события или находка практикующего гипнотерапевта.
  • Особенности человеческой памяти на собеседовании.
  • «Как правильно развивать память?»
  • Особенности функции памяти у детей с аутизмом
  • Как я учила скороговорку, или еще раз про память тела и возможности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь