О фильме Ларса фон Триера "Меланхолия". Взгляд юнгианца.

Автор статьи: Ли Юлия Афанасьевна

Друзья! Хочу поделиться с вами своим впечатлением от фильма Ларса фон Триера «Меланхолия». 

Фильм меня поразил. Как, впрочем, и многое в удивительном мире фон Триера. 
В картине показаны последние дни планеты Земля. Ее уничтожает звезда Меланхолия, сошедшая со своей орбиты. Тем не менее, это история не о гибели человечества, а о бедствии всего лишь одной семьи. Только вот масштаб этого бедствия так огромен, что измерить, его по ощущениям героев фильма, возможно только космическими величинами. И действующими лицами этого травматического сценария, могут служить только планеты. 

Юнгианский взгляд кругом находит символы. Ведь символическое мышление дает возможность рассматривать любой сюжет как внутренний театр. Любая история или миф могут быть нашим внутренним сценарием, метафорой нашей жизни. Ну, а уж мифы Ларса фон Триера тем более. 

Звезда Меланхолия для меня – это символ глубочайшей и необратимой депрессии, которая зреет в каждом из главных героев картины – Джастин, ее сестры Клер, мужа Клер. Только в отличие от сестры и деверя Джастин погружена в состояние меланхолии. Оно представлено в ее сознании. И поэтому реальной Меланхолии она не боится. Чего бояться, когда это уже случилось.

Клер же и ее мужа Джона напротив это состояние пугает. И они стараются всячески от него откреститься.
Супруги устраивают роскошную свадьбу для Джастин и ее жениха в своем роскошном особняке с гольфовым полем на восемнадцать лунок. Они требуют от Джастин проявлений счастья, не понимая, что внутри нее Меланхолия уже наскочила на Землю и начала свое сокрушительное действие. 

Клер и Джон негодуют, упрекают Джастин в эгоизме и неблагодарности.
Потому что они смертельно боятся того, что у них внутри. А внутри у них все та же убийственная меланхолия, ангедонический катаклизм, способный выжечь на корню весь тот мир, к которому они приспособились. А Джастин со своей депрессией так наглядно демонстрирует им их больную часть, она будит в них эти состояния, на которые долгое время был наложен запрет. 

Время от времени Клер повторяет сестре: «Иногда я тебя просто ненавижу». 
Да, мы часто ненавидим тех, кто напоминает нам о нашей собственной боли. Ненавидим, потому что боимся этой боли. 
И еще бы не бояться! Ведь боль нередко убивает. И после нее человек уже не будет прежним. И жизнь прежней не будет никогда, как и Земля, пострадавшая от звезды-убийцы, изменит свой лик навеки. 

Но, увы – закрыть глаза вовсе не значит спрятаться. Боль внутри нас, признание которой влечет за собой депрессию, не терпит вытеснения. Если ее отрицать, она превращается в клинику. И становится вот таким Триерским монстром. 
Фон Триер великолепный знаток души. 

Пору слов о причине депрессии сестер. 
В картине очень наглядно демонстрируется психотип матери Джастин и Клер. Жестокая Снежная Королева, отвергающая дочерей и ненавидящая браки. Такие матери наносят тяжелые травмы своим детям уже с первых дней жизни. 

В аналитической парадигме есть установка – мы рождаемся с двумя основными влечениями – к Эросу и Танатосу. Т.е. к любви и смерти. И если мать не наполняет ребенка любовью, Эросом, то тогда мы ищем спасения у Танатоса. 
Клиническая депрессия Джастин – это и есть объятия ее Танатоса, символической убивающей матери, поцелуи которой замораживают и умертвляют. И Джастин уже не в силах сдерживать это состояние. Оно требует от нее полной отдачи. И поэтому она разрушает все, что требует от нее быть счастливой. Ведь там, среди всего этого гламура и успеха, никому не нужны ее боль, ее подлинные чувства. Так же не нужны, как не нужны родителям. 

И несмотря на то, что Клер и Джон проявляют вроде бы заботу, они всё в том же лагере, что и родители. Для них душа Джастин является предметом торга – с ней постоянно заключают договор о том, что она будет счастлива. 

А что же сама Клер? Она тоже дочь Снежной Королевы. Но ее депрессия глубоко подавлена. Она старается быть счастливой – у нее прекрасный муж, сын, дом… Но она не более жива, чем ее мать. Клер никогда не улыбается, действия ее механистичны и лишены спонтанности. И мы даже не понимаем, способна ли она чувствовать, быть женщиной. 

Вся ее цель в жизни – это сохранить свой ригидный мир, свое застывшее во времени убежище. Все ее чувства – это страх того, что ее карточный домик настигнет эндогенный взрыв. 

Нечто подобное проживает и Джон. 

Однако, еще ни один человек не избежал встречи со своей травмой. Если мы откладываем эту встречу внутри себя, она достанет извне. И ей нипочем наши громоотводы и прочие младенческие приспособления. Все это лишь слабый хлыстик против озверевшего монстра. 
Смертельный танец Земли с Меланхолией все равно случится. И тогда что нам остается? Только танцевать его. 

Слишком мрачно получается? Но таков Ларс фон Триер. Он всегда описывает один и тот же момент – до катастрофы. Тот момент, когда мы еще не знаем, что и после взрыва есть жизнь. И там могут быть ресурсы, помогающие перерасти травму, стать больше нее. 
Именно этого момента не выдерживает самоубийца Джон. А остальные герои пусть выживут. Я так этого хочу.



Просмотров: 564
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Меланхолия» Ларса фон Триера и метафора психологического консультирования
  • Нимфомания или сексозависимость? Анализ фильма "Нимфоманка" Ларса фон Триера (18+)
  • Анализ фильма "Антихрист" Ларса фон Триера (18+)
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Ключ к пониманию картины меланхолии ( по работе Фрейда "Скорбь и меланхолия", 1917 г.)
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Печаль и меланхолия: их сходство и различия ( по работе Фрейда " Печаль и меланхолия", 1917)
  • Только у счастливой мамы могут быть счастливые дети!
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Отличия скорби от меланхолии (по работе З. Фрейда "Скорбь и меланхолия", 1917).
  • Меня домогался массажист. Или, я сама этого хотела? О чудесах массажа и не только...
  • Скорбь (горе) и меланхолия (клиническая депрессия). В чем различие?
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • На самом деле я от тебя хочу только этого... или послание идеальной маме.
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Несколько слов о депрессии: опорой может быть только нечто существующее
  • Меланхолия - выход есть.
  • "Нимфоманка" Ларса фон Триера
  • Я этого хочу. Значит, это будет?
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Лучше гор могут быть только деньги 2
  • Быть счастливой после смерти мужа. Возможно?
  • Лучше книг могут быть только книги.
  • Меланхолия и депрессия, в царстве богини Персефони
  • Плохое настроение: грусть, депрессия, меланхолия
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Если в ваших отношениях этого нет, Вам могут начать изменять
  • Джон Уэлвуд: «Ваши отношения могут стать путем пробуждения».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь