Как улучшить запоминание нужной информации?



Как улучшить запоминание нужной информации

Удивление движет миром.
/ Лев Полыковский.

Вы обращали когда-нибудь внимание на то, как мы запоминаем информацию?

У меня из детства есть несколько хорошо запомнившихся событий - анализируя их, я понимаю, что это были эмоционально окрашенные события. Одно из ярких: это когда я в мокром весеннем снегу оставила сапог, не смогла его достать и так и пришла домой в одном сапоге. Это случилось 40 лет назад, а как сейчас помню запахи и весь путь до дома довольно красочно. Эмоция страха постаралась, чтобы я хорошо запомнила это событие и больше не лазила в мокрые сугробы.

Возможно, вы слышали такое слово, как импринтинг
Это запечатлевание.

У разных видов животных его механизм завязан на разных функциях организма. Так гусята реагируют на движение - они посчитают мамой даже механическую машинку на веревочке, если она станет первым движущимся объектом. А птенец, еще находясь в скорлупе, слышит звуки и частоту маминой трели, запоминает ее, связывая с безопасностью.

А как же у людей? 
У людей лучше всего запоминается та информация, которая эмоционально окрашена.

Этот же механизм лежит в основе формирования фобий. Эмоции нужны для быстрой оценки значимости объекта. Они как бы окрашивают картинку любого события, формируя отношение к нему. Исследователи обратили внимание на то, что удивительное или неожиданное событие вызывает резкий всплеск мозговой активности.

Если вы вспомните какой-нибудь праздник - то наверняка тот, который был эмоционально окрашен. Либо там была влюбленность, либо кто-то начудил и вы были удивлены и много смеялись, либо вас кто-то напугал. А 55 других праздников как-то вспоминаются с трудом, потому что они были ни о чем. И уж точно вряд ли вспомните то, что делали за неделю до запомнившегося события.

Причем чем выше эмоциональный накал, тем лучше происходит подкорковое обучение и запоминание.

Исследования, проведенные в последние два десятилетия, показали, что эмоции оказывают влияние на многие процессы, задействованные в обучении. Смело можно утверждать, что эмоции влияют на восприятие, внимание, мотивацию, а также на осознание и усвоение информации.

Эмоции делают процесс обучения запоминающимся. 
Это важно учитывать при обучении.

На психофизиологическом уровне это выглядит так: 
в нашем мозгу расположен высший центр регуляции, который в связке с миндалиной контролирует нейроэндокринные взаимоотношения в организме. Если сказать очень упрощенно, то человек видит событие, затем центр оценивает его - и миндалина рождает эмоцию на это событие.

Эта эмоция - как код запуска реакций для выработки определенных гормонов. 
Если это страх, то адреналин и кортизол. 
Если удовольствие, то эндорфины.

Это важно с точки зрения выживания для человека. Важно запоминать опасные или приносящие удовольствие события, чтобы защищать и улучшать свою жизнь.

Также в обучении человека есть важный принцип – это персонализация.

Он заключается в следующем:

вызывает интерес, хорошо усваивается и запоминается только то, 
что имеет непосредственное отношение к потребностям данного человека.

А как мы понимаем, что это имеет отношение к нам? 
Конечно, через эмоции и чувства - то, что нас затрагивает и волнует.

Как знание важности эмоций мы можем использовать в образовательном процессе?

  1. Передача информации через сказки и истории. Истории заставляют слушателя эмоционально сопереживать героям, тем самым улучшая усвоение информации.
  2. Игры. Конкуренция, соревнования, командный дух, социальное взаимодействие – все это эмоционально заряжено, а потому информация, поданная во время игры, хорошо усваивается.
  3. Рисование как метод создания положительных эмоций и как метод отреагирования подавленных эмоций.
  4. Иллюстрации. Эмоционально насыщенные изображения - это хороший способ привлечь внимание обучающегося и вызвать в нем эмоции.
  5. Воспоминания. Можно использовать прошлые эмоциональные воспоминания для пробуждения эмоций в настоящем.
  6. Позитивное подкрепление, похвала способствуют лучшему запоминанию информации.

Подведем итог вышесказанному: 
Эмоционально окрашенная подача информации способствует лучшему ее усвоению.



Просмотров: 500
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 2 - скрывать токсичные эмоции за маской «у меня все хорошо»
  • С новым человеком эмоционально рождайтесь вновь: старые эмоции - в топку.
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Что такое усвоение знания и информации ?
  • Почему выражать позитивные и негативные эмоции важно? Психология эмоций.
  • Мы болеем, потому что носим либо лишние килограммы, либо лишние эмоции
  • Механизм эмоционально-психологической адаптации при нарушении вегетативной регуляции и патопсихологических синдромах.
  • Если ваши родители «ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕЗРЕЛЫЕ» люди.
  • Советы родителям подростков. Как помочь себе, если вы эмоционально не устойчивы
  • Почему одно и то же событие психологически травмирует одних людей и гораздо меньше затрагивает других?
  • Как перестать эмоционально обслуживать других людей?
  • Сон - источник информации об актуальном состоянии человека, и не только.
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Как события детства влияют на жизнь человека
  • Чтобы начало обучения в школе не стало эмоционально травмирующим событием.
  • Воля и эмоционально-волевые качества человека.
  • Татуировка как передача на невербальном уровне информации о её владельце
  • Что такое эмоции? Виды эмоций
  • Метод эмоционально-образной терапии
  • Как быстро успокоиться, если эмоционально "завелись"?
  • Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия
  • Метод эмоционально-образной терапии в судебной практике
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Можно ли эмоционально не зависеть от поведения мужа?
  • Кинографика: метод получения информации из бессознательного.
  • Негативные эмоции: что делать, если их слишком много?
  • Стресс от иммиграции и дети: показывать свои переживания или лучше эмоционально закрыться
  • Как реализуется передача информации
  • Этиология негативных эмоционально- поведенческих реакций у детей дошкольного возраста.
  • Механика эмоций: базовые эмоции в инфографике



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь