|
Психосемантическое пространство "Меланхолии" А.ДюрераАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Мастера Северного Возрождения всегда представляли для искусствоведов, культурологов и интеллектуалов загадку. На протяжении многих лет ведутся споры о сложных, порой отталкивающих, но в то же время притягивающих к себе, завораживающих образах, символах полотен Босха, Брейгеля, Дюрера. Сегодня мы поговорим о гравюре "Меланхолия" представителя нюрнбергской школы Альбрехта Дюрера. Один из ярчайших творцов Северного Ренессанса Альбрехт Дюрер не только живописец и график, но и первый теоретик искусства, математик, выдающийся геометр, автор ряда научных трактатов, в частности, "Руководства к измерению циркулем и линейкой". Пожалуй, самой знаменитой гравюрой Дюрера является "Меланхолия" -весьма сложное произведение искусства и с точки зрения подходов к его изучению. В ней переплетаются психосемантика, математика, геометрия, философия, логика, а также иррациональное и рациональное начала. Семантическое простанство гравюры пронизано глубокими символами. К сожалению для большинства, эта работа не раскодирована и маловероятно, что когда-нибудь будет полностью открыта для нас. Но в этом и ее предназначение. Многие исследователи творчества А.Дюрера неспроста называют эту работу "сатурновской". Дело в том, что А.Дюрер занимался изучением астрономии и является создателем Карты Звездного неба. Планета же Сатурн покровитель меланхолии. Согласно римской мифологии, бог Сатурн является эквивалентом греческого бога (по другим данным, титана) Кроноса, покровителя Времени. Сатурн предстает весьма мрачным, жестоким, свирепым антропоморфным существом, пожирающим своих детей. В свою очередь, Меланхолию нередко называют дочерью Сатурна. Что означает меланхолия? С древнегреческого языка переводится как "черная желчь" и означает состояние тоски, угнетенности. Соответственно меланхоликом называют человека, склонного к грусти, обладающего повышенной впечатлительностью, интровертностью. Стоит отметить, что учение о различных типах т.н. "влаги" ("жизненном соке") принадлежит еще Гиппократу, предложившему четыре варианта темперамента с высокой концентрацией лимфы, желтой желчи, крови и черной желчи. Для философов и творцов Возрождения Меланхолия была олицетворением некоего идела «созерцательного человека». Под покровительство Меланхолии попадали художники, философы, теологи, мыслители, творческие личности. Характерно, что аллегорический образ Меланхолии в гравюре Дюрера содержит ряд символов. Перед нами образ ангела, встревоженно-задумчивого, держащего циркуль в руках. Именно это существо и являет собой Меланхолию. Однако если присмотреться, можно помимо циркуля, увидеть и другие символы, значимые для нас: венец, книгу, связку ключей, кошелек у ног Меланхолии. Венец - символ совершенства, бессмертия, средоточия духовной, интеллектуальной силы. Книга - символ знания, мудрости, но и атрибут страдания. Вспомним изречение царя Соломона "во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь". Ключ - это символ тайного знания и мудрости, заключающий в себе некий посыл внутренней свободы - открыть, чтобы овладеть чем-то, или, наоборот, закрыть, но в данном случае, скорее, это аллегория открытия знания как болезненного акта, сопряженного с уходом в себя, в свои мысли, попытка отгородиться от мира, чтобы открыть путь к самому себе. Циркуль - своео рода аллегорический образ геометрии, созидания мира, правильности, выверенности формы. Гравюра содержит в себе и иные образы. Обратимся к квадрату, расположенному на стене. Числа в сумме как по вертикали, по горизонтали, так и по диагонали дают сумму 34. Сама идея математического ("магического") квадрата не была новой во времена Дюрера. Однако обратимся к кодам, здесь присутсвующим. Так, например, числа 15 и 14 - есть дата создания гравюры в 1514 году. Что же касается числа 34, то здесь можно рассмотреть два аспекта. С одной стороны, 34, согласно нумерологии, представляет собой нематериальное, духовное, загадочное, познание, грусть, одиночество, тишину, спокойствие. С другой стороны, если сложить 3 и 4, то получим священное число семь как символ совершенной гармонии, Материи , на которую снизошел Дух, это союз "3" и "4" как двух принципов, двух природ - человеческой и божественной. Таким образом, психосемантическое пространство гравюры "Меланхолия" А.Дюрера представляет собой многогранный источник познания и обретения новых ресурсов в психоинтеллектуальной деятельности человека. Подобный психосемантический анализ задает вектор личностному развитию с помощью углубления в произведение искусства и тем самым способствует переходу человека на качественно иной уровень восприятия символов и философского осмысления.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|