|
Фрейд был Бодхисаттва?Автор статьи: Павловский Эрик Олегович
Западная мысль уже достаточно давно вдохновлятся философией Востока. Безусловно, след ее влияния можно встретить даже в работах З. Фрейда. К примеру, в «По ту сторону принципа удовольствия» (Jenseits des Lustprinzip, 1920) Фрейд вводит так называемый "принцип Нирваны" и формулирует его как стремление к "ослаблению, постоянству, подавлению внутреннего напряжения, связанного с возбуждением". Но это довольно распространенный и очевидный факт. И здесь также ясно, что понятие "нирвана" подходит под его определение только примерно и скорее метафорически. Однако, моим открытием стало совпадение одного любоптыного момента в руководстве по странствию в мире мертвых Бардо "Тибетской книге мертвых". Почитайте сами: "Познающий, которому предназначено родиться существом мужского пола, уже чувствует себя им, и в нем зарождаются сильная ненависть к отцу и ревностность и влечение к матери. Если он должен родиться существом женского пола, в нем зарождаются сильная ненависть к матери и сильное влечение и любовь к отцу" Я думаю для всех очевидно, что здесь читается прямая отсылка к комплексу Эдипа и Электры, на которых психоанализ сделал карьеру. Считается, что Бардо Тхедол ("Тибетская книга мертвых" как ее назвали по аналогии с "Египетской" в западном переводе) была написана в 8 или 9 веке нашей эры, после чего она была скрыта и найдена уже в 14 веке. Безусловно текст достаточно древний и хитрые азиаты не могли идею стянуть у З. Фрейда. В Европе она была впервые опубликована и переведена в 1927 году. И вряд ли до этого момента она была ему известна, во всяком случае, ее подробное содержание. А значит и З. Фрейд от туда не мог ничего взять, так как большинство основных трудов им были выпущены еще до того. Теория эдипового комплекса была навеяна Фрейду независимым образом произведением Софокла "Царь Эдип". Поэтому можно сделать вывод, что буддизм и психоанализ и Софокл самостоятельно пришли к этому сюжету. А именно такие совпадения ранят душу Познающего, громко заявляя - а не случайность ли это и не указывает ли на Истину? Итак, что же буддисты думают об эдиповом комплексе? Исходя из смысла Бардо Тхедол, это комплекс возникающий еще до рождения в тот момент, когда душа, находящяяся в мире мертвых и ожидающяя нового рождения под воздействием своей кармы, или, благодаря молитвам и своей природе Будды, очищает карму и избавляется от нее вовсе, найдя прямой выход из Сансары пока не успел попасть в ловушку лона. Весь мир, по сути, это Иллюзия, волны на поверхности смущенного влечениями и привзязанностями Сознания, природа, которого пуста. И эдипов комплекс это образ, возникающий перед взором мертвеца, отождествляясь с которым он лишается сознания, оказывается отброшенным от понимания Истины назад в бессознательное и рождается поэтому вновь. То есть в буддиском понимании смысл этого комплекса также психологический, но и трансцендентный и идет глубже, чем в представлениях Фрейда. Так, что если так оно есть природа Фрейда в чем-то близка к природе Бодхисаттв, которую дают людям возможность осознавать Дхарму, принять Убежище и стать Буддой. В каждой шутке, есть доля шутки. Если вам понравилась статья или у вас есть интересная информация по этой теме, оставляйте свои комментарии. Буду рад. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|