Ключ к пониманию картины меланхолии ( по работе Фрейда "Скорбь и меланхолия", 1917 г.)

Жалобы как обвинения

Жалобы меланхолика имеют моральную окраску, он обвиняет себя в неискренности, в слабости, в зависимости, в недостойном поведении, но обвинения не имеют прямого отношения к реальности его жизни и характера. При исследовании оказывается, что черты, приписываемые себе меланхоликом, имеют сходство с чертами близкого ему человека. Это открывает одну из причин меланхолии – конституциональную амбивалентность к инцестуозному объекту. Любой объект любви, попадая на место первообъекта, становится, наряду с любовью, объектом ненависти. Однако ненависть не может быть направлена на объект, ей мешает «цензура», запрет на ненависть к первообъекту. Чтобы дать ей легальный выход, «Я» подставляет себя под удар «Сверх Я», который производится в виде культурно допустимой самокритики. В «Я» уже вложены черты объекта, очерняя себя, меланхолик бессознательно очерняет ненавистный объект, что объясняет и публичную откровенность, и отсутствие стыда при самообвинениях. Иногда ненависть к объекту достигает такого накала, что может привести к самоубийству меланхолика, в попытке навсегда уничтожить ненавистный объект.

Меланхолия как потеря собственного я, или утрата объекта как утрата я.
Самообвинения меланхолика Фрейд назвал «бредом преуменьшения». В состоянии меланхолии, упрекая себя в нравственных несовершенствах, «Я», подобно «Оно», теряет ощущение времени - субъект убеждён, что «всегда был таким» . Это один из признаков исчезновения собственного «Я», подмена его объектом идентификации. В «Я» действуют бессознательные сновидческие процессы сгущения, смещения, «Я» регрессирует к «Оно», вторичный процесс регрессирует к первичному, к бреду. В процессе излечения меланхолии «несовершенства» исчезают, к меланхолику возвращается достоинство и самоуважение, что свидетельствует о возвращении к "себе".
Фрейд относит страх потери или «обеднения Я» к анальной эротике, но при этом «Я хотело бы впитать в себя объект, соответственно оральной или каннибальной фазе развития путем пожирания его». В процессе меланхолии нарциссическое либидо в «Я» регрессирует от вторичного к первичному нарциссизму. 

Предпосылки для формирования меланхолии.
Как и невроз навязчивых состояний, меланхолия включает механизм амбивалентности к объекту, осуществляемый посредством садистического отношения «Сверх Я» к измененному «Я». 
С другой стороны, нарциссический выбор объекта и идентификация с ним, относит меланхолию к числу нарциссических заболеваний, которые возникают при возврате (регрессии) нарциссического либидо на "Я" (вторичный нарциссизм). При идентификации всегда присутствует амбивалентность к объекту идентификации, подобно тому, как "Я" ребенка изначально идентифицируется с родителем своего пола (но также и противоположного), отношения с которым обычно содержат признаки ревности и соперничества, что подразумевает желание занять место объекта. Потеря объекта заставляет регрессировать нарциссическое либидо, окрашенное объектом на «Я», «Я», изменяясь, на время само становится объектом. Конституционная амбивалентность – одна из причин меланхолии.
Необходимыми предпосылками меланхолии Фрейд называет «амбивалентность, потерю объекта и регрессию либидо на «Я»».

Меланхолия и ее склонность превращения в противоположное состояние мании.
Не всякая меланхолия переходит в противоположную фазу – манию, появление которой можно считать одним из фундаментальных отличий скорби и меланхолии. Скорбь, возможно, потому не знает триумфа над «мертвым» объектом, что потерян, скорее, объект любви, а не идентификации, выбор объекта был сделан по «примыкающему типу». Работа скорби выглядит иначе, чем меланхолическая «борьба любви и ненависти» потому, что направлена на сохранение «Я» для продолжения «жизни», для новой «любви» . Нарциссическое либидо меланхолика, покинув объект и проделав ту же освободительную работу, что и объектное либидо при скорби, в то же время побеждает (обесценивает) объект, который до того брал вверх над "Я". Именно регрессия либидо на «Я», которая не возникает при работе скорби, отвечает за манию.

 

 



Просмотров: 529
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отличия скорби от меланхолии (по работе З. Фрейда "Скорбь и меланхолия", 1917).
  • Печаль и меланхолия: их сходство и различия ( по работе Фрейда " Печаль и меланхолия", 1917)
  • Психосемантическое пространство "Меланхолии" А.Дюрера
  • Важен ли "Объект" для любви?
  • "Лекарство от меланхолии"
  • Деление на нарциссическое и объектное либидо в процессе психического созревания
  • Мысли о людях, столкнувшимися с утратами через анализ работы Фрейда "Скорбь и меланхолия"
  • "Скорбь и меланхолия". Читая Фрейда
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Печаль и меланхолия"
  • "Влияние прикроватного светильника на либидо человека"©
  • Выбор объекта любви. Бессознательное
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.
  • О сублимации либидо. Часть вторая : "Инфантильное сексуальное исследование"
  • О сублимации либидо. Часть первая: "влечения и их судьбы"
  • "Мужу не до секса", или причины ослабления либидо
  • Чёрное солнце. Свет меланхолии.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Постоянство себя и объекта. Признаки психического здоровья по Нэнси Мак-Вильямс.
  • Тревога в меланхолии. Психоанализ. Концепция Кристевой.
  • О комплексах, эмоциях и "работе скорби": по следам семинаров Верены Каст в Москве в 2017г.
  • Не связанное либидо: между нарциссическим и объектным либидо.
  • Внебрачный ребенок. Ребенок стыда и вечной меланхолии.
  • Оставлять объект зависимости всегда Очень Сложно! (мой опыт)
  • Юмор и меланхолия. Михаил Зощенко и его повесть "Возвращенная молодость"
  • О фильме Ларса фон Триера "Меланхолия". Взгляд юнгианца.
  • Почему Фрейд молчал про назальное либидо?
  • Про внутренний хороший объект, взращиваемый в процессе терапии.
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Как я поняла, что я "достаточно хорошая мама", или трудности новой идентификации.
  • У ребёнка умерла мама. Детская потеря значимого объекта.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь