Зейгарник, гештальт и Фрейд - что общего?

Автор статьи: Татьяна Никулина

Зейгарник гештальт и Фрейд  что общего

«Когда все хорошо – это тоже не хорошо» (автор неизвестен)

Замечали ли вы рекламу, в которой часть текста произносят не четко, а так, что какое-то слово можно понять двояко? Вы думаете, это небрежность? Отнюдь!

И еще: знаете ли вы, что официанты помнят детали неоплаченных заказов, и забывают их после оплаты?

А, возможно, было с вами так, что вы долго не могли забыть условия задачи, с которой не удавалось справиться, а те, что решались легко, почти тут же улетучивались из памяти?

За всем этим стоит одно и то же явление - эффект Зейгарник — заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.

И тогда становится понятной «небрежность» в рекламе – мы будем дольше помнить рекламу с нечетко произнесенным словом, так как у нас будет желание понять – какое же слово правильное!? Я бы за такую рекламу больше денег требовала с заказчика!

Получается, что нам для чего-то важно завершить незавершенное, разобраться с задачей, или, по-другому, завершить гештальт.

Если подумать, то мы постоянно это делаем:

  • Издали узнаем знакомого человека по фигуре или походке.
  • В неполном изображении достраиваем фигуры.
  • В другом человеке ищем знакомые и близкие нам черты характера.
  • В картине ищем сходство с реальностью.

 

То есть, мы ищем в реальности то, что уже есть в нашей памяти на основе нашего опыта. Как будто, встречая знакомые черты и образы в этом мире, мы успокаиваемся – да, все знакомо, ничего неожиданного или страшного в нем нет.

И вот мы встречаемся с чем-то, как-будто знакомым, но не совсем или не полностью:

  • Что-то изменилось в фигуре или походке.
  • В неполном изображении не узнать знакомой фигуры.
  • Не можем понять характер другого человека.
  • В картине нарушены законы геометрии или перспективы

Это не может нас не зацепить – озадачить, разозлить, удивить и… застрять в памяти.

Нам захочется узнать, что не так, что мы не можем разгадать в человеке или картинах Пикассо или Дали? Встреча с чем-то непривычным, разрушающим знакомые правила, заставляет нас задумываться.

А когда мы задумываемся и задаем вопросы – тут-то и начинается наше развитие.

С одной стороны, мозг – ленив, когда ищет привычное, но, с другой стороны, он не может успокоиться, пока не решит задачу – то есть не переведет непонятное в категорию понятного и привычного.

  • По Зейгарник – найти решение.
  • По гештальт-психологии – завершить гештальт.
  • По Фрейду – дать бессознательному выход, т.е. сделать бессознательное сознательным.

По Зейгарник – найденное решение – это победа, успех! Кстати, более амбициозные люди забывают решенные задачи быстрее, согласно исследованию.

Гештальт - незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть» ее. Поэтому человек будет размышлять над проблемой, пока не найдет для нее решения.

Фрейд – вытесненная из сознания, «забытая» неразрешенная ситуация будет возвращаться в нашу жизнь снова и снова, в других декорациях, с другими людьми – так действует наше бессознательное до тех пор, пока мы не осмелимся встретиться с ней лицом к лицу и разрешить внутренний конфликт.

И тогда что? Победа?

Да нет, просто следующая задача)

Требуется ли найти истину в последней инстанции, чтобы успокоить мозг? Не обязательно. Иногда нам достаточно выстроить в своем сознании свое личное, индивидуальное доказательство или решение, которое бы нас устроило в данный момент жизни, здесь и сейчас.

А если наше решение оказалось не верным, или не окончательным, то наше бессознательное подождет, пока мы повзрослеем, наберемся сил и знаний, и опять напомнит о нерешенной задаче. Главное – понять, в чем она состоит?

Если книга, картина или фильм нам понятны, то что они нам дают? А вот если в произведении искусства есть недосказанность, mistake или загадка для нас, тогда мы и включаемся эмоционально и интеллектуально в их разрешение, а значит растем и развиваемся.



Просмотров: 560
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Завершить незавершенное или как закрыть гештальт?
  • Что делать, если время не лечит? Гештальт- подход о памяти ушедших.
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Когда есть соблазн просто завершить отношения
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Еще раз о гештальт-терапии: Почему это называется словом «гештальт»?
  • Как желание быстро иметь то, чего у тебя пока нет, не позволяет пользоваться тем, что у тебя есть.
  • Почему мы такие какие есть? Поток сознания, блоки сознания и наше развитие
  • Человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века
  • Что такое гештальт, гештальт-психология, гештальт терапия
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Как понять другого или что определяет наше поведение
  • Привет... Привет... Пока... Пока... Я долго буду ждать звонка... Или — когда пора сказать «прощай»
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Что есть гештальт-терапия?
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Мозг и душа в животе или Как успокоиться и принять правильное решение
  • Незавершенный гештальт в нашей жизни... Как из него выйти?
  • Гештальт-терапия. Прохладный ветерок в жаркую погоду или как мы становимся теми, кто мы есть.
  • Гештальт-подход. Основные черты.
  • А, может, подожать, пока другой сам изменится?..
  • Когда есть желание изменить другого.
  • Пока женщина не вернётся к себе, к ней не может вернуться мужчина.
  • С чем работает гештальт-терапевт: контакт со средой как гештальт
  • Если пойму причину проблемы, то смогу найти решение! Верно ли?
  • Если не знаешь, кем быть. Профориентирование в гештальт-подходе
  • Бессознательное рулит! Есть ли место сознанию, осознанности в нашей жизни? Где оно?
  • С чем работает гештальт-терапевт: потребность как гештальт
  • Гештальт в действии: как работает гештальт-терапия?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь