Отличия скорби от меланхолии (по работе З. Фрейда "Скорбь и меланхолия", 1917).

Фрейд в своей работе «Скорбь и меланхолия» разграничивает эти два понятия, считая меланхолию патологическим состоянием, а скорбь – нормальным аффектом. Общее в этих понятиях –сниженное настроение. Природа появления этих расстройств – в ряде случаев – сложные жизненные обстоятельства, состояния утраты, в ряде случаев – неизвестна. Скорбь всегда является нормальной реакцией субъекта вследствие утраты значимого другого, или объекта равнозначного значимому другому, возникновение же меланхолии не обязательно привязано к этим событиям. Меланхолия – более глубокий и тяжелый аффект, включающий в себя явное нарушение самочувствия, нежелание жить.

Работа утраты при скорби заключается в том, что в связи с потерей значимого объекта, происходит необходимость отнятия энергии либидо от него, в связи с чем появляется реакция сопротивления, нежелания этого. В зависимости от силы реакции сопротивления, может происходить уход субъекта от реальности, нарушение ее тестирования, что приводит к психотическим проявлениям. Тогда субъекту грезится объект своего вожделения, при завершении этой работы скорби - субъект освобождается.

При меланхолии же не всегда имеет место быть утрата объекта, субъект не всегда может знать причину своих страданий. Таким образом, утрата объекта при скорби очевидна, она находится в сознательном, а при меланхолии – в пространстве бессознательного. Утрата интереса к окружающему при скорби объясняется затратами ресурсов на саму работу скорби. При меланхолии происходит «обеднение Я», чего нет при скорби. Меланхоличный субъект опустошен, он словно теряет самого себя, отказывается от удовлетворения своих витальных потребностей во сне и еде. Ведь зачем спать и есть, если его нет?

Внешние проявления являются результатом действия внутренних механизмов. При меланхолии, предполагает Фрейд, работа скорби поглотила все «Я» субъекта, вследствие чего его и не стало, в метафорическом смысле. Предъявляя жалобы, меланхолик, не испытывает стыда и стеснения, он даже жаждет поделиться с другими словами о своем пребывании в меланхоличном состоянии, слово обвиняя других в том, что он утратил себя.

Меланхолик диссоциирует себя на части – одна часть его «Я», которую Фрейд обозначает как «совесть», говорит об отсутствии или плохости второй части, основного «Я». То есть, если при скорби происходит утрата любимого объекта, то при меланхолии этим объектом становится собственное «Я». Процесс образования меланхолии можно предположить следующий – либидо было направлено на объект, но произошла не утрата его, а разочарование в нем. Вследствие чего, из-за этого потрясения, привязанность к объекту была уничтожена. И либидо, перенесенное на «Я» стало отождествляться с потерянным объектом, то есть потеря объекта стала потерей «Я». Этого мнимого другого и пытаются уничтожить или хотя бы покалечить меланхолики в ситуациях самоубийств и аутодеструкций, по факту причиняя боль себе.

Предпоссылками для формирования меланхолии служит большая фиксация на объекте и слабая привязанность к нему. То есть меланхолия по сути складывается из скорби и процесса регрессии с нарциссического выбора объекта.

Меланхолия имеет свойство проходить, изменений личности впоследствии не происходит. Но меланхолия, подобно монете, имеет еще одну сторону, и способна превращаться в противоположное состояние – манию, характеризующуюся повышенным настроением и приливом сил. Тело, долгое время находившееся в ловушке собственного состояния, вдруг приобретает новые свойства. Накопив силы, оно теперь напоминает фонтан или источник, из которого энергия бьет ключом. «Я» освобождается, энергия либидо снова способна выбирать объекты.

Отличие меланхолии от скорби с точки зрения топического различия систем в том, что при меланхолии энергия либидо непрерывно циркулирует, словно застряв между объектом и «Я». Это похоже на то, как компьютер зависает вследствие ошибки программы, при скорби же этого не происходит. После же «развисания» бессознательного, либидо с отвергающего объекта снова возвращается к «Я», допуская в сознание произошедшее, делая субъекта снова способным любить.



Просмотров: 497
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ключ к пониманию картины меланхолии ( по работе Фрейда "Скорбь и меланхолия", 1917 г.)
  • Новые модели скорби
  • О комплексах, эмоциях и "работе скорби": по следам семинаров Верены Каст в Москве в 2017г.
  • Праздник и день скорби одновременно
  • "Новые модели скорби" - доклад Олега Христенко на Международной психоаналитической школе
  • Что ты говоришь прежде, чем сказать Прощай? Психотерапия скорби Ричард Г. Эрскин Часть 1.
  • Чёрное солнце. Свет меланхолии.
  • Тревога в меланхолии. Психоанализ. Концепция Кристевой.
  • Печаль и меланхолия: их сходство и различия ( по работе Фрейда " Печаль и меланхолия", 1917)
  • Из объекта в субъект в современном мире
  • Психосемантическое пространство "Меланхолии" А.Дюрера
  • У ребёнка умерла мама. Детская потеря значимого объекта.
  • Мысли о людях, столкнувшимися с утратами через анализ работы Фрейда "Скорбь и меланхолия"
  • Внебрачный ребенок. Ребенок стыда и вечной меланхолии.
  • "Лекарство от меланхолии"
  • "Скорбь и меланхолия". Читая Фрейда
  • Скорбь (горе) и меланхолия (клиническая депрессия). В чем различие?
  • Постоянство себя и объекта. Признаки психического здоровья по Нэнси Мак-Вильямс.
  • Утрата. Горе. Потеря. Как после этого жить?
  • Не связанное либидо: между нарциссическим и объектным либидо.
  • Постоянство объекта против созависимости.
  • In treatment: в поле хорошего объекта
  • Выбор объекта любви. Бессознательное
  • +18 Сексуальная расщепленность либидозного объекта в терапии
  • Адская любовь-2. Что даёт демонизация объекта?
  • Меланхолия - выход есть.
  • Молитва как путь к разрушению власти Объекта и Концепции
  • Почему Фрейд молчал про назальное либидо?
  • Тайны сексологии. Мужские и женские секреты либидо. Важность связи тела и сознания. Тестируем себя
  • Первое правило – нет никаких правил! Инверсия - отклонение в выборе сексуального объекта.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь