Развитие памяти

Автор статьи: Широкая Анжелика

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди познавательных психических процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Развитие памяти

Сегодня мы видим актуальность исследования и изучения развития памяти. Каждый день нам приходится затрачивать огромное количество времени на подготовку к урокам, к лекциям, на сдачу различного рода зачетов и экзаменов. А можно ли каким-то образом сократить это время и улучшить качество запоминаемой информации? Если можно, то как?

Во-первых, сократить время можно, научившись быстрее запоминать. Ведь обычно, для того чтобы, что-то выучить наизусть, мы вынуждены какое-то количество раз повторять запоминаемую информацию. На это уходит уйма времени. Немалое количество этого времени можно сэкономить, освоив приемы и техники эффективного запоминания. Овладев этими приемами, мы не только сократим количество повторений, но и улучшим качество запоминания.

Во-вторых, много времени теряется из-за плохого внимания. Умение сосредоточиться и не отвлекаться лежит в основе эффективной учебе. Нужно научиться концентрировать внимание, и тогда сократится не только время, но и возрастет качество учебы - ведь мы начнем замечать больше деталей.

В-третьих, если научиться читать быстрее, то время, затрачиваемое на учебу, также сократится. Для этого нужно освоить приемы эффективного чтения.

Существует множество способов улучшения этих трех составляющих и сейчас, мы окунемся в один из них, в мир мнемических процессов.

Как протекают мнемические процессы? Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс – процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением . Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы. но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и так далее.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать жизненный личный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

В современном понимании развивать память – это, значит, учить детей (или взрослых):

  • понимать индивидуальные особенности своей психической организации;
  • управлять своими психическими процессами (восприятием, вниманием, воображением, запоминанием, мышлением);
  • использовать возможности всех каналов восприятия информации (зрительного, слухового, двигательного, тактильного и т.д.), всех уровней развития мышления (как образного, так и словесно-логического);
  • психологически грамотно организовывать свой умственный труд.

 

Что дают ребенку (и взрослому) занятия по развитию памяти?

  • намного уменьшается стресс, вызываемый учебной работой;
  • приобретается спокойствие и уверенность в своих силах;
  • время, которое раньше тратилось на зубрежку, высвобождается для более продуктивной и творческой деятельности;
  • сбрасываются зажимы, мешающие эффективному развитию;
  • развитие образной памяти помогает воспринимать мир во всем его богатстве, а значит, намного увеличивает творческий потенциал;
  • человек становится более самостоятельным не только в умственной работе, но и в своей практической деятельности в целом, а это повышает его адаптационные возможности в сложном и быстро меняющемся современном мире.

Древнегреческий писатель и историк Плутарх считал: «Прежде всего, следует тщательно упражнять память у детей, потому что упражнения памяти посредством мнемоники оказывает большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому что память о прошедшем делает нас умнее для будущего»



Просмотров: 530
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Можно ли усовершенствовать работу памяти? Приёмы увеличения продуктивности запоминания.
  • Человек делает лучшее, на что он способен в данный момент времени.
  • Что делать, если время не лечит? Гештальт- подход о памяти ушедших.
  • Потеря памяти. Профилактика симптомов потери памяти.
  • 5 лайфхаков для укрепления памяти во время болезни.
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Следы памяти
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Следы детской памяти...
  • Статья «Пять интересных способов развития памяти у детей».
  • Техника улучшения памяти и развития воображения
  • Техника для развития внимания и памяти.
  • Коррекционная программа для развития зрительной памяти и мышления у человека с болезнью Дауна
  • Рекомендации для развития и восстановления памяти и внимания.
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Рекомендации по развитию познавательных процессов у подростков и юношей с ОПФР
  • Качество или количество времени с близкими?
  • Развитие памяти и скорочтения
  • 9 упражнений для развития памяти
  • Лучшее – враг хорошего: как количество игрушек влияет на качество детских игр (и не только)?
  • Что нужно сказать мужчине, если он не уделяет вам достаточное количество времени: всего одна фраза
  • Игры памяти: как оставить прошлое в прошлом.
  • Особенности функции памяти у детей с аутизмом
  • Тренировка памяти, внимания, мышления.
  • Твой голос останется со мной…Особенности восприятия и памяти
  • 5 уроков денег, которые нужно было выучить как можно раньше
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Память - это не просто память
  • Опыт работы на уроках по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
  • Нужно ли хранить в памяти эмоции наших бабушек?
  • В каждый момент времени человек делает лучшее из возможного



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь