Нимфомания или сексозависимость? Анализ фильма "Нимфоманка" Ларса фон Триера (18+)

И сразу оговорюсь, я переложил почти все моменты сюжета, но художественные приемы - символизм, метафоры, аллюзии, сравнения - интерпретировал далеко не все, т.к. тогда из статьи получился бы целый роман. Фильм богат на приемы даже при первом просмотре.

Поэтому, статья, в принципе, передает основную канву и может заменить просмотр, сэкономив Ваше время и, для некоторых особенно впечатлительных к жестокости и откровенности, нервы, а также поможет составить представление и определиться, стоит ли его смотреть, исходя из собственных предпочтений, но держите в уме, что граней в фильме больше, чем я изложил.

 

Нимфомания или сексозависимость Анализ фильма Нимфоманка Ларса фон Триера 18

Синопсис: Некий мужчина (Стеллан Скарсгорд) замечает в переулке возле своего дома женщину с побоями без чувств (Шарлотта Генсбур). Он приводит ее в чувства и приглашает к себе в дом. Весь фильм строится на их разговоре в течение ночи, в ходе которого женщина рассказывает историю своей жизни.
 
Персонаж Стеллана Скарсгорда предстаем перед нами как застенчивый, неравнодушный интроверт, тихо проживающий свою жизнь. Пижаму Джо тактично подает спиной, чтобы не смотреть, как она переодевается. Он носит практичную невыразительную одежду, непривлекательная прическа совсем не скрывает его возраст и говорит о том, что собственная привлекательность его не заботит. Квартира вторит образу: тусклый свет, выцветшие и рваные обои, старая мебель.  
 
Джо замечает мушку на стене - это рыболовная приманка. Оказывается, что Селигман рыбак. Он очень увлечен рыбалкой, но рыбачит редко и ловит немного. "Местные ловят намного больше". Уже в этом моменте понятно, что рыболовная тема - это аллюзия на половую жизнь Селигмана, через которую раскрывается персонаж. Далее мы узнаем, что приманку иначе называют нимфой, в честь первой стадии развития жизни насекомого. Эту метафору использует Джо для первой главы.
 
Джо начинает рассказ о своей жизни и называет приманкой свою "щель", которую обнаружила впервые, по ее словам, в двухлетнем возрасте.  
Она описывает историю о том, как примерно в 7-летнем возрасте играла со своей подругой "в лягушек". Они заливали пол в ванной комнате водой, снимали нижнее белье и катались по мокрому кафелю так, что возбуждать половые органы.
На уроках физкультуры Джо любила забираться на канат и долго там висеть с веревкой между ног.
Маму она называет "холодной сукой". Видимо, нечувствительность матери и теплые отношения с отцом послужили одной из главных детерминант нимфомании.
 
Самым большим своим отличием-грехом от других людей она называет свое повышенное требование к закату - больше красок, когда солнце касалось горизонта.
 
Отец Джо любил ей рассказывать о деревьях и их листьях. Возможно это намеренная акцентуация как отсылка на первообразную одежду первых людей - Адама и Евы, которые по канону прикрывали гениталии листьями. "Листья липы в форме сердца" - говорит отец.
 
Девственность она решила потерять в 15 лет с соседским парнем Джеромом (Шайя Лабаф). Она пришла в его гараж и прямо попросила об этом. Отвлекшись от починки мопеда, он также механически, грубо, без эмпатии, совершил 3+5 фрикций. 3+5, потому, что она очень точно все помнит. Цифры отсчета мы видим на экране вовсю величину, что подчеркивает их важность. Это начало отсчета и начало огромной неудовлетворенности, истоки жажды, которая не сразу была понята.
 
Спустя пару лет они играют с той же подругой детства "В" в игру. Они садились в поезд и должны были переспать с наибольшим количеством мужчин до станции назначения. Победительница забирает приз - шоколадные конфеты.
Селигман постоянно с радостью приводит свои удивительные параллели с рыбалкой, мол, поезд - это река с рыбой, а клёв - это свойственная сезонность в половых отношениях, а смесь вкусов шоколада и спермы после первой победы сравнивает с миксом вкуса торта Мадлен и липового чая (видимо ссылаясь на рассказы Марселя Пруста).
 
Джо не испытывала боли или отвращения во время сношений в поезде, но и удовольствия явно не было. "В" манипулировала Джо, заставляя играть в ее игру. Финальной инициацией в нимфоманки послужила сцена борьбы девушек за "крупную рыбу" - мужчину из первого класса. Соблазнение намеками не помогло. Тогда Джо подсела к мужчине, который, к слову, спешил домой из-за овуляции жены, и, почти против его воли, занялась оральным сексом с ним.
 
Джо рассказывает об этом с болью и сожалением, злобой на себя. Селигман никак не поддерживает самобичевание Джо, он романтизирует ее поведение, говоря, что не видит в этом ничего греховного: "Я где-то читал, что длительное хранение спермы вредит ее качеству. Возможно благодаря Вам мистер С где-то там имеет здорового ребенка. Если у тебя есть крылья, то почему бы не летать?".
 
Уже в эти моменты можно уловить в его поведении сознательные либо бессознательные попытки произвести впечатление на Джо, очаровать ее, добиться ее доверия.
"Селигман" с иврита означает счастливый человек. И, вроде бы, Селигман считает себя таковым. Пусть и условно.
Фон Триер противопоставляет персонажей через идею того, кто как постригает ногти. Селигман прагматик-стоик, он стрижет ногти на правой руке сначала, т.к. это сложнее, а затем приступает к левой. Джо стрижет всегда с левой: "В начале всегда удовольствие".
 
Следующую главу она начинает со слов обращенных к Селигману "Вы очевидно знаете, что хорошие, на первый взгляд, вещи, оказываются плохими".
Нам показывают нарезку сцен секса молодой Джо с тремя разными мужчинами, каждому из которых она в конце говорит, что у нее никогда не было оргазма и он у нее первый. Каждый мужчина реагирует по-разному. Это стадия, когда неопытная Джо входит во вкус и уже получает удовольствие не только от секса, но от манипуляции мужчинами, пусть и не всегда удачными.
 
Наконец, в сцене описания клуба "Маленькое стадо", Джо выдает анализ причины нимфомании своей подруги "В", которая, на мой взгляд, также часто является причиной многих других случаев: непослушание, агрессия, бунтарство, намеренное ослушание аморальным поведением. "В" была выращена в католической семье с запретом на возбуждение, излишне строгие правила.
Как Вы можете помнить, психоанализ зарождался в начале 20 века, когда культура была весьма пуританской и запрещала манифестацию сексуальной жизни и все, что с ней связано. Тогда женская истерия была основным психическим расстройством и главную причину Фрейд видел именно в строгом пуританстве, которое блокировало реализацию либидо и образовывало конверсию в психические симптомы.
Действие "Нимфоманки" происходит гораздо позже, когда сексуальность уже была манифестирована, но религиозных семей еще было предостаточно. И, наверняка ввиду несогласованности воспитания (например, родители порицали всячески на словах проявление сексуальности, а сами очень громко занимались сексом так, что "В" это слышала), у "В" развился девиантный парафильный характер. В семьях, где воспитание согласованное, дети наследуют принципы, ценности, взгляды, морально-нравственные ориентиры безусловно до обретения индивидуальности, то  есть уже после пубертата. "В" же демонстрировала повышенный интерес к сексуальности уже в 6-7 лет, что говорит о сильной дисгармонии транслируемых идей и поведения родителей.
 
- Против чего вы бунтовали?
- Любви.
- Любви?
- Мы старались бороться с зацикленным на любви обществе. Для меня любовь была лишь похотью с добавленной к ней ревностью. Все остальное было бессмыслицей. Для каждой сотни преступлений совершенных во имя любви, только одно было совершенно во имя секса.
 
Джо начала получать медицинское образование после школы. Забросив это дело она пошла работать ассистентом в типографию. По случайности ее руководителем оказался Джером, тот парень с мопедом, который некогда лишил ее девственности.
В первый же день Джером пристает к Джо в лифте, но она отказывает ему - это первый признак изменения отношения Джо к сексу.
За отказ Джером всячески начинает репрессировать и терроризировать Джо самыми глупыми придирками и правилами.  
Вопреки всему, Джо влюбляется в начальника.
 
- Любовь слепа? Нет. Хуже! Любовь все искажает. Любовь - это то, чего ты не просил.
 
Постепенно ее влечение к беспорядочному сексу пропадает. Она много гуляет, пытаясь избавиться от мыслей о Джероме. Когда, наконец, она решает признаться в чувствах, Джером сбегает с секретаршей Лиз в путешествие. А Джо какое-то время испытывает любовь и скрытно мастурбирует в поездах, выхватывая похожие черты Джерома среди пассажиров.
 
Затем наступила агрессия. Джо сама отправилась в "путешествие" по физиологическому разнообразию мужчин. На этом этапе она говорит о повышенной чувствительности своей вагины, сравнивая ее с дверью в супермаркет, которая открывается и закрывается по сигналу сенсора.
Через какое-то время стационарной жизни у нее стало столько партнеров, что она уже не могла запоминать их по именам. Судьбу отношений и стиль своих ответов мужчинам она определяла по броску кости: где 1 - выражение любви, а 6 - полный игнор.
 
Далее разыгрывается замечательная по своей серьезной комичности сцена. Один из мужчин Джо, которого она называет "Эйч" влюбился в нее. Желая побыстрее избавиться от ухажера, т.к. уже скоро должен прийти более ей симпатичный "А", она врет Эйчу, что любит его чрезмерно сильно, чтобы быть с ним, т.к. знает, что он женат и никогда не уйдет из семьи. Это был расчетливый удар, напор Эйча спадает и он подавленный выставляется из квартиры. Но через полчаса возвращается с чемоданом и костюмом: "Дорогая, я твой!". Ошарашенная Джо его впускает и тут же замечает детей на лестничной клетке, а затем и их мать, то есть жену Эйча, которую играет Ума Турман. Они также невольно становятся гостями, под предлогом того, что детям нужно попрощаться с отцом. Начинается интересный вечер, где тонной сарказма и выставлением себя жертвой, дабы максимально пристыдить Джо и Эйч, миссис Эйч в присутствии трех сыновей, постоянно обращаясь к ним и этим манипулируя чувством совести отца, играет трагикомедию, которая усиливается еще больше, когда приходит "А", также становясь участником пьесы, совершенно не понимая что делать и как реагировать, ибо присутствие детей не позволяет никому сорваться с цепи морали.
 
Джо зашла слишком далеко. Ее безрассудство и легкомыслие привело к серьезным последствиям. И ведь она на самом деле не любила Эйча. А ее нелюбовь причина серьезную боль всем присутствующим (юный "А" пришел с цветами).
- Никто не способен быть настолько жестоким. Даже гунны, со всеми своими зверствами, не разделяли семьи - говорит миссис Эйч.
 
И здесь мы познаем непременный атрибут характера настоящей нимфоманки - жестокость, равнодушие, безразличность.
- Как же эта история повлияла на Вашу жизнь? - спрашивает Селигман.
- Никак, - отвечает Джо. - Невозможно приготовить омлет, не разбив яйца.
- ... Да ... - ошарашенный бессердечностью неохотно соглашается Селигман.
 
Когда Джо думает о своей в жизни в целом - ей хорошо. Но когда она вспоминает любой конкретный момент, то ей плохо. Причина - постоянное неизбежное одиночество. Даже при востребованности, даже при любви других мужчин.
 
Примечательна глава 4 под названием "Делириум" о том, как отец Джо умирал в больнице от рака и она находилась с ним последние дни. У отца был бред и моменты бешенства. Джо испытывала сильнейший стресс. Нас знакомят с еще одним нелицеприятным проявлением нимфомании - сексуальное удовлетворение для нимфоманки является главным средством антистресса даже в самых  неподходящих местах и времени. Она занялась сексом с мужчиной в отделении морга, когда ее отец умирал. Это и есть патологическая склонность.
Более того, смотря на мертвого отца - она "потекла".
 
После смерти отца Джо перестала вообще что-либо чувствовать. Теперь она стала совершенно одинокой.
 
Важно отметить замечание Джо, что нимфомания это не только неуемная жажда секса, но и стремление к расширению опыта, своего рода исследование, просвещение, изыскательская деятельность.
Теперь она рассказывает, как принимала ночью у себя в квартире 7-8 мужчин и как сложно было организовать их логистику. Но и тогда она по-прежнему грустила, в результате чего ходила на прогулки - монотонные, бесцельные, повторяющиеся, метафора которым метание зверя в клетке.
 
Интересна аналогия полифонии - описание опыта сексуальных отношений с тремя мужчинами, где с "F" нимфоманка была в позиции доминирующей, с S подчиненной, а вновь появившимся в жизни Джеромом - на равных, в состоянии любви.
 
Первый фильм заканчивается испуганными словами Джо во время соития с Джеромом "Я ничего не чувствую!". Гениталии в один миг потеряли чувствительность. У Джо паническая атака, она в отчаянии бьет мокрым полотенцем себя между ног, пытаясь хоть что-то почувствовать. Человек, смысл жизни которого был в сексе, вдруг теряет сензитивность полового органа - самого важно, по сути. Злая ирония судьбы или закономерное происшествие? Ведь мы во многом адаптирующиеся существа. Секс, словно наркотик, требовал каждый раз все большую дозу. В погоне за множественным и разнообразным опытом, Джо  успела столько перепробовать, что уже в молодости пришла к тому, что  секс не может быть стимулом возбуждения и оргазма - сработала защитная функция организма.
 
Но только лишь обычный секс. Потеря чувствительности стал стимулом перехода на поле парафилий - сексуальный девиаций. По аналогии с наркотиками - переход от легких наркотиков вроде ЛСД к героину.
Селигман воодушевленно в очередной раз демонстрирует свое образование и эрудицию, сравнивая ситуацию аноргазмии Джо с парадоксом Зенона. Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, если все время будет за ней гнаться. Так и Джо, все время стремясь достичь оргазма, по сути никогда его не достигнет.
 
Парадокс истории "Нимфоманки" же кроется в том, что Джо наконец-то раскусывает суть культурно-исторических аналогий Селигмана - он диссонирует с ее настроением о сексуальном контакте потому, что тот не способен себя идентифицировать с ней. Почему? Потому, что у него никогда не было опыта сексуальных отношений. Он девственник. Весь фильм - это разговор представителей двух крайних полюсов человечества, на которые оно поделено экватором секса. Нимфоманка с богатейшим опытом и пожилой целомудренный мужчина асексуал. Сверхгреховная и невинный. Нимфоманка исповедуется святому, а он, в силу своей неискушенности, истинно непредвзят и нейтрален, как лучший психоаналитик.
 
Джо продолжает. В 12 лет лежа в поле она испытывает спонтанный оргазм без какой-либо стимуляции. Причем первый в жизни. Хотя до этого она мастурбировала так "будто от этого зависит моя жизнь". В тот же момент ей приходит библейское видение в виде двух женщин, но она их не знает. Селигман интерпретирует: дева с ребенком - это Валерия Мессалина, жена императора Клавдия, самая известная нимфоманка в истории. Вторая дева на быке - Вавилонская блудница. Все эта сцена вместе похожа на преображение Иисуса на Венериной горе.
 
Сцена с ложками, на мой взгляд, просто эпатирующая, на что фон Триер иногда способен. В ресторане Джо на спор помещает во влагалище несколько десертных ложек, а затем роняет их, когда встает со стула. Со смехом они поспешно удаляются из заведения. Сцена только лишний раз демонстрирует смелость и безрассудность характера Джо, никак не развивая ни сюжет, ни ее персонажа.
 
Ирония сюжета развивается в том, что только потеряв влечение к сексу, Джо успокаивается и, не ища больше партнеров, так как в них нет больше смысла, начинает жить с Джеромом. В результате чего беременеет и решается на кесарево с надежды на то, что оперативное вмешательство пробудит былую чувствительность.
При родах ей показалось, что только появившийся сын улыбался. Селигман сравнивает его с сыном Ноя - Хамом - из "Доктора Фауста", который смеялся сразу после рождения. "Еще один сатанинский знак" - резюмирует Селигман.
 
После рождения сына Джером не мог утолять неуёмный сексуальный голод Джо и, для сохранения отношений, он разрешил ей изменять с другими. Что она и делала регулярно. Но на протяжении 4-х лет Джо не испытывала удовлетворения от коитуса. Это было неуемное стремление к совокуплению как к самому процессу. Ей нужно было что-то поменять.
Так она пришла к идее секса с теми, с кем невозможно вербальная коммуникация ввиду незнания языка - чернокожими иммигрантами. Далее следует одна из самых откровенных сцен фильма - секс с двумя неграми, которые долго комично ругаются, пытаясь договориться о том, какое отверстие каждый будет использовать и в какой позе так, чтобы это было одновременно.
 
Негры не удовлетворили Джо, но дали надежду на новые миры, которые могли бы вернуть ей чувствительность.
Так она пришла к "К" - садисту с системой жестокости, к которому женщины, с виду заурядные, молча выстраивались в очередь. Как страсти Христовы наполнены систематической жестокостью: Пусть Скорьби, Крестный путь и 39 плетей.
 
"К" не совершает коитуса никогда - это просто его дело. Никакого стоп-слова. Полное бесправие женщины. Его даже имя не интересует. Тотальный диктат. Ждать своей очереди нужно в холле здания, похожего на больницу.
 
Мы понимаем эгоистичность Джо, когда ради садистического сеанса она оставляет сына без присмотра, несмотря на то, что няня не пришла, как они договаривались. Точнее мы видим ее заботу о сыне, и она искренняя, но она не в силах противостоять своей натуре. Настоящая амбивалентность. Возвращаясь домой она сразу идет проверять спит ли сын в кровати и удостоверяясь в этом, падает на пол с облегчением. Она действительно переживает.
Джером возвращается из очередной длительной командировки и ставит ультиматум Джо: "Если ты уйдешь ночью, то ты никогда больше не увидишь ни меня, ни Марселя". Джо обещает, что никуда не пойдет, но ночью приходит в детскую и плачет. Наивысшая ли это степень зависимости? Несмотря на то, что Джером замечает, будит сына и просит попрощаться с мамой, давя ей на совесть максимально, она все же уходит. В Рождественскую ночь.
 
В эту же ночь, из-за нарушения очереди и вызывающего поведения у "К", он прописывает ей "Римский максимум" - 40 ударов плетьми. Ее ягодицы избиты в кровь, но она возносится вновь к небесам, испытывая наконец-то оргазм вновь, как тогда впервые в 12 лет на поле.
 
А Джером отдал Марселя в приемную семью. Теперь Джо отправляет ему лишь 1000 фунтов каждый месяц. Анонимно. Как раскаяние.
 
Селигман говорит о сексуальной полиморфности ребенка по Фрейду, но по мере взросления в раннем детстве мы теряем все или почти все перверсии.
 
После того, как Джо бросает мазохизм и возвращается к промискуитету, у нее возникают проблемы со здоровьем. Сначала это были редкие кровоизлияния из клитора. На работе она уже имела соответствующий статус и все знали о ее богатой личной жизни. Начальница отправляет ее к психологу, но Джо не хочет.
 
- Почему Вы не хотели поговорить с психологом?
- Старая история. Они мне просто не нравятся.
 
И это логично. Пусть дальнейшая история обосновывает ее нелюбовь к психологу, но даже без нее можно было бы предположить, почему Джо их не любит. Вся ее жизнь была амбивалентна и не возможна к согласованию. Непреодолимое животное стремление и социальные нормы. Она знала, что ее нимфомания если не психологическая проблема, то, по-крайней мере, может быть скорректирована психотерапией. Но, как мы уже поняли, даже потеря сына не смогла ее остановить. Сладострастие формировало защиты против любых интенций направленных на борьбу с ними. И психологи были одной из главных.
 
Но хороший сценарий отличается от прекрасного тем, что еще комплекснее прорабатывает персонажа. Джо беременеет вновь, т.к. пренебрегала противозачаточными. Нелогично, но она просто не хотела даже верить в то, что может забеременеть. Во многих европейских клиниках требование, что аборт женщина может сделать после консультации с психологом. Конечно же ей это было ножом по живому. С лютым гневом и сопротивлением, обусловленным еще и чувствами связанные с сыном Марселем, она идет к психологу. Каждый вопрос психолога она воспринимает в штыки, из-за чего последняя не дает направление на аборт.
 
Выход один - самостоятельная операция на кухне подручными инструментами под обезболивающим и водкой, в чем ей помогало ее неоконченное медицинское образование. Это самая жуткая откровенная и невероятно неприятная сцена, показанная настолько натуралистично, что, видеоряд скоблит по нервам. Даже кровавый зародыш после изъятие какое время шевелится. На этом моменте я точно не жалею, что пишу этот разбор, если он хоть кого-нибудь освободит от необходимости смотреть фильм.
 
По приказу начальницы Джо начинает посещать группу анонимных сексозависимых. Там она понимает, что не одна такая. Женатая женщина рассказывает о приглашении более 15 мужчин для секса. Она назначила им одно время и ждала раздетая лежа на куче угля.
Психолог объясняет Джо, что сексозависимость очень отличается от алкогольной и наркозависимости, т.к. это внешние агенты. Но сексуальность есть неотъемлемая часть организма и личности, поэтому лишить сексуального влечения психологическими методами невозможно, да и негуманно это. Первое, что можно предпринять - это приложить все усилия, чтобы усложнить взаимодействие с сексуальными контактами.
 
Джо обрубает телефон, собирает дома все предметы, которые могут быть использованы для мастурбации, заматывает тканью все предметы фаллической формы, вроде ручек дверей и смесителей, оконечников спинки стульев, углы тумбочек. Снимает эротическую картину со стены и зеркало. Другое зеркало закрашивает. Видимо даже собственное отражение может воздействовать как стимул для возбуждения. Окна на улицу заклеивает газетами. Ее квартира обретает вид больничной палаты, посреди которой она лежит обреченно глядя в потолок. На руках ее варежки, чтобы нивелировать даже чувствительность пальцев и они не наталкивали ее на мысль ласкать себя.
 
Ей удалось продержаться 3 недели и 5 дней. На очередной встрече происходит странный и неоднозначный момент, наверное самое слабое место в фильме. Джо начинает читать записку ободряющую для всех, но вдруг видит себя 12-тилетнюю в отражении зеркала, которая сидит и смотрит. Причем невыразительно. Джо меняется, рвет записку и выдает совершенно противоположный монолог о том, что она "НЕ ТАКАЯ", что она не совокупляется ради самоутверждения и не жрет без предела ради отрицания своей эгоцентричности. Она НИМФОМАНКА, а не сексозависимая, и больше всего она любит себя и свою щель.
 
С повествовательной точки зрения, явление образа 12-летней Джо был символом нимфоманской натуры. Ориджин первого оргазма смотрела как бы осуждающе на жалкую настоящую Джо, которая предала их истинную природу.
Если рассмотреть этот момент с позиции психоанализа, то, видимо, галлюцинация в виде 12-летней Джо был отчаянной попыткой сексуального влечения защититься от терапевтического эффекта и, с помощью идеализации болезни, убедить отказаться от группы, как и любых других методов, препятствующих его реализации. Терапия обесценена. Сексуальность победила окончательно.
 
Глава 8.
Если общество не принимает Джо, то Джо покидает общество. Работа в офисе брошена. В поисках работы она приходит к "L" (Уиллем Дефо). Так она становится коллектором-вымогателем в паре с двумя крепкими верзилами. Через случай с латентным педофилом нас вводят в дискурс философского вопроса сексуальных девиаций, которые детерминируют несчастье человека. Но Джо считает, что девиации врожденные, что не соответствует современным научным представлениям. Девиации формируются в период воспитания, взросления, формирования личности. Они приобретенные.
"Сексуальность мощнейшая сила, которая движет человечеством. Педофил, который справляет со своим постыдными желаниями не реализуя их - заслуживает чертову медаль".
Она проявляет сострадание к педофилу, ведь они в сути своей были схожи тем, чтобы были изгоями из-за своей парафильной сексуальности.
 
Джо с успехом удается выбивать долги со своих жертв без убийств и ущерба. Она мастер этого дела. "L" настаивает на том, что Джо должна начать обучать приемницу, чтобы такое мастерство не ушло вместе с ней. "L" хороший психолог и он убеждает приглядеться к подобранной им 15-летней девушке "Р". Уязвимой, из неблагополучной семьи, с деформированным ухом и изолированной в обществе. Джо испытывает моральные терзания, но все решается на менторство "Р". Она посещает ее игры в баскетбол на протяжении 3 лет, заботится и дарит подарки.
 
В 18 лет "Р" переехала жить к Джо и призналась, что любит ее, но не как друга или мать. Следуют сцены лесбийской ласки вопреки желанию Джо, которому она не могла противостоять. Они начинают жить как гомосексуальная пара.
 
Коллекторская работа приводит группу Джо к дому Джерома, и, во избежание неприятного контакта, она поручает дело "Р". Постепенно "Р" отдаляется от Джо. А Джо выясняет, что она влюбилась в Джерома и живет у него. Джо решает убить Джерома в подворотне, когда он вместе с "Р" гуляют навеселе. Но пистолет, который она ранее отобрала у "Р", не стреляет по непонятным причинам. Джером сильно избивает Джо без слов. "Р" смотрит на это молча.
Никто ничего не говорит, не называет имен. Скорее всего "Р" не знает о том, что Джо и Джером были вместе. Возможно Джером избивает Джо, чтобы не выдавать этот секрет, плюс вымещает обиду за прошлый разрыв. "Р" не защищает Джо, т.к. тоже не хочет выдать себя насчет того, что знает ее. Только Джо знает обоих и обоим она не нужна.
Когда Джером заканчивает, "Р" снимает белье, садится на мусорный бак и раздвигает ноги. Джером совершает 3 фрикции лицом к лицу и 5 в собачьем стиле, точно также, как в 15 лиши ее девственности, этим самым давая понять лежащей на земле Джо, что помнит ее. После этого "Р" производит мочеиспускание на Джо. История закольцовывается. Позже в этом положении Джо и найдет Селигман.
 
Джо заканчивает свой рассказ, в течение которого она всю ночь пыталась убедить Селигмана в ее плохости. Ее сексуальное влечение разрушило ее жизнь и жизнь окружающих. Она занималась криминалом. В конце концов она хотела убить человека. Джо жаждала осуждения, порицания, суда. Но Селигман, как и в каждом случае, проявляет истовую эмпатию, принимает позицию Джо, приводит оправдывающие мотивы, не давая ей желанного.
Его финальный монолог носит феминистический толк и критикует двойные гендерные стандарты общества. Если весь путь Джо повторит мужчина, то никто даже внимания не обратит. Посудите сами: легко представить себе мужчину постоянно ищущего сексуального опыта, бросающего семью и любимых, имеющего сверх-интерес к пошлому, склонному к жестокости и смертоубийству, в конце концов. Таких мужчин общество осуждает меньше, поэтому и чувство вины у них слабее. Женщина же с таким же набором поступков взваливает все бремя вины исключительно на себя. Аборт, с этой точки зрения, служил актом самонаказания.
 
Джо требовала больше от заката и это метафора жизни. Она хотела от жизни большего, чем обычная женщина. Она хотела равных прав в любви к сексу. Нимфомания - здесь как идеология. Сексозависимость - лишь удовлетворение истомы.
 
Пистолет не выстрелил, потому, что Джо не передернула затвор. Хотя она прекрасно знала как это делается. Селигман совершенно верно психоаналитически интерпретирует это как бессознательное сопротивление акту убийству. Сознательно она намеревалась убить, но бессознательно любила Джерома и не хотела этого. Поэтому из памяти вытеснилась информация о необходимости передернуть затвор, чтобы зарядить пистолет.
 
В этом моменте, я думаю, уже каждый понял, что фильм ничто иное, как аллюзия на сеанс с психотерапевтом, которых Джо так не любила. Она исповедуется на протяжении всей ночи, а ее слушатель нейтральный, внимательный, принимающий, интерпретирующий, образованный, с богатым культурным багажом, каким и  следует быть психоаналитику.
 
 
Джо резюмирует, что теперь ей очевидна ее зависимость и она решает во чтобы то ни стало стать тем человеком, пусть одним из миллиона, которому удается в умственном, физическом и психологическом избавиться от своей сексуальности.
 
- Но стоит ли такая жизнь, чтобы жить? - сомневается Селигман.
- Иначе я жить не могу. - признает Джо и впервые проливает слезы. - Я выстою против всех ударов. Как изогнутое дерево на холме. Я соберу все свое упрямство. Всю свою силу. Всю свою мужскую агрессию. Но больше всего я хочу поблагодарить нового и, может быть, единственного друга.
 
Рассветает окончательно. Джо просит оставить ее поспать. Селигман покорно соглашается и уходит.
Но Триер не был бы Триером, если бы еще больше не закрутил. И здесь следует сделать отступление.
 
Многие считают Триера эпатирующим режиссером, который готов иногда утрировать и добавлять эпатажа ради эпатажа. Во многом я согласен с этой позицией. В этом фильме таковой, например, мне видится сцена с ложками. Можно сказать, что Триер взял на себя роль демонстратора всего самого грязного, запретного и потому отрицаемого в обществе. И чтобы показывать самую грязь, порой приходится нагнетать. Однако, концовка "Нимфоманки" не является глупым нагнетением и гротеском. Сначала опишу ее.
 

Чуть позже Селигма возвращается в комнату без штанов и пытается склонить Джо к сексу. Ее это очень поражает, злит, она достает пистолет, передегривает затвор и убивает Селигмана.

Казалось бы, это алогично! Какого черта Селигман, который весь фильм был эмпатичным и уравновешенным, вдруг становится таким же похотливым животным?! Но если подумать глубже, но в этом заключается финальная ирония произведения, которое предельно символично.

 
Джо исповедала свою греховную жизнь нимфоманки праведному мужу-священнику и, в конце покаяния, изгнала, если так можно сказать, свою сексуальность. А асексуал Селигман, будучи лишенным ее, за одну ночь исповедания Джо, вдруг проникся этим влечением. С одной стороны проклятие Джо настолько сильно, она настолько "сатанинское дитя", что даже таких людей, как Селигман, меняет и уродует. С другой стороны это можно интерпретировать как закон сохранения сексуальности - где-то убывает, а где-то прибывает.
В конце концов, и оцените по достоинству глубину сюжета, целостность идеи и концентрации: Джо ведь была рада, что не стала смертоубийцей при попытке выстрела в Джерома. Селигман же стал некого рода первым испытанием Джо на пути к преодолению своей сексуальности. Ведь он предстал перед ней как символ всего того, чего она желала почти всю жизнь - мужчина с эрегированным фаллосом. Он источник секса и вестник удовлетворения желания Джо.
Но она отказывается от него самым радикальным образом.
 
Джо победила и вобрала в себя что? Правильно, ту асексуальную силу Селигмана, позволявшую ему быть свободным от влечений. Ибо правило сохранения энергии работает и в обратную сторону. Джо убила дракона и сама стала драконом. Браво, Ларс!

 
 
 
 
 
Как-то даже неудобно писать еще какое-то заключение по данному фильму. Безусловно, что данная картина есть настоящий видео-альманах нимфомании. Не представляю кто еще лучше и точнее сможет передать суть нимфомании наиболее близко к реальности. Без прикрас и романтизации. "Дневник нимфоманки" Кристиана Молина теряет последние крупицы компетенции по данной теме. Совершенно несостоятельное кино ни с психологической, ни с художественной точек зрения.
"Нимфоманка" Триера невероятно многогранная, правдивая, пугающая, нравоучительная, натуралистичная и эстетически близкая к идеалу история. И потому не для широкой массы. Никакой идеализации и романтизации, ибо у всего в этом мире есть цена. Если нимфоманка Молины без особых потерь и проблем живет со своей зависимостью, то нимфоманка Триера праводоподобно трагичный персонаж, который был счастлив в редкие моменты с самого начала.
 
Нимфомания - это одиночество, вынужденное бессердечие, боль и болезни, страх и ужас от неспособности совладать с собой. Это болезни и раны. Это далеко не всегда красиво, а часто жалко выглядит. Это неполноценность и поиск бесконечный поиск себя, своей интегрированности и осознанности. Это не манифестация гордой и глупой мысли независимости от общества "Делай то, что хочешь", а доказательство, что мы неотрывны от социума на самом фундаментальном уровне.



Просмотров: 551
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Как выйти из "мрачного" круга используя нейрофизиологию или "поделись улыбкою своей"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Панические атаки, вегето-сосудистая дистония или жизнь на "до" и " после".
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь