О комплексах, эмоциях и "работе скорби": по следам семинаров Верены Каст в Москве в 2017г.


О комплексах эмоциях и работе скорби по следам семинаров Верены Каст в Москве в 2017г




Юнг начал свою научную карьеру с теста словесных ассоциаций и теории комплексов. Это значит, что он начинал с изучения эмоций, считая, что эмоции – это основа того, что значит быть человеком. «Сущностной основой нашей личности, - писал он, является аффективность. Мышление и действие, как таковые, являются лишь симптомами аффективности.» Отталкиваясь от этого открытия, Юнг разработал теорию комплексов, и вскоре ему удалось увязать комплексы со сновидениями. Комплексы, по меткому выражению Юнга – это архитекторы сновидений. 

Мне откликается наблюдение Верены Каст о природе сновидения: 
"Сон - это окно в древний эмоциональный разум. Там активируются первичные эмоции и интегрируются с когнитивным уровнем. Сон ищет креативные решения для будущего". 

Далее Верена Каст продолжает: 
"Без эмоций в психике ничего не меняется. Воображение может помогать активировать эмоции и комплексы, чтобы психика могла жить и трансформироваться». 

Сто лет спустя, мы имеем дело с нейронауками, исследующими аффективность, а Панксепп заявляет: «Стало ясно, что психотерапия находится в центре “эмоциональной революции”. Первичные аффективные аспекты психики больше не подвергаются маргинализации, а напротив, признаны в качестве важнейшей движущей силы психики». Он обозначает аффекты базового уровня - SEEKING (поиск), RAGE (ярость), FEAR (страх), LUST (похоть), CARE (забота), PANIC/GRIEF (паника/горе), PLAY (игра). 

В психотерапии скорби и горевании неизбежна работа с этими аффектами. В работе с людьми, переживающими утрату, часто наблюдается недостаточность окситоцина: можно видеть, как слабо психическая энергия направляется на развитие личности скорбящего, она будто бы уходит на второй план со своими чувствами, потребностями и заменяется личностью ушедшего. И тогда вместо естественной работы скорби, приходится иметь дело с осложненным гореванием и депрессией. Где корни этого горевания? 

Согласно Панксеппу и биологической модели развития эмоций, эмпатия, как и эмоциональное заражение, происходят при участии зеркальных нейронов. 

Эмоциональное заражение младенца происходит от матери, еще будучи в утробе у нее. Потом через ее мимику, реакции и так далее по цепочке. Если окситоцина достаточно, эмоциональное заражение положительно – ребенок вбирает в себя ее радость, интерес, удивление, любопытство, спокойствие. Если нет – происходит негативное заражение, когда вместо тихой и спокойной улыбки матери, младенец видит ее злость, раздражение, неуверенность, сомнение, депрессию, сравни "нелюбви" и "неприятию" младенца в мир. И тогда на символическом уровне психика младенца улавливает посыл: «Мир плох и небезопасен. Меня никто не любит и не ждет. Я одинок». Стресс матери эмоционально заражает младенца. Его последствия прослеживаются всю жизнь. Так происходит формирование комплексов через заражение эмоциями матери, далее близких и их комплексами. 

Наши первые отношения – с матерью, как слепок, как модель, которая влияет на всю нашу дальнейшую жизнь и отношения с другими. В проживании потери, утрате, разачаровании, эта модель первичных отношений с матерью может бессознательно отыгрываться, восстанавливая вытесненный младенческий опыт горевания. И чем негативнее был опыт первичных отношений с матерью, чем негативнее был объект любви, тем сложнее отделение от него, сепарация. И, напротив, из позитивных отношений легче выходить и утрата расставания переживается без ухода в депрессию, естественным гореванием.

Часто скорбящий плачет. И плач младенца может быть утешен. Это зависит от окружения и уровня сформированности чувства базового доверия к миру, самоценности и любви. 

«Но не всегда стоит идеализировать плач. В работе скорби помогает то, что может стабилизировать самооценку" (Верена Каст). А значит вернуть горюющего и проживающего разрыв и оставленность обратно к миру из объятий несложившихся отношений - из того, что предстояло проживать когда-то вместе, надеясь на совместный путь, движение, заботу, развитие, общие планы на будущее....Говоря юнгианским языком, та "Самость отношений", то общее поле, которое было когда-то сформировано, горюющему предстоит оставить и далее проживать одному, без партнера, инвестируя энергию в свою "Индивидуальную самость". 

Таким образом, по точному наблюдению Верены Каст, "работа скорби заключается в трансформации энергии и возвращению себе себя самого, вытаскиванию из совместной "Самости отношений" к "Индивидуальной самости" с сохранением в себе того качества самого себя, которое было достигнуто в отношениях и наделяло ценностью". 

Вместо эпилога:
"Скорбь, как известно, сколь бы глубока и болезненна ни была, когда-нибудь непременно должна уйти. Когда скорбящий забудет о всех своих потерях, тогда она поглотит саму себя, и наше либидо вновь будет свободно (настолько, насколько мы еще молоды и активны) заменить утраченные объекты новыми, равными по значению или даже еще более ценными. Нужно надеяться, что то же самое случится и с потерями, вызванными войной. Когда однажды скорбь закончится, мы обнаружим, что наша высокая оценка достижений цивилизации ничего не потеряла от того, что мы увидели всю их хрупкость. Мы отстроим заново все, что уничтожила война, и, возможно, на более устойчивой почве и более прочное и долговечное, чем прежде" (из Эссе Зигмунда Фрейда, 1915 г., написанного для юбилейного тома Берлинского общества «Земля Гете»).


ПРИМЕЧАНИЕ: 

Иллюстрация польской художницы Магдалены Коженивски ( Magdalena Korzeniewska ) 


Верена Каст - одна из самых известных юнгианских психоаналитиков в немецкоязычном культурном пространстве.С 1970 г. она ведет частную психотерапевтическую практику в г. Санкт-Галлене, Швейцария. В 1995-1998 гг. она была президентом Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP). Верена Каст является профессором психологии Цюрихского университета, а также в течение многих лет исполняет обязанности президента Швейцарского общества аналитической психологии. С 2014 г. она является президентом Института К.Г.Юнга в Цюрихе/Кюснахте. Начиная с 1980 г., Верена Каст радует публику своими многочисленными книгами, в которых поднимаются такие непростые темы как эмоциональная жизнь, отношения, психодинамика и символика, психологическое понимание сказок… Ее книги переведены на 12 языков. На русском языке в 2016-2017гг. вышли в печати ее книги о детско-родительских комплексах «Отцы-дочери, матери-сыновья», «Горевание» и «Сизиф».



Просмотров: 2085
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отличия скорби от меланхолии (по работе З. Фрейда "Скорбь и меланхолия", 1917).
  • Работа с образом, при работе с гармонизацией отношений с матерью. Мотив"Корова"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Новые модели скорби" - доклад Олега Христенко на Международной психоаналитической школе
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Дочки-матери": когда игра превращается в манипуляцию. Зарисовки
  • "Дочки-матери". Когда игра превращается в манипуляцию. Анализ проблемы
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Когда отношения настоящие, а не "деревянные" и "прилизанные"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • "Мы умираем лишь тогда, когда перестаём жить"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Работа с МАК". Расклад "ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЙ"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Игрушка-раскладушка "Развитие нервной системы младенца"
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь