|
Развитие памятиАвтор статьи: Широкая Анжелика
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди познавательных психических процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Сегодня мы видим актуальность исследования и изучения развития памяти. Каждый день нам приходится затрачивать огромное количество времени на подготовку к урокам, к лекциям, на сдачу различного рода зачетов и экзаменов. А можно ли каким-то образом сократить это время и улучшить качество запоминаемой информации? Если можно, то как? Во-первых, сократить время можно, научившись быстрее запоминать. Ведь обычно, для того чтобы, что-то выучить наизусть, мы вынуждены какое-то количество раз повторять запоминаемую информацию. На это уходит уйма времени. Немалое количество этого времени можно сэкономить, освоив приемы и техники эффективного запоминания. Овладев этими приемами, мы не только сократим количество повторений, но и улучшим качество запоминания. Во-вторых, много времени теряется из-за плохого внимания. Умение сосредоточиться и не отвлекаться лежит в основе эффективной учебе. Нужно научиться концентрировать внимание, и тогда сократится не только время, но и возрастет качество учебы - ведь мы начнем замечать больше деталей. В-третьих, если научиться читать быстрее, то время, затрачиваемое на учебу, также сократится. Для этого нужно освоить приемы эффективного чтения. Существует множество способов улучшения этих трех составляющих и сейчас, мы окунемся в один из них, в мир мнемических процессов. Как протекают мнемические процессы? Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс – процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением . Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы. но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и так далее. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение. Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать жизненный личный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека. В современном понимании развивать память – это, значит, учить детей (или взрослых):
Что дают ребенку (и взрослому) занятия по развитию памяти?
Древнегреческий писатель и историк Плутарх считал: «Прежде всего, следует тщательно упражнять память у детей, потому что упражнения памяти посредством мнемоники оказывает большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому что память о прошедшем делает нас умнее для будущего» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|