|
О фильме Ларса фон Триера "Меланхолия". Взгляд юнгианца.Автор статьи: Ли Юлия Афанасьевна
Друзья! Хочу поделиться с вами своим впечатлением от фильма Ларса фон Триера «Меланхолия». Фильм меня поразил. Как, впрочем, и многое в удивительном мире фон Триера. Юнгианский взгляд кругом находит символы. Ведь символическое мышление дает возможность рассматривать любой сюжет как внутренний театр. Любая история или миф могут быть нашим внутренним сценарием, метафорой нашей жизни. Ну, а уж мифы Ларса фон Триера тем более. Звезда Меланхолия для меня – это символ глубочайшей и необратимой депрессии, которая зреет в каждом из главных героев картины – Джастин, ее сестры Клер, мужа Клер. Только в отличие от сестры и деверя Джастин погружена в состояние меланхолии. Оно представлено в ее сознании. И поэтому реальной Меланхолии она не боится. Чего бояться, когда это уже случилось. Клер же и ее мужа Джона напротив это состояние пугает. И они стараются всячески от него откреститься. Клер и Джон негодуют, упрекают Джастин в эгоизме и неблагодарности. Время от времени Клер повторяет сестре: «Иногда я тебя просто ненавижу». Но, увы – закрыть глаза вовсе не значит спрятаться. Боль внутри нас, признание которой влечет за собой депрессию, не терпит вытеснения. Если ее отрицать, она превращается в клинику. И становится вот таким Триерским монстром. Пору слов о причине депрессии сестер. В аналитической парадигме есть установка – мы рождаемся с двумя основными влечениями – к Эросу и Танатосу. Т.е. к любви и смерти. И если мать не наполняет ребенка любовью, Эросом, то тогда мы ищем спасения у Танатоса. И несмотря на то, что Клер и Джон проявляют вроде бы заботу, они всё в том же лагере, что и родители. Для них душа Джастин является предметом торга – с ней постоянно заключают договор о том, что она будет счастлива. А что же сама Клер? Она тоже дочь Снежной Королевы. Но ее депрессия глубоко подавлена. Она старается быть счастливой – у нее прекрасный муж, сын, дом… Но она не более жива, чем ее мать. Клер никогда не улыбается, действия ее механистичны и лишены спонтанности. И мы даже не понимаем, способна ли она чувствовать, быть женщиной. Вся ее цель в жизни – это сохранить свой ригидный мир, свое застывшее во времени убежище. Все ее чувства – это страх того, что ее карточный домик настигнет эндогенный взрыв. Нечто подобное проживает и Джон. Однако, еще ни один человек не избежал встречи со своей травмой. Если мы откладываем эту встречу внутри себя, она достанет извне. И ей нипочем наши громоотводы и прочие младенческие приспособления. Все это лишь слабый хлыстик против озверевшего монстра. Слишком мрачно получается? Но таков Ларс фон Триер. Он всегда описывает один и тот же момент – до катастрофы. Тот момент, когда мы еще не знаем, что и после взрыва есть жизнь. И там могут быть ресурсы, помогающие перерасти травму, стать больше нее. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|