Эссе к работе З.Фрейда «Бессознательное»

Фрейд в 1915 году пишет несколько работ, в которых пробует синтезировать метапсихологию. Им разрабатывается первая топическая модель психического аппарата, оставляя данный раздел открытым для дальнейших реконструкций и качественных изменений. Эта модель включает в себя следующие элементы: Бессознательное, Сознательное и Предсознательное. Сам текст «Бессознательное» мне показался похожим на рассуждение, которое не даёт точных ответов и умозаключений, но создаёт множество вопросов и пищи для дальнейших размышлений. Текст позволяет включиться в течение аналитической мысли, стать участником этих рассуждений. Фрейд не обещает нам, что выводы в тексте будут однозначными и неизменными, напротив он сам занимает позицию исследователя готового попробовать познать сложные процессы нашей психики и готового начать новый путь, если размышления завели в тупик.

До 1915 года, особенностью психоанализа было рассмотрение психических процессов с точки зрения их динамики. В данной же работе Фрейд предлагает рассмотреть те же процессы с точки зрения топической модели, то есть попробовать найти место, которое они занимают в рамках психического аппарата: «указать, в пределах какой системы или между какими системами протекает любой психический акт».

Уже в первом абзаце Фрейд описывает соотношение бессознательной инстанции психического аппарата  и вытесненных представлений.  Исходя из текста, можно сделать вывод, что вытеснение это процесс, цель которого заключается не в том, чтобы уничтожить и разрушить какое-то представление, а в том, чтобы оно осталось вне зоны сознания. Бессознательное удерживает вытесненное представление, связанное с влечением.  Для сознания это представление может быть  в той или иной степени опасно. Однако, даже находясь вне зоны сознания вытесненный материал, имеет большое влияние на жизнь человек. Вытесненное стремится вернуться в сознание и обретает форму оговорок, сновидений, симптомов. Но так или иначе  вытесненное это всего лишь часть бессознательного его пример, само же бессознательное намного шире  и глубже.

Для того чтобы понять процессов психики необходимо допустить существование бессознательного. Например,  в сознании есть феномены, которые нельзя назвать логичными, например оговорки, описки, иррациональные мысли, сновидения. Это своего рода следы, которая должна вывести нас к инстанции их оставляющей.  Если рассматривать все психические акты здоровых и больных людей, опираясь исключительно на процессы сознания, то  рано или поздно можно зайти в тупик из-за отсутствия каких - либо указаний на них в сознании. Сознание само по себе прерывисто, например, что-то может забываться, но в какой-то момент всплыть снова в сознании. Если допустить наличие бессознательного, то сознательные акты обретают связь между собой, а психическое становится цельным. Психическое расщеплено на то, что осознаётся и на то, что вне зоны сознания, которое либо остается в зоне бессознательного либо осознается в процессе анализа.  Процесс познания психических процессов сознанием, есть не что иное, как изучение своего внутреннего мира, причин поведения и мышления. Так мы становимся хозяевами своей психики.

Фрейд так же пишет о многозначности бессознательного, выделяя в нем две системы: бессознательное и предсознательное. К инстанции предсознательного относятся те представления, которые могут стать осознанными, то есть находятся ближе всего к сознанию. Эти представления мы в обыденной жизни называем воспоминаниями, так как в любой момент можем освежить в памяти какие-то события нашего прошлого и поделиться ими, то есть перевести из предсознательного  в сознание.  Нет нужды постоянно воспроизводить их в памяти, для того чтобы они остались доступны для нас. Они находятся и хранятся без наших усилий вне зоны сознания и в любой момент нам доступны.  В инстанции бессознтельного находятся  вытесненные представления, которые мы не можем так же легко сделать достоянием сознания. Они несут определенную угрозу для психической жизни человека и без помощи специалиста вряд ли могут быть осознаны. Эти представления не находятся в латентной памяти и защищены сопротивлением, которое проявляется на сеансах психоанализа.

Таким образом, появляется первая тописческая модель Фрейда, которая включает в себя три уровня функционирования психического аппарата:

  • Сознание (от немецкого Bewusstsein) Это определение включает всё, то что осознаётся человеком.
  • Бессознательное (от немецкого Unbewusstes) главной характеристикой данного уровня является отсутствие противоречий, отсутствие времени и доминирование психической реальности.
  • Предсознательное (от немецкого Vorbewusstes) содержание психического аппарата, которое пока не осознанно, но в любой момент может стать доступно осознанию.

 Для того, чтобы было легче оперировать понятиями трёх систем психического аппарата, Фрейд вводит краткие буквенные обозначения: система сознания – Bw; система предсознательного - Vbw; бессознательного обозначалась буквами Ubw. В следующем абзаце я буду использовать именно эти сокращения в тексте.

Однако если мы берем в расчет особенности представлений,  следует задуматься о том, действительно ли система предсознательного (Vbw) относится к системе бессознательного (Ubw)? Всякий психический акт сначала бессознателен и принадлежит к системе Ubw. Если цензура не допускает его в систему Bw, то оно переходит в разряд вытесненного и продолжает оставаться в системе Ubw. Если же ему удается преодолеть цензуру, то он переходит в систему Bw, но, тем не менее, ещё не осознаётся. Он помещается в систему Vbw и находится там,  и при определенных условиях он становится осознанным.  Таким образом, система Vbw является частью системы  Bw. Важно отметить, что определение и соотнесение систем  условно, так как психика не имеет физической формы и локализации. И необходимость определения к какой системе относится система Vbw нужна для того чтобы понимать перемещение представлений.

В бесознательном  находятся только представления, оказавшиеся там по разным причинам (например, из-за травмирующего опыта). Аффекты же быть бессознательными не могут. Аффект есть чувства, а человек их переживает или ощущает, следовательно,  аффект доступен системе сознания. В бессознательном может находиться представление, но не аффект. Это означает что, аффект и представление это понятия, которые относятся к  разным системам, но имеющие связь друг с другом. Аффект всегда зависит от представления. Однако связь эта не жёсткая, так как аффект может присоединиться к другому представлению. Например, если представление вытеснено, то аффект присоединяется к другому представлению, которое не вытеснено, но ассоциативно связано с вытесненным в бессознательное представлением.  Примером здесь могут стать фобии и страхи. Страх перед матерью, может сместиться на страх пауков. При виде этих насекомых, у ребенка может возникать сильный иррациональный страх. Представление в данном случае вытесняется, так как ребенок идеализирует родителя и не допускает, того что мать может вызывать страх. Однако страх никуда не уходит, а присоединяется к другому представлению, которое более приемлемо для сознания, но если разобраться более детально, то  можно выявить ассоциативную связь между пауками и матерью.

Процесс вытеснения представления  осуществляется на границе между сознательным и бессознательным. Представление, которое переходит из сознания в другие системы, несёт в себе энергию, которая способствует перемещению.  Для сохранения представления в бессознательном необходимо  противодействия системы предсознательного, так как вытесненное представление всегда имеет либидинозную нагрузку. В рамках экономического подхода вытеснение происходит тогда, когда представление лишается своей активности (либидинозной энергии), либо лишаясь этой энергии или получая её из  системы бессознательного. Но вытесненное может вновь вернуться в сознание, если только вектор бессознательного движения будет совпадать с сознательным стремлением.  Противодействие со стороны системы сознания,  при попытке вытесненному представлению перейти в сознание, приводит к возникновению замещающего образования (симптома). В Возникновении неврозов вытесненное играет очень большое значение. Например, при конверсионной истерии вытесненное трансформируется в симптом, при неврозе навязчивых состояний в навязчивые мысли и влечения, при истерии страха, вытесненное заменяет одну репрезентацию другой, то есть меняется представление.

 Бессознательное следует рассматривать как отдельную систему, которая имеет  свои закономерности и свойства.

Во-первых,  центром бессознательного являются влечения, которые не конкурируют между собой и не противоречат друг другу. Активность нескольких желаний одновременно приводит к образованию компромисса, так как желания не могут поглотить друг друга или же отдалиться.

Во-вторых, в бессознательном отсутствует отрицание и сомнения, нет степеней правды или лжи. К примеру, если человек говорит о том, что он не хотел бы сориться с кем-то, бессознательно он говорит о намерении поссориться или вступить в конфронтацию.

В третьих, отсутствует временной эквивалент в процессах, проходящих в системе бессознательного. Наши мечты о будущем, в бессознательном существует как в настоящем моменте времени. Это свойство хорошо прослеживается в сновидениях, где наши желания удовлетворяются, но так же и проигрываются наши травмирующие ситуации и переживания.

В-четвертых, отсутствует связь с реальностью, процессы ориентированы исключительно на принцип наслаждения.  То есть, бессознательное ориентируется на психическую реальность, которая может идти в разрез с принципом реальности.

И последнее, в системе бессознательного действуют специфические процессы регулирования активности представлений, что говорит о том, что система бессознательного функционирует по своим собственным законам. Мы можем узнать о работе бессознательного через сны, симптомы, аффекты, переводя эти проявления на язык сознания – речь.

Бессознательное – это огромная система, которая функционирует и вырабатывает своего рода продукты. Фрейд называет их «отпрыски». Вытесненные в бессознательное  представления стремятся вернуться обратно в сознания, которые мы можем наблюдать в искаженном виде, например в виде оговорок, описок, бреда, сновидений, желаний, симптомов, ошибочных действий. Всё это является продуктами бессознательного, которые нуждаются в переводе. Связь с бессознательным возможна только через его продукты. По моему представлению бессознательное является чем-то непостижимым, и если какой-то его продукт удается грамотно проинтерпретировать и найти связь, то это уже перестает быть бессознательным, а становится достоянием сознания. То есть само бессознательное не возможно в полной мере понять, оно всегда останется гипотезой.

В тексте Фрейд уделяет особое внимание речи людей страдающих шизофренией. Их речь сумбурна и разрознена и в большей степени не понятна для окружающих людей. Как известно в системе бессознательного представления имеют предметную форму, а в системе сознания представления словестно-образные. При шизофрении теряется возможность перевода от словестного к предметному представлению. Перевод из бессознательной системы в сознательную утрачивается, а следовательно размываются границы между сознанием и бессознательным и материал из системы бессознательного напрямую направляется в сознание. Речь шизофреника начинает напоминать работу сновидения, где присутствуют механизмы сгущения и смещения. Только обладая психоаналитическим знанием можно понять людей с подобным заболеваниями осуществить терапевтическую помощь.

Психические представления можно разделить на сознательные и бессознательные. Представления – это следы воспоминаний. На мой взгляд, одно из первостепенных различий между сознательными и бессознательными психическими представлениями является их локализация в системах психики. Так же, различна и степень их нагруженности. Например, бессознательные представления лишены нагрузки, сознательные же наоборот имеют большую  энергетическую нагрузку, именно поэтому и остаются в системе сознания. Однако получив должную нагрузку, бессознательное представление может проникнуть в систему сознания.

Ещё, на мой взгляд, важным отличием является их форма. Бессознательные представления имеют образную структура, так как в системе Ubw представления существуют именно в таком виде, а в сознании же образность дополняется еще и словестной формой. Так сознательные представления могут помимо образного оформления подкрепляться ещё и словестным.

Так же, на мой взгляд, сознательные представления обладают меньшей свободой выражения, более подвержены цензуре, культурным и моральным нормам. Бессознательные представления, в свою очередь, намного более свободны и не ограничиваются рамками норм.

Ниже хочется прокомментировать несколько цитат из текста:

  1. «Мы установим тот важный, но и ставящий нас в затруднительное положение факт, что бессознательность является только признаком психического, однако, никоим образом не характеризующим его». Думаю, этой цитатой Фрейд хочет донести читателю, что бессознательное, это лишь теория и опираться на нее как на что-то определяющее не следует. Но важно пробовать находить связи между сознанием и бессознательным, для более полного пониманию функционирования психического аппарата.
  2. «То, что слышишь, и то, что переживаешь, по психологической природе своей совершенно различные вещи даже в том случае, если они имеют одно и то же содержание». В процессе анализа терапевт может верно определить вытесненное представление и озвучить его. Но в этот момент вытесненное представление не станет осознанным, а будет существовать в двух системах одновременно. Важно, чтобы пациент мог самостоятельно преодолеть процесс сопротивления. И лишь при переводе вытесненного представления из системы бессознательного в систему сознания можно достичь успеха. Именно поэтому, для терапевта крайне важно подбирать своевременные интерпретации, иначе пациент к ним будет попросту не готов. И какими бы хорошими эти интерпретации не были, они не будут полезны для пациента.
  3. «Иногда работа сновидений обращается со словами как с вещами и создает тогда очень похожие «шизофренические» речи или новообразования слов». В речи шизофреников и работе сновидения действуют одинаковые первичные механизмы, такие как сгущение и смещение. Найти и восстановить связи во сне бывает столь же сложно, как понять о речь шизофреника. Однако понимание того и другого может дать нам новый материал для более глубоко понимания системы бессознательного.



Просмотров: 709
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Между Сциллой и Харибдой» – сохрани душу от Массового Сознания и Коллективного Бессознательного!
  • Проблемы сознания и бессознательного
  • Женский день. Бессознательное против сознания.
  • Почему мы такие какие есть? Поток сознания, блоки сознания и наше развитие
  • Бессознательное вытесненное и не вытесненное
  • Бездна бессознательного // Разведывательные исследования психики / Раскрытие тайн бессознательного
  • Представления о психозе в теории З. Фрейд
  • Если вы действительно хотите выйти на совершенно новый уровень сознания...
  • Что такое сознание, бессознательное, подсознательное. О чём речь?
  • Памятка. Как стать лидером! Часть 19. Наши представления
  • Страх отвержения и представления о себе.
  • Род, большая Душа, бессознательное семейной системы...Влияние на жизнь "здесь и сейчас".
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 2.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 1.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 5.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 3.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 4.
  • Бессознательное рулит! Есть ли место сознанию, осознанности в нашей жизни? Где оно?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Современные научные представления о сновидениях: теория и практика психоанализа
  • Ошибочные представления об идеальной работе
  • Ожидания и представления о работе с психологом.
  • Бессознательное Эссе по работе З.Фрейда (1915)
  • Сознание и бессознательное. Общие понятия.
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда «Структура психического аппарата. 1 и 2 топики»
  • Сознание, подсознание, бессознательное. «Структура» и функции.
  • Процессы интеграции сознания в педагогике
  • Представления важнее реальности
  • «Боги» психологии: бессознательное, или «Зевс» психического «Олимпа»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь