Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Я и Оно"

Эссе по работе Зигмунда Фрейда Я и Оно

                               
     ЭССЕ   ПО РАБОТЕ  З.ФРЕЙДА

                                                   «Я     и   ОНО»

Один из наиболее популярных и обсуждаемых трудов в психологической науке является «Я и Оно» З. Фрейда. Данная работа является обоснование психоаналитической теории личности, которая настаивает на следующей структуре личности – Я (Эго), Оно и Сверх- Я (Супер-Эго). В книге «Я и Оно З. Фрейд продолжает свои размышление, которые были им начаты в «По ту сторону принципа наслаждения» и сосредоточено на анализе сознательного и бессознательного. Теперь перейдем к более детальному анализу представленного труда.

Первая глава имеет название «Сознательное и бессознательное», в которой З. Фрейд делает акцент на том, что сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. В данной главе речь идет о том, что сознание – чисто описательный термин, а понятие бессознательное мы получаем из учения о вытеснении. Как отмечает З. Фрейд [5], существует два вида бессознательного – латентное, но способное к сознанию, и вытесненное – само по себе и без дальнейшего неспособное для сознания. Вообще, в данное главе, ученый называет три термина: сознательное (СЗ), предсознательное (ПСЗ) и бессознательное (БСЗ). Что касается различия сознательного и бессознательного, то согласно З. Фрейду, оно заключается в вопросе восприятия, то есть что-то воспринимается или не воспринимается.

В заключении главы ученный пишет о создании представления о связанной организации психических процессов в личности, которая была названа «Я» личности. К «Я» прикреплено сознание и эта психическая инстанция производит контроль над всеми частичными процессами, но ночью, даже когда она засыпает, она продолжает управлять цензурой сновидений. От «Я» также исходят вытеснения.

Проанализировав материал этой главы, мы пришли к заключению, что бессознательное является неизбежной фазой психической деятельности каждого индивида: любой психический акт начинается как бессознательный и только в дальнейшем осознается, но может так и остаться бессознательным, если на пути к сознанию возникают непреодолимые преграды.

Следующая глава, которая имеет название, как и весь труд – «Я и Оно». З. Фрейд начинает главу с того, что «Я» также может быть бессознательным. Также ученый отмечает, что все наши знания всегда связаны с сознанием и задается вопросом, как это происходит? Он подчеркивает, что сознание – поверхность психического аппарата, это восприятия, которые приходят извне (чувственные), и изнутри (чувства и ощущения). Что касается мыслительных процессов, то это вызывает затруднение. Здесь З. Фрейд обращается к различию между БСЗ и ПСЗ, которое заключается в том, что БСЗ происходит на каком-то материале, который остается неизвестным, а у ПСЗ добавляется соединение со словесными представлениями.

Анализируя возможность осознания мыслительных процессов, автор обращается к сновидениям и предсознательным фантазиям, благодаря чему он приходит к выводу о том, что мышление образами лишь весьма несовершенное осознание [5]. Кроме того, З. Фрейд говорит о том, что для того, чтобы что-то вытесненное сделать сознательным, необходимо такие ПСЗ средние звенья восстановить аналитической работой. Сознание остается, следовательно, на своем месте, но и БСЗ не поднялось до СЗ.

Тут следует обратиться к заключению некоторых ученых, которые анализировали работы З. Фрейда [1, 2]. Они утверждают, что, согласно мнению З. Фрейда, состояние осознания и содержание таких непосредственных представлений достаточно быстро проходит; или же происходит определенная пульсация: осознанные воображения в следующее мгновение превращаются в бессознательные образы или ассоциации. Но, при определенных возможных обстоятельствах, они могут вновь легко вернуться к состоянию осознанности.Также в этой главе автор отмечает, что сознательным может стать только то, что когда-то уже было СЗ восприятием и что, помимо чувств изнутри, хочет стать сознательным; оно должно сделать попытку превратиться во внешние восприятия. Это делается возможным при помощи следов воспоминаний. То есть, мы можем сказать, что З. Фрейд считал, что бессознательное человек может распознать только после перевода его в сознание.

Интересным здесь является построение представления о «Я», которое, согласно мнению З. Фрейда исходит из системы восприятия, как из своего ядра-центра и затем охватывает предсознательное, опирающееся на остатки воспоминаний («Я», в свою очередь, тоже бессознательно). Также здесь ученый обращается к формулировке понятия индивид, как психическое «Оно», неузнанное и бессознательное, на котором поверхностно покоится «Я», развитое как ядро из системы восприятия. Ученый говорит о том, что «Я» не целиком охватывает «Оно», а только постольку, поскольку система восприятия образует его поверхность. «Я» не четко отделено от «Оно», книзу оно с ним сливается. Но и вытесненное сливается с «Оно» – оно является лишь его частью. Вытесненное только от «Я» резко обособлено сопротивлениями вытеснения; при помощи «Оно» оно может с ним сообщаться.

В этой главе З. Фрейд отмечает, что «Я» является измененной частью «Оно» и восприятие для «Я» играет ту роль, какую в «Оно» занимает инстинкт. Кроме того, согласно ученому, «Я» олицетворяет то, что можно назвать рассудком и осмотрительностью. «Оно», напротив, содержит страсти. Важная функция «Я» заключается в том, что в нормальных случаях оно владеет побуждением к движению. И в заключении главы З. Фрейд приходит к следующему выводу – не только самое глубокое, но и самое высокое может быть бессознательным. Бессознательное, прежде всего «телесное Я».

Третья глава, которая называется «Я» и «Сверх-Я», начинается с появлением новой структурной единицы – «Сверх-Я». В этой главе З. Фрейд делает акцент на том, что «Я», получая сведения о загрузках объектом (исходят от «Оно»), соглашается с ними или противится им процессом сопротивления. Тут автор рассматривает несколько точек зрения, одна из которых сосредоточена на превращение эротического выбора, которая заключается также в возможном овладении «Я» «Оно». Также здесь поднимается вопрос о сублимации.

Но, по нашему мнению, наиболее интересными являются размышления автора относительно «Идеала Я» (или «Сверх-Я»). Согласна З. Фрейду, именно за ним кроется первая и самая значительная идентификация индивида – идентификация с отцом личного правремени. Здесь ученый говорит о компликации, а именно: треугольная структура Эдипова комплекса и бисексуальность конституции индивида. З. Фрейд приходит к выводу, что исход Эдипова комплекса в идентификации с отцом или матерью у обоих полов зависит от относительной силы свойств того или другого пола. В этой главе очень много посвящено анализу именно Эдипова комплекса.

Что же касается именно «Сверх Я», то эта структура, по словам

З. Фрейда «не просто осадок первых выборов объекта, производимых «Оно»; «Сверх-Я» имеет и значение энергичного образования реакций против них» [5]. Исходя из идей автора, можно говорить о том, что «Сверх-Я» в следствии будет царить над «Я» как совесть, может быть, как бессознательное чувство вины.

В этой главе З. Фрейд говорит и об отделении «Сверх-Я» от «Я», что отображает самые значительные черты развития индивида и развития вида, а также создает устойчивое выражение влияния родителей, т.е. увековечивает те моменты, которым оно само обязано своим происхождением. Кроме того, автор отмечает, «Я», в основном, является представителем внешнего мира, реальности, – «Сверх-Я» противостоит ему как поверенный внутреннего мира, мира «Оно». Таким образам, ученый отмечает, что «Сверх-Я» - удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются к высшему существу в человеке, а это религия, мораль и социальное чувство.

Следующая глава «Два вида первичных позывов» дает нам представление о двух влечениях, одно из которых– сексуальные инстинкты или Эрос (гораздо более заметен и более доступен для изучения). Эрос охватывает не только непосредственный безудержный сексуальный первичный позыв, но и инстинкт самосохранения.

Говоря о втором роде влечения, то, по мнению автора, типичным его примером является садизм. Здесь акцент делается на инстинкте смерти, задача которого заключается в приведении всех живых организмов к состоянию безжизненности. Это разрушительный позыв.

Каждому из двух приведенных влечений приписывается особый физиологический процесс - рост и распад). Также оба этих влечения постоянно соединяются, смешиваются и сплавляются друг с другом. Однако эти влечения противоположны, что обосновывается как наличие полярности любви и ненависти. Главный акцент данной главы заключается в следующем: Эротические первичные позывы вообще кажутся более пластичными, более способными к отвлечению, чем разрушительные первичные позывы [5].

И последняя глава – «Зависимости «Я» – позволяет нам понять, как Я зависит от других структур. В данной главе автор продолжает рассматривать становления «Я» и того, как на него влияет «Оно» и «Сверх-Я». З. Фрейд отмечает, что «Я» по большей части образуется из идентификаций, приходящих на смену оставленным стремлениям к обладанию «Оно»; что первые из этих идентификаций регулярно противопоставляют себя «Я» как «Сверх-Я», в то время как окрепшее «Я» позднее может проявлять больше устойчивости против таких влияний. Ученый также говорит о близости «Сверх-Я» к «Оно». «Сверх-Я» может быть также представителем «Я». Кроме того, «Сверх-Я» глубоко погружается в «Оно» и поэтому больше отдалено от сознания, чем «Я».

Итак, проведя анализ научного труда «Я и Оно», мы пришли к целому ряду выводов, которые представлены ниже. Начнем с того, что в теории выдающегося австрийского ученого Зигмунда Фрейда, с именем которого связывается становление классического психоанализа, в личности выделяются три подструктуры: «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Супер-Эго). «Оно» является самой низкой, глубинной подструктурой, в которой находятся сосредоточенные влечения человека. Влечения – центральное понятие психоанализа; это определенно смежное образование между миром физическим и психическим, миром телесным и миром души. В «Оно» господствует принцип удовольствия, которое выражает стремление к неограниченному наслаждению [3, с.33]. На уровне личностной подструктуры «Я» действует принцип реальности, который требует учета объективной ситуации и потому ограничивает субъективное своеволие «Оно». Именно поэтому «Я» как бы освещено светом сознания и несет в себе функцию восприятия мира, приспособления к нему и согласования между «Оно» и «Сверх-Я». «Сверх-Я» представляет в личности влияние социума – это своеобразный внутренний цензор, совесть, система моральных чувств и требований к поведению, наконец, идеал «Я». «Оно» и частично «Сверх-Я» образуют сферу бессознательного, но их содержание может стать предметом осознания со стороны «Я» при определенных условиях [4, с.427].

Содержание «Оно» имеет биологическую природу, а «Сверх-Я» – социальную, как результат воспитания, усвоения норм, традиций, разных табу. «Я» выступает как собственное психологическое образование. Хотя источником психической энергии является «Оно», «Я» задает направление ее потокам [3, с.36].

Ученый считал, что чем дальше идет развитие цивилизации, тем в значительной степени индивид вынужден подчинять интересам и требованиям общества свои биологические влечения, которые складывают саму суть его жизни. Выстраивая систему объяснений и аргументации своей позиции, что и почему ограничивает человека в проявлениях ее врожденных биологических инстинктов, З. Фрейд обращается к первоисточникам культуры, к историческому моменту возникновения религиозных верований, которое дало возможность ему дать оригинальную трактовку таких важных понятий, как соотношения естественного и культурного в личности, истоки морали. Теория Фрейда по характеру механизмов развития личности носит биологический характер [4, с.439].

На основании теории Фрейда возникли разные направления психологической мысли. Его теория и сегодня остается наиболее разработанной из всех теорий личности и тесно связанной с практикой.

 

 

 

 

Литература

  1. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. – М., 1996. – 448 с.
  2. Феррис П. Зигмунд Фрейд. – Мн., 2001. – 448 с.
  3. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / [пер. с англ.]. – СПб.: Прайм-ЕВ-РОЗНАК, 2004. – 608 с.
  4. Фрейд З. Психология бессознательногDо: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
  5. Фрейд. З. «Я» и «Оно»: пер. с нем. – М.: МПО «МЭТТЭМ», 1990. – 56 с.


Просмотров: 844
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • что такое похудение и чем оно не является
  • Что такое дивергентное мышление и как оно может развиваться
  • О чем нам говорит чувство вины? На что оно нам указывает?
  • Психологическое сопровождение беременности. Что это? И для чего оно нужно?
  • Магическое мышление, что это и зачем оно?
  • Ухудшения состояния после терапии. Что это такое и с чем оно связано?
  • Психоаналитическое наблюдение за младенцами: что это и для чего оно нужно?
  • Чувство вины - что оно делает с нами
  • Что такое сенсорное пространство и как оно работает
  • Саморазвитие: что это такое и зачем оно нужно!
  • Одиночество. Почему оно и что с ним делать?
  • Как объяснить неразумному сердцу, что бьется оно о сахарный тлен ...???
  • О чем болит ваше тело и что оно хочет вам сказать?
  • Что такое психологическое консультирование и для чего оно нужно
  • Что такое психологическое консультирование и чем оно отличается от психотерапии
  • Что делать с переживанием, когда оно не отреагировано?
  • Что такое душевное и психологическое здоровье и зачем оно нам нужно?
  • Доверие и что делать, чтобы оно появилось!
  • Что такое самопринятие и почему оно важно
  • Что такое бесплодие и каким оно бывает
  • Что такое одобрение и зачем оно нужно
  • Что такое самосострадание? И зачем оно нужно?
  • Что такое сопротивление? И откуда оно берется?
  • Бессознательное рулит! Есть ли место сознанию, осознанности в нашей жизни? Где оно?
  • Что такое на самом деле здоровое питание (и чем оно отличается от диеты и ПП)
  • Что такое НЛП и зачем оно нужно? Интервью с психологом Новиковым Д.Ю.
  • А оно того стоит? или глупые поводы для ссор
  • И всё таки, оно есть, Бессознательное
  • Девушка для дедушки: а оно того стоит?
  • «Оно как-то само...» или почему мы делаем так, а не иначе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь