|
Новые модели скорбиАвтор статьи: Христенко Олег Игоревич
В основе статьи лежат тезисы, представленные на мастер-классе IV Международной психоаналитической школе в Киеве 2018 года. Хотя теория работы скорби Зигмунда Фрейда не имела надежного эмпирического обоснования – она легла в основу большинства концепций горевания как в психоанализе, так и в различных парадигмах психологии и психотерапии. Сущность работы скорби по Фрейду ранее характеризовалась, как философия забвения, так как суть горевания с его точки зрения сводится к изыманию либидо из потерянного объекта – декатексис и дальнейшее перенаправление этой энергии на новые объекты. При этом уже Абрахам в это же время обнаруживает в нормальном переживании горя, в его «глубоких слоях», наличие маниакально-депрессивных механизмов, что послужило основанием для теории горевания Мелани Кляйн, которая рассматривала скорбь как своеобразную гиперссылку к ранним отношениям с хорошим объектом, потеря которого каждый раз возобновляется при новых утратах. Говоря о современных теориях горевания – можно выделить две основных модели осмысления этого феномена – модель забвения и модель основанные на памятовании, или континюинсе. Джордж Хэгман сравнивает эти две модели, говорит, что старые модели горевания характеризуются следующим:
Новые модели скорби напротив учитывают:
Также Хегман говорит о задачах горевания: 1. Признание и понимание реальности потери; 2. Преобразование отношений с утраченным объектом; 3. Трансформация идентичности.
Модель Хегмана интерсубъективна, эта модель рассматривает горевание шире, чем внутрипсихический процесс, горевание – это утрата отношений, в которых могли реализовываться разного рода потребности, например: обеспечение базовых потребностей, проявление любви, эмпатии и понимания принятие и/или разделение аффекта. Поэтому во время скорби скорбящему снова нужен Другой, который сможет выполнить 8 функций: 1) обеспечение информации, что позволит скорбящему принять утрату; 2) проработка шока - помощь в признании амбивалентности чувств; 3) обеспечение холдинга (заботы, внимательности); 4) предложение себя как объекта для высвобожденного потока либидо - в качестве объекта для новых объектных отношений на смену утраченным; 5) предоставление нарциссического ресурса, которые раньше давал ушедший; 6) облегчение контейнирования и моделирования в выражении аффекта; 7) облачение аффекта в слово; 8) помощь в трансформации внутренних отношений с утраченным объектом.
В большей степени сохраняя классический язык психоанализа о переосмыслении работы скорби пишет Отто Кернберг в своей статье «Некоторые наблюдения за процессом скорби». Основная мысль этой статьи состоит в том, что скорбь в общепринятом понятии не завершается после шести месяцев (и до года или двух), как это было предложено в более ранней литературе, но может привести к постоянному изменению психологических структур, влияющих на различные аспекты жизни людей, которые пребывают в скорби. Эти структурные последствия скорби заключаются в формировании постоянной внутренней связи объекта с потерянным объектом, что влияет на функции Эго и Суперэго. Постоянное интернализированное отношение объекта развивается параллельно идентификации с потерянным объектом, а модификация Суперэго включает в себя интернализацию систем ценностей и существования потерянного объекта. Новое измерение духовной ориентации, поиск трансцендентной системы ценностей является одним из последствий этой модификации Суперэго.
Статья составлена на основании:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|