Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Остроумие и его отношение к бессознательному"

Эссе по работе Зигмунда Фрейда Остроумие и его отношение к бессознательному

(Малявин Филипп Андреевич, "Смех", 1898)

 


                                   Эссе по работе Зигмунда  Фрейда

                   "Остроумие и его отношение к бессознательному"

 

Данная работа относится к раннему периоду научной биографии З. Фрейда. Она непосредственно связана с предыдущей работой, посвященной толкованию сновидений, поскольку уже в ней автор эпизодически обращается к комическим эффектам отдельных сновидческих и ассоциативных фрагментов, что впоследствии вылилось в создание большой отдельной монографии, посвященной пониманию феномена остроумия [4]. Другим стимулом для изучения вопроса юмора и его бессознательных механизмов стала работа Т. Липпса «Комизм и юмор», которой З. Фрейд придавал большое значение и которая стала отправной точкой для психоаналитических осмыслений З. Фрейдом феномена остроумия [2, с. 82].

Необходимо также заметить, что работа, посвященная изучению юмора, остроумия в свете психоаналитической концепции выделяется из других работ по нескольким основаниям. Прежде всего, эту работу можно назвать наименее известной, по сравнению с другими работами. Кроме того, к данной теме З. Фрейд почти никогда больше не обращался за исключением еще одной работы «Юмор», написанной спустя 22 года. З. Фрейд известен тем, что постоянно возвращался к своим прежде написанным трудам, много их дополняя, внося корректировки, поясняющие замечания спустя многие годы и даже десятилетия. Но работа «Остроумие и его отношение к бессознательному» практически не подверглась такой участи, о причинах которой  можно только строить предположения. Возможно, З. Фрейд осознал для себя, что эта область исследования выходит за границы его научных интересов и практической деятельности, либо данная проблема неразрешима пока с точки зрения психоанализа. Несмотря на это, рассматриваемая работа содержит в себе нестандартное и интересное объяснение (или его попытка) феномена остроумия, которое до него не было никем предпринято с такой обоснованностью и научной основательностью.

Несмотря на то, что З. Фрейд отмечает недостаточность и неполноту анализа остроумия в работах предшественников, он перенимает у них основные представления о том, что собой представляет остроумие. Например, З. Фрейд соглашается с Т. Вишером, который предлагает понимать остроумие как способность находить скрытое сходство между внешне противоположными и несходными предметами. Сопоставление смысла и бессмыслицы вызывает тот комический эффект, который несет в себе острота. Анализируя весь накопленный опыт изучения остроумия, З. Фрейд выделяет наиболее общепринятые свойства, среди которых: связь с содержанием мышления, сочетание несочетаемого (это высказывание, которое нарушает логические связи, противоречит имеющемуся опыту и знаниям), последовательность удивления и озарения, принципиальная краткость [3, с. 19].

Представив этот набор свойств, характеризующих остроумие, З. Фрейд обозначает для себя исследовательскую задачу: выявить связь и назначение всех этих свойств, а также сущность самого феномена остроумия, что в научной литературе на момент создания данной монографии отсутствовало. Автор приступает к анализу техники образования острот на конкретных примерах из художественной литературы. Для того чтобы подступить к сложному анализу феномена остроумия в психической жизни субъекта, З. Фрейд начинает с попытки классифицировать формальные техники образования острот.

Так, он выделяет три больших группы. К группе техник сгущения относятся  техника сгущения с образованием замены, при котором смысл фразы спрессовывается, а замена сводится к нестандартному словообразованию общеупотребительных слов (взаимному проникновению различных элементов фраз друг в друга). Разбирая технику образования острот, З. Фрейд наглядно демонстрирует, как если развернуть высказывания, которые сгущены в остроте, то они сами по себе перестанут быть смешными, в то время как именно процесс сгущения и слияния приводит к комическому эффекту. Второй подвид техники сгущения – сгущение с модификацией не сильно отличается от сгущения с заменой, так как модификация также выступает замещающим образованием.

Большую группу техник образования острот составляет использование одного и того же материала, которая включает в с себя двоякое употребление одного и того же слова, которое скрывает в себе несколько уровней значений (удачно соединенных в одном слове посредством разъединения слогов), разгадывание которых дает возможность понять и оценить комичность остроты; соотношение и перестановку целого и составляющих его частей; незначительную модификацию; использование одинаковых слов в полном и отчасти утратившим свое изначальное значение [1].

Третья группа техник – двусмысленность, что также можно определить как игру слов, значение которых зависит от нескольких контекстов, в которых обсуждается высказанная острота. Сюда же входят отдельно встречающиеся приемы метафорического и конкретно вещественного значения слов; то, что З. Фрейд назвал скабрезностью (остроты, основанные на сексуальном подтексте); двусмысленность с намеком (основанные на связи с другими частями предложения, не связанные с сексуальными смыслами) [3, с. 46].

Проведя серьезную авторскую работу по выявлению технических приемов образования острот, З. Фрейд заключает, что все их объединяет сберегающая, экономическая тенденция сгущения. Экономия, имеющая место при объединении нескольких слов и значений в одно слово или фразу, требует больших энергетических затрат, что вызывает вопрос, какая цель стоит у этой экономии при образовании острот, и кто выступает источником «экономической активности».

З. Фрейд, постепенно продвигаясь вглубь сущности остроумия, выявляет еще одну технику острот, которую назвал смещением. Данный прием заключается в том, что ход мыслей смещается с одной темы на другую. Эта группа острот основана не на непосредственной работе остроумия, а на психических процессах восприятия остроты, что связано с работой понимания. В данном случае открывается новая группа техник, основанных на смещении хода мыслей, то есть на ошибке суждения, что можно назвать техниками, основанными на мысли [2, с. 84].

Многообразие и нескончаемые подвиды техник образования острот (ироническая острота, изображение через противоположность, унификация и др.) приводит З. Фрейда к мысли, что невозможно охарактеризовать феномен остроумия только лишь перечислением (даже очень скрупулезным и основательным) формальных техник образования острот, тем не менее не умаляя при этом важности этих технических приемов: «[…] все же неоспоримо, что вместе с устранением технического приема исчезает и острота» [3, с. 77].

Как было отмечено выше, работа, посвященная анализу остроумия, стала логическим продолжением толкования сновидений. Это вызвано тем, что приемы смысловых острот очень схожи по своей форме с техническими приемами работы сновидений. Такие приемы, как косвенное изображение, замена мысли сновидения образами, метафорами и намеками, глубокая символичность, сжатость смысла в емких нюансах отличают как работу сновидения, так и остроумия. В этом видится узловой момент работы, который позволяет перейти к сущностному постижению психической работы остроумия.

З. Фрейд приводит два важных случая употребления остроты: в первом случае сама острота содержит в себе самоцель, это нетенденциозная острота (или безобидная, в формулировки автора), что представляет особый интерес с точки зрения изучения ее психических механизмов. В другом случае острота выступает тенденциозной, глубокомысленной: «Только та острота, которая содержит в себе тенденцию, рискует натолкнуться на людей, не желающих ее выслушать» [3, с. 92], что запускает действие внутрипсихических механизмов.

Различие между тенденциозными и нетенденциозными остротами принципиально важно для понимания психической природы остроумия. Хотя и условное, но все же имеющее право на существование противопоставление словесных и смысловых острот; безобидных (отвлеченных) и содержащих в себе скрытые смыслы. Остроты имеют своей целью вызывание удовольствия посредством тех самых технических приемов, которые так подробно изучены и выявлены З. Фрейдом. Таким образом, остроумие – это деятельность, целью которой выступает получение удовольствия от психологических процессов [3, с. 98]. Однако удовольствие от нетенденциозной остроты чаще всего бывает довольно умеренным, тогда как тенденциозные остроты вызывают бурный взрыв смеха, что указывает на то, что у тенденции есть доступ к тем областям, куда для безобидных острот путь закрыт.

Остроты называются тенденциозными, поскольку направлены на агрессию, защиту, которые достигаются недоброжелательными по своему характеру остротам; а также на обнажение, достигаемое скабрезными остротами. Недоброжелательную и обнажающую остроту можно отнести к двум основным видам тенденциозных острот. Так, скабрезность обнажающих острот, крайне редко становящихся предметом исследования психологов и философов в силу своей компрометированности (что также следует поставить З. Фрейду в заслугу – отсутствие страха изучать вещи, которые большинство исследователей намеренно избегают из-за их неудобства, культурной непринятости, всеобщего осуждения), выражается в подчеркивании сексуальной темы. Причем, скабрезные остроты имеют конкретную цель выражения сексуального желания по отношению к тому, на кого направлена эта острота. Обнажающие остроты обнажают сексуальность, что составляет изначальный мотив. Остроты, содержащие в своем подтексте сексуальную агрессию, тем более усиливаются и ужесточаются, если в лице противоположного пола (как правило, женщины) встречается сопротивление.

Большое значение имеет при этом наличие третьего человека, слушателя, который смеется и проявляет одобрение сальным остротам, что осуществляется в общем виде по следующей схеме: «либидозный импульс первого человека, как только на пути к удовлетворению обнаруживается препятствие со стороны женщины, проявляет враждебную тенденцию в отношении этого второго человека и призывает в союзники третьего, первоначально ему мешавшего. Сальными речами первого женщину обнажают перед этим третьим, которого теперь располагают к себе как слушателя – благодаря удовлетворению его собственного либидо без каких-либо усилий с его стороны» [3, с. 102]. Можно увидеть, что острота служит помощником, посредником в удовлетворении эротических влечений. И только в том случае сексуальное наслаждение будет невозможно, если действуют силы вытеснения сексуальных импульсов, заставляющие испытывать отвращение и откровенное неприятие обнажающих острот.

Здесь заключается важное различие между видами острот. Если в случае тенденциозных острот удовольствие прямым образом связано с сексуальным влечением, с глубинными психическими процессами, то безобидные остроты приносят удовольствие от самих внешних формальных технических приемов, с помощью которых они создаются.

Обнажающая острота, основывающаяся на выражении и сообщении другому человеку своих сексуальных желаний, составляет первый вид тенденциозных острот. Недоброжелательные остроты также воплощают в себе классические для психоаналитического учения тенденции к естественному проявлению враждебности, искаженные культурными запретами и моральными предписаниями. В настоящее время в культуре зачастую отсутствует возможность прямо выразить агрессию, роль которой на себя взяла недоброжелательная острота. Таким образом, острота открывает запечатанные культурными нормами источники удовольствия. Там, где человек лишен возможности получить удовольствие от открытого выражения агрессии, он посредством высмеивания некоторых аспектов своего оппонента достигает этой цели окольным путем. В остротах проявляется голос сексуальных и враждебных тенденций, заглушенных требованиями культуры и общества. Это своеобразная лазейка для врожденных тенденций человека, наиболее культурно допустимый способ их проявления.  

Особый, третий вид острот, – это остроты, названные З. Фрейдом циничными, направлены против социальных институтов (в особенности, институт брака, который больше всего ограничивает природную свободу субъекта). Иначе как в остротах в условиях культуры затруднительно высказывать недовольства, нападки и осуждение принуждений в виде государственной власти, религиозных догматов, веры в Бога.

В конечном итоге, З. Фрейд предлагает выделять четыре вида острот: агрессивный; обнажающий; циничный (критический); скептический (воплощающие в себе нападки на надежность человеческого познания). Проанализировав направление действующих тенденций острот, которые можно назвать психогенными, З. Фрейд продолжает движение в глубь поставленной научной проблемы, пытаясь выявить механизмы происхождения и формирования сексуальных и враждебных тенденций. Удовольствие, получаемое субъектом в обоих случаях, может встречать при этом внешнее препятствие, устраняемое самим фактом произнесения остроты: а также внутреннее препятствие (например, действие этической инстанции). При этом устранение или избегание торможения, препятствующего реализации тенденции, сопровождается психическими затратами: «степень полученного удовольствия соответствует сэкономленным психическим затратам» [3, с. 120]. То есть важнейшей характеристикой остроумия (в частности, тенденциозных острот) является экономия психических затрат в целом, что уже ранее упоминалось.

В отношении безобидных (нетенденциозных) острот удовольствие происходит, как было сказано, от технических приемов, но механизмом выступает получение удовольствия от узнавания, актуальности, воспоминания, от познания, от бессмыслицы (ошибок в мыслительной деятельности), что также имеет целью сохранение психической энергии.

З. Фрейд также рассматривает процесс образования острот (психогенез), который представляет собой несколько последовательных стадий. Прежде всего имеет место игра у ребенка, которая основывается на жонглировании словами, мыслями, вызывающее удовольствие. Прекращаясь в угоду здравому смыслу, игра переходит на вторую стадию развития остроты – стадию шутки, которая служит цели получения удовольствия, но вместе с тем не вызывает возражений у критической инстанции. Это еще один узловой момент в понимании сущности феномена остроумия, который обнаруживает З. Фрейд: остроты с помощью технических приемов защищают процесс получения удовольствия от критики. Когда шутка приобретает самоценность, она становится остротой, то есть переходит на высший уровень развития остроумия. Функция остроты не только в защите от критики, но, что особенно важно, в усилении вытесненных и подавленных побуждений. Тогда принцип действия тенденциозной остроты З. Фрейда определяет так: «она служит тенденциям, чтобы, пользуясь удовольствием от остроты как предварительным удовольствием, создать новое удовольствие, устранив подавления и вытеснения» [3, с. 138].

Ранее уже упоминалось, что З. Фрейд видит сходство работы сновидения с механизмами и назначением острот. Сходство это во многом определяется связью с бессознательным. Как было указано, острота служит косвенным способом выражения влечений и желаний, которые окультуренным образом прорываются из сферы бессознательного. Желания, таким образом, приобретают наглядность, обретая вербальное выражение. При этом некоторая предсознательная мысль сначала обрабатывается сферой бессознательного, после чего становится доступна сознанию, о чем может свидетельствовать, например, быстрота возникновения остроты, с которой она приходит в голову без долгого предварительного обдумывания.

Главой мыслью рассматриваемой работы З. Фрейда выступает положение об образовании острот в бессознательном, на что указывают следующие особенности:

  • Краткость остроты;
  • Процесс сгущения, при котором психическая энергия, сэкономленная на свернутых элементах, придает остроте чрезмерную силу;
  • Процесс смещения, позволяющий преодолевать торможения, препятствующие проявлению агрессивной или сексуальной тенденции.

Представляется, что изложенные до настоящего момента идеи являются центральными для работы «Остроумие и его отношение к бессознательному». Автор завершает свою монографию небольшим рассмотрением феномена, в состав которого входит остроумие – комическое. Анализирует различные формы существования комического: наивное (сущность которого состоит в отсутствии торможения у субъекта, благодаря чему оно с легкостью преодолевается); подражание (делающее объект подражания комичным); карикатуры (разоблачающие авторитетные объекты); пародии (уничижение возвышенного объекта посредством разрушения единства характерологических особенностей объектов, заменяя отдельные свойства низменными) [2, с. 86].

Но принципиальным отличием остроты от комического выступает сущность остроты, заключающаяся в своем бессознательном источнике, чего нельзя сказать про комизм. В конце монографии автор делает задел для будущей работы, к написанию которой обратится только в 1927 году. Он приводит самые первые наброски и первоначальные представления о сущности феномена юмора как такового, выступающего еще одной составляющей общей категории комического.

Основополагающим принципом функционирования как остроумия, так комического и юмора в целом, З. Фрейд определяет принцип экономии психической энергии, ибо «эйфория, которой мы стремимся достичь таким путем,  представляет собой не что иное, как настроение некоторого периода жизни, когда нам вообще было свойственно совершать свою психическую работу с малыми затратами, настроение нашего детства, когда мы не знали комического, не были способны к остроумию и не нуждались в юморе, чтобы чувствовать себя счастливыми в жизни» [3, с. 234].

Большой заслугой классического психоанализа является обращение к проблеме остроумия, к его анализу с точки зрения его роли в психической жизни человека, поскольку по большому счету З. Фрейд первый автор, который так подробно рассмотрел этот вопрос. Сложно найти исследователя, который с такой же тщательностью и продуманностью осветил вопрос функции, роли и формирования острот в жизни человека как до З. Фрейда, так и после него до настоящего момента. Особенно важным представляется обращение именно к анализу остроумия как явления психогенного характера, поскольку это раскрывает представления о мотивах, причинах и механизмах поведения человека, говорит больше о нем, чем о самом остроумии как отдельном феномене, что часто имеет место в исследованиях, посвященных этому вопросу.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа / Р. Гринсон. – Воронеж, 1994. – 495 с.
  2. Кинодо Ж.-М. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе / М.: Когито-центр, 2012. – 416 с.
  3. Фрейд З. Психологические сочинения / З. Фрейд. – М.: ООО «ФирмаСТД», 2005. – 338 с.
  4. Фрейд З. Толкование сновидений / З. Фрейд. – М.: ООО «ФирмаСТД», 2005. – 678 с.


Просмотров: 786
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как определить степень остроты своей проблемы?
  • Шкала остроты отношений
  • Представления о психозе в теории З. Фрейд
  • Фрейд и искусство, которое он не любил
  • Если бы Фрейд был женщиной
  • О норме сексуального развития взрослого или Пока З. Фрейд отдыхает
  • Когда Фрейд молился.
  • Когда Фрейд плакал
  • А может Фрейд был неправ?
  • Так ли уж сильно ошибался Фрейд?
  • Мой друг Зигмунд Фрейд
  • К работе З. Фрейд "Вытеснение"
  • Доктор Фрейд заплакал однажды или история одного ФЕЙКА
  • Формирование психоаналитической традиции: Фрейд и Ференци
  • Почему Фрейд молчал про назальное либидо?
  • Жане и Фрейд: путь ученого
  • Фрейд был Бодхисаттва?
  • Фрейд и его любовь
  • Зигмунд Фрейд
  • Внимательный Фрейд)
  • Фрейд и гипноз.
  • Письма психологов из моего архива. Фрейд.
  • Туда, где Фрейд не гулял. Как устроено управление человечеством через его сексуальную природу.
  • Фрейд, кушетка и секс
  • В чем ошибался Зигмунд Фрейд?
  • На стыке: Зигмунд Фрейд
  • Знакомьтесь-это ФРЕЙД...ЛЮСЬЕН
  • Почему Фрейд был неправ?
  • Непознанная вселенная. Мозг и Фрейд
  • Зейгарник, гештальт и Фрейд - что общего?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь