|
Свободная Воля?... Нарушение критичности и спонтанности поведения.Автор статьи: Проскура Василий Александрович
«Свобода воли» - красивые слова с очень неоднозначным смыслом. Возможно, стоит поискать ответ на этот вопрос с другой стороны: что есть «не свобода воли»? Как бы выглядел такой не свободный человек? Пожалуй, можно с высокой степенью уверенности утверждать, что преследовать свои собственные жизненные цели такой человек не сможет, как и определить насколько его действия соответствуют этой цели. Что же будет делать такой человек, если не стремиться к своей цели? По всей видимости то, что требует от него объект, ситуация/окружение или окружающие люди, и не более того. Что может требовать от человека ложка? Что бы ее взяли в руки и начали ею есть. Это вполне себе автоматическое, стереотипное поведение, отражающее преобладающие ассоциативные связи с тем действием, которое наиболее вероятно сочетается с объектом. Ну а чего может требовать от человека ситуация? Если человек попал в столовую и сел за стол с едой, то чем он там будет заниматься – не сложно представить. Ну а если в столовой за столом человек занимается этими делами почти всегда, тогда эта ассоциация укореняется, становится сильнее на уровне нейронных связей. Вот только человек со свободой воли окажется в столовой ЗАТЕМ, что бы удовлетворить свои потребности, а человек, не обладающей свободой воли, оказавшись в столовой, будет заложником своих стереотипных представлений о месте, и стереотипных движений, связанных с поглощением еды, и будет есть не потому что хочет, а потому что это место, где едят. А что сделает человек, которого некто неизвестный попросил совершить преступление? Обладающие свободой воли человек взвесит все «за и против»: кто этот неизвестный, зачем он это просит, кому это нужно, что это даст ему самому, какие последствия для него и окружающих несет этот поступок. Соотнеся все аспекты предполагаемого действия со своими приоритетами, жизненными целями и задачами, со всем тем, что составляет сущность человека, он делает вывод, как ему поступить в такой ситуации. А что сделает человек, не обладающий свободой воли? Будучи не в состоянии критично осмыслить этот поступок, его уместность и последствия он примется его выполнять. При чем тем рьянее, чем менее он владеет самим собой и своей жизнью в экзистенциальном ее понимании. Казалось бы, что описание утопично, и все люди обладают достаточной свободой воли, позволяющей им самим определять свою жизнедеятельность и критично оценивать все свои предполагаемые действия. Однако врачи психоневрологических больниц, общавшиеся с больными с нарушениями критичности и спонтанности поведения, не согласятся с этим. Возникающими в результате органических нарушений, локализованных в лобных долях головного мозга, эти симптомы описывают поведение человека очень схожее с выдвинутыми ранее предположениями о поведении человека не обладающим свободой воли. Впрочем, не только они одни – почти все родители, внимательно наблюдающие за своими маленькими детьми, отметят подобное поведение и у своих маленьких детей, когда те, в порыве изучения мира и отсутствии опыта, совершают действия критически не осмысленные. Но уже первые шишки горького опыта постепенно научают детей критично относится к своим действиям. То же самое касается и непосредственности: дали в руку погремушку и ребенок начинает ею греметь «потому что так положено» - раз погремушка, значит надо ею погреметь. Но для ребенка, рано или поздно, эти действия наскучат – пропадет мотивация. А если бы не пропала? Представьте себе ребенка, которого научили барабанить и дали ему барабан. Что он будет делать? Барабанить. А как долго? Пока не надоест. А если у ребенка понизить значимость собственных желаний/нежеланий (и поставить приоритет на «социальных заказ»: надо делать?, значит надо делать!) или вообще отменить влияние на собственные мотивы? Тогда ребенок будет барабанить пока не сломается барабан или палочки. А теперь представьте себе взрослого человека, с подобными нарушениями опосредованной жизнедеятельности, стоящим у станка, которому дали задание обстругать рубанком доску. Что он будет делать? Стругать ее, пока всю не состругает, а потом и верстак продолжит стругать. И дело не в том, что он не может остановиться – он может, если его попросить, то он сделает это с легкостью. И не в том, что он хочет это делать – ему на это дело наплевать. Это отличает его поведение от поведения людей с обессивно-компульсивными расстройствами. Ну хорошо, в своей деятельности, человек не обладающей свободой воли, вынужден руководствоваться смыслами, целями и задачами, которые получает извне: они могут задаваться средой и/или стереотипными поведением связанным с объектом или они могут быть продиктованы ему кем-то еще. Но что же он будет делать, будучи предоставлен сам себе? А ничего – будет сидеть или лежать безучастно ко всему происходящему. Хотя, конечно, если его спросить о чем-либо или попросить – он отреагирует молниеносно (ну, в силу своего физического здоровья, разумеется). А если ему задать вопрос, то и ответ будет зависеть не от него самого, его осознания самого себя и самого себя в данном месте и времени, сколько от ситуации в самой себе (как она была им непосредственно воспринята). Если же попытаться уличить его в сделанной им ошибке, то это не вызовет никакой эмоциональной реакции – он же не соотносит себя с ответом, по этому ответ может быть любой, при чем разный на одну и ту же ситуацию – зависит от того, на что было направленно внимание, и к возбуждению какого нейрона (группы нейронов) привело это наблюдение. Грубо говоря: «что первое всплыло в голове» - свободная ассоциация. Представьте себе, что Вы видите человека, которые есть так, что «аж за ушами трещит». Какой вывод Вы сделаете о нем? Ну наверняка о том, что у него хороший аппетит. Но человек, с нарушениями критичности и спонтанности поведения будет вести себя точно так же – активно кушать, даже если он вообще не хочет есть. Но будет есть, есть, и есть, пока не «поломается барабан или палочки». В семимерной модели личности человека это нарушение соотносится с шестой сферой – абстракций (куда входят принципы жизни, амбиции, притязания, смыслы и ценности, концепции, идеи и цели). Степень соотношения – почти полное или полное разрушение. Личность, ее самоидентификация уже невозможна через эту сферу, и если исключить ее из рассмотрения, тогда ее функции возьмут (вернее попытаются взять) на себя предыдущие сферы, а там ближайшей идет сфера мотивации (действия, желания, стремления, мотивы, дела, поступки). Вот только она будет ведомой не разрушенной сферой абстракций, а ведомой ближайшей сферой привычек (стереотипов поведения и мышления). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|