|
Воля и эмоционально-волевые качества человека.Автор статьи: Раскита Ольга Владимировна
Воля является важным качеством человека, без которого невозможно было бы достигать целей, которые каждый человек так или иначе всегда ставит перед собой в течение своей жизни. Именно от того насколько развиты у человека волевые качества, зависят его успехи и достижения. В этой стать хочется подробно рассмотреть понятие "Воля" и какие дейсвия совершаемые человеком относятся к волевым. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Она является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т. е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей для достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы. Так какими же чертами характера должен обладать человек, о котором смело можно говорить, что его воля хорошо развита. Целеустремленность – это подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности на ее достижение, планомерное и неуклонное осуществление. Такой человек должен иметь определенную цель; если ее у него нет, то нельзя и говорить о его целеустремленности. Конечно, школьник, подросток может иметь цель, которая еще не является его жизненной, устойчивой целью, но важно, чтобы он имел какую-нибудь цель хотя бы на небольшой период жизни и целеустремленно добивался ее осуществления. Самостоятельность – это подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Однако это не значит, что самостоятельный человек отвергает всякое чужое мнение, он готов его рассмотреть, оценить и, если оно разумно, принять. В тех случаях, когда отвергается всякое чужое мнение только потому, что оно чужое, когда наблюдается необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, обнаруживается отрицательное качество воли – негативизм. Решительность – это способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению. Нерешительные люди, наоборот, либо поспешно и торопливо принимают решение, не успев обдумать, либо опаздывают своевременно принять его. Нерешительность детей часто связана с боязнью ответственности или потерей веры в свои силы и возможности на основе предыдущих неудач; Настойчивость – это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели, преодолевая и затруднения на пути к ней. Выдержка (самообладание, самоконтроль) – это способность постоянно контролировать свое поведение. Выдержанный человек вынослив и терпелив, он умеет сохранять хладнокровие даже в трудных и сложных обстоятельствах, а если надо – переносить лишения, боль, неудобства. Противоположное предыдущему отрицательное качество – импульсивность, склонность действовать поспешно, необдуманно, по первому побуждению. Импульсивность присуща многим детям, но у большинства с возрастом она проходит, и при правильном воспитании у ребенка формируется выдержка; Дисциплинированность – это сознательное подчинение общественным правилам. Самоконтроль – способность контролировать свои действия и поступки, осознание и оценка человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Возникновение и развитие самоконтроля определяется требованиями, которые общество предъявляет к поведению человека. Большую роль в формировании волевых качеств играют эмоции. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально - выразительных движений. Не поддаваться эмоциям и контролировать их человеку помогает воля. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. Еще один признак волевого действия - это наличие продуманного плана его осуществления. Волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального удовлетворения, но с успешным завершением волевого акта обычно связано моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. Итак, воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. В характере волевого человека, должны присутствовать следующие качества: самоконтроль и целеустремлённость, самостоятельность и решительность, настойчивость и выдержка, самообладание и мужество, смелость и дисциплинированность. Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|