"Мы умираем лишь тогда, когда перестаём жить"

Автор статьи: 404

Прочла перевод удивительной лекции невероятной Франсуазы Дольто о смерти для живых - пребываю под впечатлением.

Меня сильно зацепила мысль о том, что "мы должны заслужить свою смерть, живя полной жизнью". Эта идея для меня отчего-то чрезвычайно радостна. Приятно думать, что жизнь - долгий путь к смерти, который ты проходишь своим уникальным способом. И даже ответственность за его наполнение не пугает, а отсылает к свободе изменения своей судьбы. Смерть в таком случае воспринимается как переход, как освобождение, хоть и неминуемо вызывает тревогу.

Дольто говорит о том, что в своих агрессивных фантазиях мы причиняем смерть, чтобы полнее жить. Поэтому детям не стоит запрещать играть в убийства понарошку, нужно лишь поговорить с ними о разнице между действительным прекращением жизни тела и игрой. Тут мне вспоминается та жуткая история поры популярности тамагочи, когда ребенок после смерти своего дедушки требовал, чтобы ему нажали на специальную кнопку и перезагрузили программу.

С детьми, как это ни парадоксально, следует говорить как можно более откровенно, чтобы они были как можно менее травмированы. Если ребенок не получает ответа на свой вопрос от родителей, они находит другие источники. А если по прошествии времени узнаёт об обмане - доверие оказывается подорванным. Важно услышать ребёнка, понять, о чём он спрашивает, с чем связан тот или иной вопрос.

Размышления о схожести рождения и смерти отсылают меня к буддистскому перерождению. Умирая в этой жизни, мы рождаемся для нового существования - и так без конца. "Похоже, мы боимся вовсе не смерти, ибо для бессознательного её не существует: мы боимся лишь страданий, угасания, а ещё разлуки с теми, кого любим," - говорит Дольто. Мы не умираем для себя, но - для других. Единственная смерть, существующая для нас - это смерть другого.

Сильнейший резонанс во мне вызвали следующие строки: "Мы стараемся как можем избежать мыслей о страдании, прячасть в "здесь и сейчас", причем самых роскошных, какие только можно иметь на данный момент. По-моему, это очень хороший урок, потому что до тех пор, пока мы живы - ведь у нас только и есть, что эта жизнь, чтобы подготовиться к смерти, - пусть наша жизнь до последней минуты будет наполнена общением с другими, ведь только эти связи и придают жизни смысл. Иначе в нашей жизни вообще не будет смысла: другие, любя нас, доказывают нам, что мы живы, а мы доказываем, что живы, любя других, общаясь с ними." Лучше и не скажешь. 

Мы умираем лишь тогда когда переста м жить



Просмотров: 300
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ведьмы вовсе не злые, а смерть не так уж и страшна - рассказ из цикла "Сказки жизни"
  • Смерть -Смена-МЕРы-быТия. Расстановки как путь к наполнению новым для себя смыслом понятия "Смерть".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Зачем мы думаем о смерти "во время жизни"?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Когда станет легче после смерти близкого? Как отпустить умершего? Методика "Паттерн прощания"
  • Экзистенциализм и бессмертие души, бытие-к-смерти и вопрос о т.н. "реинкарнации"
  • Обзор книги Ирвина Ялома "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Расстановки с таро: "Родовое Древо, послания жизни - послания смерти"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: распознать, понять и обезвредить
  • Смерть желаний (Цикл "Как жить?" Статья 3)
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Сказка про "Жизнь и Смерть"
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 1
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Работа с МАК. "У меня всё отлично!Вот только жить почему - то не хочется..."
  • "Группы смерти", или как уберечь ребёнка?!
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь