Как улучшить свою память: эффективное запоминание лиц и имен

  Как улучшить свою память: эффективное запоминание лиц и имен

           Должен признаться, что я сам с первого раза не  всегда запоминаю лица людей и их имена. Особенно мне трудно узнать малознакомого человека,  когда он или она надевает головной убор или меняет прическу. В студенческие годы, находясь в очереди в кассу кинотеатра, я не узнал заведующего кафедрой клинической терапии. Он был в зимней шапке. Он первым поздоровался со мной. Мне было очень неловко. До сих пор помню со смущением. Память у меня   ассоциативно-логическая.  А вот то, что называют механической памятью, с ней у меня были всегда проблемы. В  раннем детстве мой отец, горе-педагог, раздражался, когда я не мог запомнить детский стишок. Учебный материал я хорошо усваивал, когда я его подвергал словесно - ассоциативному переосмыслению. Просто читая книгу, я плохо сосредоточивался и быстро утомлялся. К экзаменам я приходил отлично подготовленным. Знаете, каким образом? Я собирал вокруг себя  слабо успевающих, читал им вслух текст и разъяснял суть дела. Я еще шутил: «Десять раз вам объясняю, на одиннадцатый раз сам начинаю понимать, а до вас не доходит». Меня просили составить еще шпаргалку. Занимались упорно. Даже ночью во сне в голове прокручивался текст. Я знал, что слабым звеном у меня была утомляемость, плохая  сосредоточенность и слабая механическая память. Поскольку с интеллектом у меня было все в порядке, то я примирился с особенностями своей памяти.

         Иногда возникают трудности с воспроизведением, с извлечением чего-либо из памяти. Знаете, в чем преимущество сдачи экзаменов по тестам? Если человек действительно что-то хорошо знает, то его на мякине не проведешь. И еще у меня нервозный почерк.  Прежде, печатая на пишущей машинке, даже допуская описки, я чувствовал удовлетворение. Ну, а теперь, когда печатаешь текст на компьютере, то получаешь полное удовольствие. Некоторые люди старшего поколения пишут только вручную пером (ну, авторучкой). Они не любят ни пишущих машинок, ни компьютеров. Далее. Зная особенности своей памяти, подчас  трудности извлечения из нее,  я заранее цементирую то или иное словесное понятие. Например, иногда  не могу вспомнить имя того или иного деятеля, артиста, знакомого человека и т.д. Приходит на память придуманная заранее ассоциация. Например, Иннокентия (Кешу) Смоктуновского я ассоциировал со  «смогом», хотя он личность светлая.

          Основные компоненты памяти – это а) восприятие, впечатление, импрессия;  б) ассоциация; в) воспроизведение, извлечение из памяти. Надо еще иметь в виду, что память бывает кратковременной и  долговременной.  Кратковременная память – это память фиксационная. Она просто фиксирует событие. Хотите запомнить, - хорошо, не хотите, - не надо. Мы,  в основном, когда это не является жизненной необходимостью,  надеемся на «авось». Если это важно, событие фиксируется  и  в кратковременной , и в долговременной памяти.  Продолжаем тему. Имеет смысл послушать Фрэда Беттджера,  автора книги «Вчера неудачник  - сегодня преуспевающий коммерсант».  Мне нравится его образный язык. Это школа Дейла Карнеги. Он не открывает Америку. Но новизна в том, что рекомендуется   делать акцент на необходимости сразу же  многократно повторять,  закреплять только что полученную, субъективно значимую информацию.  Именно этому учат эксперты: а) впечатление (импрессия); б) повторение; в) ассоциация.  

                                  1.Впечатление (импрессия)

Психологи утверждают, что большинство трудностей с нашей памятью      вовсе не являются трудностями памяти;  это - недостаточное наблюдение(я бы добавил,- недостаточная фиксация внимания на деталях!) . Казалось бы, говорит Беттджер,  я  внимательно рассмотрел лицо человека, но при этом совершенно забывал его имя. То ли я не слышал, когда нас представляли друг другу, то ли не запомнил имени. Догадайтесь, что я в таких случаях делал?  Правильно.  Ничего! Я пропускал его, как будто это имя для меня ничего не значило. Но если другой человек не обращал внимание на мое имя, я обижался. Если же он по-настоящему интересовался моим именем и проверял, правильно ли расслышал, то это мне всегда нравилось. Это первое правило оказало на меня такое сильное впечатление, что я стал понимать, какая непростительная невежливость с моей стороны слушать невнимательно и не закреплять  в памяти имя. Если вы не расслышали имя, то совершенно естественно спросить: "Вам не трудно будет повторить свое имя?" Разве другой человек будет обижен вашим искренним интересом к его имени? Не слышал ничего подобного. Так что первое, что помогло мне запоминать имена и лица, это забыть про себя и целиком сосредоточиться на другом человеке, его лице и имени. Это помогло мне побороть застенчивость во время знакомства. Говорят, что глаз как бы делает мысленную фотографию того, что мы видим и наблюдаем. Это нетрудно доказать, потому что вы можете закрыть глаза и вспомнить лицо незнакомого человека так же четко, как будто смотрите на его фотографию. То же самое можно делать и с именем / подчеркнуто мною.- Б.К./. Я был поражен, с какой легкостью я стал запоминать имена и лица, когда по-настоящему попытался вглядеться в лицо человека и получить четкое, яркое впечатление о его имени.

                                   2. Повторение (репетиция).

        Вы  когда-нибудь забывали имя незнакомого человека через десять секунд после знакомства? Я забывал и до сих пор забываю, если быстро не повторю его несколько раз, пока оно еще свежо в памяти. Мы можем повторить его имя тут же: "Здравствуйте, мистер Масгрейв!"  Затем, во время разговора большим  подспорьем  для меня является повторение его имени под любым предлогом: "Вы родились в Де-Мойне, мистер Масгрейв?"   Когда вас представляют нескольким лицам,- это всегда трудно.  Далее. Друг Беттджера дал ему такой совет: "Встречаясь с группами людей, постарайтесь узнать у них три или четыре имени одновременно и потратьте несколько мгновений, прежде чем перейти к другой группе. Попытайтесь составить предложение из этих имен, чтобы закрепить их в уме. Пример: на прошлой неделе за обедом, где я насчитал около пятидесяти мужчин и женщин, тамада представлял гостей, сидящих за столом. Названы были следующие имена: Кастл (замок)…. Каммерер (камера)… Оуэнс (владеть)…. Гудвин (добрая победа)…..Кайзер.  Из этой "солянки" я сделал фразу: "Кайзер владел замком.  Камера запечатлела внушительную победу". Это очень эффектно: образы надолго сохраняются  в памяти. Не всегда это получается, как по заказу, но если вы к этому готовы, то подобные ассоциации возникают, на удивление, часто. Желаемое для усвоения надо часто повторять. Настоящий секрет повторения вот в чем: повторяйте с перерывами. Составьте список людей, которых хотите запомнить, или список того, что хотите закрепить, и  просмотрите его перед сном. Повторите на следующее утро, на следующий день, потом через неделю. Уверен, что вы запомните что угодно, если только будете повторять достаточно часто и с перерывами.

                                                       3. Ассоциация.  

       Самым важным фактором, позволяющим надолго запомнить информацию и, главное, извлечь ее из памяти, является ассоциация. Об этом уже говорилось выше. Целесообразно  также помочь людям вспомнить ваше имя.  Когда сам Беттджер кому-либо представлялся, он говорил: "Поизносится как "Бет-ча-лайф.  Обычно это вызывает улыбку и незнакомец говорит: "Вы - "голова с плеч"?  Когда Беттджер звонит по телефону и называет свое имя, то секретарша легко узнает его: "Ах, да, мистер "голова с плеч"! Очень часто человек сам готов помочь вам запомнить его имя, если вы откровенно попросите об этом. Одно имя, С.П. Клинкскейлс, заставило меня попотеть. Разговор во время нашего знакомства проиллюстрирует, как человек облегчил мне запоминание.  Беттджер. Вам не трудно будет повторить ваше имя? Незнакомец повторяет свое имя, но мне слышится что-то вроде "Кликатуз". Спрашиваю: "А нет ли какого- нибудь способа, чтобы легко запомнить? Был ли он обижен? Нисколько. Улыбаясь, он сказал: "Просто представьте себе, что меня сажают в тюрьму с большущими весами в руках…. Клинк - скейлс! Глупо? Конечно! В этом-то и весь смак. Он нарисовал картинку в динамике. Я уже никогда не смогу забыть ни его, ни его имя Клинк-скейлс! Если имя, ну, просто невозможно запомнить, я спрашиваю про его историю.  Существует множество приемов создавать соответствующие ассоциации. На худой конец можно по свежим следам записать нужное имя на бумаге.

         Подытоживая сказанное, Беттджер рекомендует следовать этим правилам: 1.Впечатление. Составьте четкое представление об имени и лице человека. 2.Повторение. Повторяйте имя человека с короткими перерывами непосредственно во время беседы. 3. Ассоциация. Свяжите это с динамичной картинкой; если возможно, включите в нее профессию.  Дейл. Карнеги в своей книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» говорит, что для человека нет ничего слаще,  когда к нему обращаются по имени.

  О препаратах, улучшающих кровоснабжение мозга и активность мозговых функций, читайте в моем сайте Doctor-Kraitserov.UMI.RU (вызывается через Гугл). Его адрес передайте другим. Нам нужны полноценные люди!  

   

                                         



Просмотров: 517
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Узнаешь ли ты меня, если меня подменят киборгом?" О любви и сомнении
  • "Назови меня тихо по имени..." Или рыбкой? Как лучше? Продиагностируйте свои отношения.
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Как перестать думать "у меня, как всегда, ничего не получится". Лекарство от лени N2.
  • Упражнение "Контакт с именем" или "Что в имени твоем"!
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • "Я очень хочу жить!" Как быть отважным и сильным при раке. Памяти Татьяны
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Когда аргумент "вы меня довели" перестает быть оправданием
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • "Одиночество – это то, когда меня не слышат"
  • "А если он сочтет меня психом?" - страхи похода к психологу. Кейс
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Чему научил меня "синдром спешащего человека".
  • Упражнение "Защита" или Если все меня винят...
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Как жить, если когда тебе сказали "нет": невыносимость фрустрации
  • Одиночество: когда "Меня-нет"
  • Первая помощь | Если близкий человек "говорит" о суициде
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Какбысказка. Когда сбывается "если бы"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь