|
Эссе по работе З. Фрейда «Влечения и их судьбы» (1915)Автор статьи: Татьяна Витальевна Фокина
З. Фрейд. «Влечения и их судьбы» (1915) Работа З. Фрейда «Влечения и их судьбы» представляет собой значимую работу, посвященную постановке и развитию принципиально важных для психоанализа вопросов. Эту работу следует отнести к периоду начала создания представлений об основных положениях психоанализа, которые З. Фрейд только начинает формулировать и механизмы действия которых начинает пытаться объяснить. Также необходимо отметить, что рассматриваемая здесь работа является относительно ранней, в связи с чем представленные здесь сведения позже были расширены и дополнены З. Фрейдом. Центральным достижением этой работы выступает определение понятия влечения, которое хотя и нельзя назвать исчерпывающим, однако оно вносит ясность в одно из самых основополагающих понятий всего психоанализа. Влечение – это понятие, которое стоит понимать как промежуточное между психической и соматической сферой. Влечение определяется как представления, заряженные определенной суммой либидозной энергии. З. Фрейд при этом употребляет термин «репрезентант», говоря о влечении, поскольку оно не может непосредственно находиться в сознательной сфере, то в качестве его представителей (то есть репрезентантов) выступают психические представления, образы, эмоции, аффекты и другие психические явления, которыми может быть в действительности что угодно по прихоти бессознательных влечений и устанавливаемых ими ассоциативных связей. З. Фрейд дает определение цели, объекту влечения, а также его источнику и основным характеристикам. При этом необходимо особенно обратить внимание на то, что автор придерживается довольно биологизаторских представлений о сущности влечения. Прежде всего тем, что сравнивает раздражения, исходящие от влечения, с физиологическими раздражителями. Такой раздражитель действует извне на нервную ткань, где с помощью схемы рефлекса раздражитель отводится физически, двигательно устраняясь от источника раздражения. Так, З. Фрейд рассматривает влечение в качестве раздражителя для психики. Источник влечения лежит внутри организма, относясь к эндогенным раздражителям [1]. На представления о влечении как о биологическом феномене указывает обращение З. Фрейда к биологической теории инстинктов при обсуждении понятия влечения, на которую он, безусловно, опирался. Кроме того, относя действие влечения к эндогенным раздражителям, З. Фрейд упоминает о том, что действие основано на химических процессах в организме. Можно предположить, что здесь имеются в виду нейрохимические процессы гормонального функционирования, которые поддерживают мотивационную систему личности. Э.Б. Мур и Д.Б. Фаин обращают внимание на терминологические особенности употребления термина влечения. В частности, они указывают, что в Англии термин «влечение» переводится как инстинкт, что в корне нервно по причине того, что инстинкт в исключительно биологическом понимании предполагает жестко зафиксированные поведенческие паттерны, свойственные для каждого вида инстинкта. Влечение тем отличается от инстинкта, что его мотивационные силы могут действовать самыми разнообразными способами [3, с. 82]. Можно сказать, что мастерство психоаналитика состоит в том, чтобы по внешним признакам и по содержанию сознания определить то или иное направление действия, цели и объекты влечения. Замечание о необходимости отказа от употребления термина инстинкта по отношению к влечению представляется важным по причине того, что в российских переводах также довольно часто можно встретить понятие инстинкта в работах З. Фрейда, что вносит значительные искажения в понимание сущности этого феномена. Ж. Лапланш обращается к анализу немецкого термина, употребляемого З. Фрейдом для выявления его функциональных особенностей. Надо отметить, что З. Фрейд, вполне намеренно употребляет немецкий термин Trieb вместо Instinkt. В понятии Trieb, то есть в наиболее приближенном по смыслу переводе «влечение», сразу отражаются его сущностные характеристики в виде поступления постоянного потока раздражений из внутренних источников, что запускает работу всего психического аппарата субъекта [2]. Продолжая аналогию с физиологическими раздражителями, З. Фрейд подчеркивает, что если их устранение возможно с помощью простого физического действия, то избавление от внутренних напряжений так просто не осуществить, ведь их источник всегда находится в самом субъекте. Таким образом, влечение следует понимать как постоянно и непрерывно действующую силу, направляющуюся изнутри организма и постоянно поддерживающую определенный уровень напряжения. Исходя из определения влечения, З. Фрейд выводит его основные характеристики. Прежде всего, как уже было отмечено, источник влечения лежит внутри организма. Также влечение всегда заряжено высоким напряжением (суммой энергии), что является сущностью влечения. При этом вся работа влечения оказывается направлена на одну цель, в качестве которой выступает достижение удовлетворения, что может быть достигнуто за счет ликвидации источника возбуждения. Объектом влечения может стать большой диапазон элементов психической жизни и окружающей реальности, что определяется их способностью удовлетворять влечение. Здесь также представляется важным обратить внимание на то, что З. Фрейд рассматривает влечение как основу высоких душевных проявлений человека, что также позволяет рассматривать концепцию З. Фрейда в известной мере биологизаторской. Высшие устремления, по мнению автора, подчинены действию так называемого принципа удовольствия, при котором удовольствие возникает в результате снижения напряжения влечения (разрядки), тогда как ощущение неудовольствия становится следствием усиления раздражения и напряженности со стороны влечения. Таким образом, влечение, согласно концепции З. Фрейда, представляет собой совокупность энергии, которая своим источником имеет некоторой соматический субстрат и выражается в психических явлениях. В работе «Влечения и их судьбы» также представлено разделение влечений на две большие группы. Пока в этой работе З. Фрейд не сильно развивает тему этого разделения, скорее просто формулируя свои соображения по этому вопросу. Так, он обращает внимание на то, что влечения бывают самыми разнообразными, как и многочисленными. Первоначально, как предполагает З. Фрейд, они существуют разобщенно, после чего в какой-то момент объединяются в одно образование. Все влечения здесь разделяются на влечения, относящиеся непосредственно к Я, а также влечения эротического содержания (то есть влечения бессознательного, носящие преимущественно деструктивный характер). Влечения Я в этой работе только обозначены, но З. Фрейд развивает представления о них в последующих работах, где называет влечения Я также влечениями к самосохранению и относит к ним такие стойкие и весьма ригидные, в отличие от сексуальных, влечения, как стремление к власти, потребность в самоутверждении, в преодолении, а также психологические защитные механизмами Я, функция которых заключается в противостоянии побуждениям эротической направленности [5]. Влечениям сексуального характера З. Фрейд уделяет больше внимания, так как стремится обозначить сферу их действия. Он объясняет то обстоятельство, что в психоанализе наиболее разработаны именно сексуальные влечения, тем, что свои представления он берет из клинической практики, в которой чаще всегда сталкивался с психическими неврозами, основанными на проблеме с эротическими влечениями. Практическая деятельность предоставила З. Фрейду для осмысления только такой материал, в связи с чем другие виды влечений не могли быть обнаружены им. Однако З. Фрейд полон надежд на то, что в будущем, когда практика предоставит ему более разнообразные случаи расстройств, то он сможет распространить учение о влечении на другие сферы жизни субъекта [4, с. 95]. Надо отметить, что эта цель последовательно реализовывалась автором в процессе научной деятельности практически до самой смерти З. Фрейда. Центральной темой данной работы является обсуждение проблемы преобразования влечений в процессе жизнедеятельностичеловека. Развитие влечений З. Фрейд называет их судьбами, которое в конце этого развития приводит к формированию психологических механизмов, которые парадоксальным образом служат защитой от влечений. З. Фрейд перечисляет четыре основных пути развития влечений: сублимация, вытеснение, превращение в противоположность и обращение против собственной персоны. При определенных обстоятельствах, первоначальные влечения присоединяются к влечениям Я, наделяя их сексуальным содержанием. Здесь возникает первая судьба, или путь, по которому следует развитие влечений: сублимация, сущность которой заключается в том, что первоначальные объекты влечения могут легко замещаться, приводя к действиям, цели которых могут быть значительно изменены по сравнению с теми, которые были поставлены прежде. Механизм вытеснения возникает тогда, когда удовлетворение одной части психического аппарата субъекта привело бы к неудовлетворению другой части. Невозможность принести удовлетворение всей психике надо понимать как первое условие вытеснения нежелательного материала из сознания. Другим условием выступает развитие чрезмерно сильного мотива неудовольствия, которое по силе значительно превосходит мотив удовольствия от удовлетворения внутреннего побуждения, что понятным образом приводит к вытеснению. Сущность вытеснения можно свести к отклонению нежелательного психического содержания от сознания в сферу бессознательного. Другим механизмом защиты от влечений выступает превращение в свою прямую противоположность. Этот механизм включает в себя снижение активности влечения благодаря его переводу в пассивное состояние. При этом З. Фрейд особенно подчеркивает, что само по себе влечение не может быть пассивным, в нем всегда циркулирует высокоэнергичные импульсы. Поэтому, когда З. Фрейд говорит от пассивности влечений, надо понимать изменение степени активности целей влечения: при активной цели субъект стремится мучить и подглядывать за обнажением других людей (пример влечения, приведшего к развитию садизма и вуайеризма), при обращении цели в пассивную цель изменяется на желание страдать и испытывать боль самому, а также желать быть объектом наблюдения со стороны других людей. Помимо этого, превращение в противоположность включает в себя содержательную инверсию, которая содержится в превращении в противоположные по содержанию переживаемые чувства (отношения любви и ненависти). Последний рассматриваемый З. Фрейдом механизм развития влечений – обращение против собственной персоны – представляет собой изменение объекта при неизменной цели. В свете этого понимания мазохизм надо рассматривать как садизм, направленный не на другого человека, а на самого себя. Тот же самый механизм работает в случае с экгибиционизмом и вуайеризмом. Для того, чтобы продемонстрировать процесс превращения в свою полную противоположность с элементами инверсии активности в пассивность, З. Фрейд более подробно останавливается на анализе пар мазохизм-садизм и вуайеризм-эксгибиционизм. Субъект приходит к тенденциям к мазохизму в результате следующих трансформаций:
Причинение боли другому человеку или самому себе в изначальных целях влечения отсутствует. По З. Фрейду это приобретенное свойство влечения, которое направляется на насилие по отношению к другому человеку, закрепляется и затем запускается механизм развития влечения, направленный против самого субъекта. При вуайеризме и эксгибиционизме действие механизма обращения против собственной персоны и превращения в противоположность прослеживается более четко. Точно так же, как в случае садизма, изначально цель влечения выступает в активной форме – то есть направленной на желание подглядывать за другими людьми. После этого происходит отказ от объекта влечения, который заменяется самим собой: теперь субъект сосредотачивает на себе внимание, предпочитая разглядывать собственное тело, что приводит к стремлению быть разглядываемым другим субъектом. На третьем этапе этот субъект вводится, которому человек хочет демонстрировать себя и быть им разглядываемым. Разглядывания другого как активная цель также полагается как возникшая раньше пассивной цели быть разглядываемым, однако здесь З. Фрейд вносит одно отличие от ситуации с мазохизмом-садизмом. Перед формированием активной цели влечения существует еще один этап, который, строго говоря, не относится к процессу развития вуайеризма, но он встраивается в логику этого развития влечения. На ранней стадии развития влечение к разглядыванию воплощается в аутоэротической направленности, при которой собственный половой орган выступает как объект разглядывания. Развитие же вуайеризма начинается с того, что объект для разглядывания ищется во внешнем окружении. Детский аутоэротизм связывается З. Фрейдом с нарциссизмом, который и лежит в основе механизмов влечений обращения против собственной персоны и превращения в противоположность, так как при мазохизме происходит регрессия фиксации на нарциссическом объекте, то есть на самом себе. Так, он замечает, что «точно так же преобразование садизма в мазохизм означает возврат к нарциссическому объекту, тогда как в обоих случаях [то есть пассивного влечения к разглядыванию и мазохизма] в результате идентификации нарциссический субъект заменяется другим, посторонним Я» [4, с. 101]. Надо отметить, что З. Фрейд намечает лишь внешние контуры происходящих превращений и обращения против себя, но при этом не рассматривает в этой работе психологических механизмов, приводящих в действие процессы инверсии активности и обращения против самого себя. Можно заметить, что процессы активной и пассивной цели влечения, обращения против себя или против другого, сменяющие друг друга отношения любви и ненависти к одному и тому же объекту крайне неустойчивы. В любой момент может произойти та или иная трансформация, поскольку все эти возможности соседствует друг с другом в психике субъекта. Это положение представляется особенно важным, так как оно раскрывает многообразие и неоднозначность психического аппарата, его природную противоречивость, или, как говорит З. Фрейд, амбивалентность, которая присуща психике. Наилучшим образом амбивалентность психики прослеживается в отношениях любви и враждебности, которые может вызывать один и тот же объект привязанности. Привязанность не может быть всегда безоблачной и однонаправленной, выступающей всегда с одним и тем же знаком. Отношения со значимым близким неизбежно сопровождаются враждебными чувствами, точно так же, как враждебные отношения смягчаются симпатиями и привязанностью [3, с. 28]. Функционирование влечений происходит поэтапно. Сексуальные влечения связаны с удовлетворением, что метафорически З. Фрейд сравнивает их с извержением лавы (как довольно точную демонстрацию сексуального характера этих влечений). Всплески, извержения, отражают процесс развития влечения через моменты трансформации активности и пассивности, отношения к объекту и к самому себе. Превращение любви в ненависть З. Фрейд называет единственным вариантом трансформации влечения в его материальную, содержательную противоположность. Амбивалентность при этом состоит в том, что на один объект часто оказываются направлены эти две противоположные тенденции: любви и ненависти, которые тесно связаны с сексуальной жизнью субъекта. Сложно найти у З. Фрейда в представленной работе сколько-нибудь определенных представлений о любви и ее сущности, так как он пытается найти подход к ее объяснению через физиологические механизмы сексуального влечения, что надо признать научным, но приводящим зачастую к утрате сущности этого явления. Однако он предпринимает попытку определения существующих типов противоположностей любви, среди которых он выделяет:
Для объяснений выделенных противоположностей в любви, З. Фрейд обращается к трем основным полярностям, которые составляют сущность психической жизни:
Активность в субъекте развивается благодаря энергии влечения, пассивность проявляется по отношению к внешним раздражителям. Все три пары противопоставления вступают между собой в сложные взаимоотношения и переплетения. Как уже было отмечено, в начале онтогенетического развития, Я субъекта уже охвачено эндогенными органическими влечениями, которые, к тому же, оно может реализовывать в самом себе с помощью аутоэротического удовлетворения. Внешний мир при этом для субъекта практически не важен, он равнодушен к нему, что является предтечей будущей противоположности любви к самому себе, сопровождающейся равнодушием ко всему остальному. Поскольку влечения могут быть не только приятными, но и противоположные им, то возникает необходимость избавления от них, которое осуществляется за счет выталкивания неприятных влечений. Некоторые объекты из внешнего мира субъект вбирает в себя для получения удовольствия, а также избавляется от тех образований, которые приносят неудовольствие. Во взрослом возрасте такой субъект обладает вместо реального Я, наслаждающимся Я, смыслом жизни которого выступает получение наслаждения и избавление от всего, что препятствует этому наслаждению. Собственное удовольствие для такого субъекта стоит превыше всех иных интересов, а внешний мир интересует его только постольку, поскольку он способен служит его удовольствию. Безразличие к миру со временем, согласно представлениям З. Фрейда, модифицируется в восприятие его как враждебного, что является результатом отделения нежелательной части Я во внешнюю реальность. Таким образом, полярность любовь – безразличие соотносится с противопоставлением субъекта и объекта, то есть внешней действительности. Следующая противоположность любовь – ненависть связывается с диадой удовольствие – неудовольствие. Связь эта раскрывает в том, что если некоторый объект во внешнем мире выступает источником положительных ощущений, то субъект тянется к нему. В таком случае, говорит З. Фрейд, мы можем сказать, что любим этот объект, он обладает для нас необъяснимой притягательной силой. Если же, напротив, объект становится источником неприятных ощущений, страданий, боли, то в таком случае мы стремимся физически дистанцироваться от него, то есть по отношению к нему возникает антипатия, неприятие на основе неудовольствия, которое он вызывает. Обобщая, З. Фрейд приходит к мысли о том, что понятие любовь в широком понимании этого слова имеет отношение ко всему объекту, который дарует ему полное удовольствие. И затем любовь конкретизируется, закрепляясь за определенными сексуальными объектами. Здесь снова можно увидеть, как З. Фрейд повторяет свое предположение о существовании двух видов влечения: влечений Я и сексуальных влечений. Влечения Я нуждаются в положительных эмоциях, которые приносят удовольствие в широком значении. Можно предположить, что здесь идет речь о том, что другой объект любви и привязанности полностью принимает, выражает абсолютную симпатию и дружелюбие, которые способствуют сохранению Я (влечению к жизни). Эти влечения Я дополняются уже влечениями эротического свойства, отвечающими за реализацию сексуальной потребности и потребности продолжения рода. Довольно любопытно различие, которое З. Фрейд вносит в понятие любви и то, что он называет приматом гениталии, или, что более точно, приматом генитальности. Любовь – это комплексное аффективное переживание, связанное с первичным сексуальным катексисом объекта, характеризующееся эйфорическим и приподнятым настроением, экстазом. Во вторичном обретении объекта привязанности люди находят возможность исцеления личных травм прошлого, восполнения потерь и утрат, а также установления подлинной близости взамен утраченного слияния с первоначальным объектом привязанности. Надо особенно подчеркнуть, что такое понимание любви, которое служит сохранению стремления Я к жизни, к самосохранению, отличается от любви как удовлетворения сексуальных влечений. Под последним З. Фрейд понимает как раз примат генитальности, под которым сегодня, как замечают Э.Б. Мур и Д.Б. Фаин, понимают способность к достижению оргазма вне зависимости от уровня объектных отношений [3, с. 102]. Таким образом, у З. Фрейда можно найти некоторый аналог духовного чувства любви, который не связан со стремлением к удовлетворению сексуальных влечений. Особенно интересно такое понимание любви, если учесть, что это чувство изначально происходит из способности субъекта аутоэротически удовлетворять свои влечения с помощью собственных органов. Развитие чувства любви и ненависти происходит параллельно. Сначала каждый следует своим путем развития, после чего они сходятся в одной точке, связываясь посредством амбивалентности. Как было отмечено, в самом своем начальном виде любовь проявляется по отношению к самому себе нарциссически. Затем, по мере развития и расширения Я, оно входит во внешний мир, в котором встречает объекты, с помощью которых возможно достижение удовлетворения. Я движется навстречу этим объектам, присоединяя их к себе и поглощая при этом. На анальной стадии развития любовь проявляется в виде стремления к обладанию. При этом судьба объекта, которым субъект завладел, его не интересует, так как здесь любовь неотличимо связана с ненавистью. Любовь как противоположность ненависти возникает только на генитальной стадии развития. Ненависть полагается З. Фрейдом чувством более ранним, чем любовь, поскольку когда человек появляется на свет, он отторгает от себя раздражающий и неудобный внешний мир. Ненависть к миру изначально также связана с влечениями к сохранению Я. В частности, на анальной стадии влечения Я овладевают сексуальными влечениями, что приводит к тому, что ненависть становится целью влечения. Ненависть так тесно связана с любовью и так часто возникает по отношению к объекту любви в результате непреодоленных стадий развития любви. Также амбивалентность любви может быть объяснена здравыми рассуждениями со стороны влечения к самосохранению, которое, сообразовываясь с условиями реального мира и рационалистическими соображениями, отвергает объект любви. Здесь особенно четко можно увидеть, как ненависть связывается со стремлением Я к самосохранению, к жизни. Если для сохранения себя по тем или иным обстоятельствам необходимо отвергнуть объект привязанности, то это будет сделано из лучших соображений. Помимо этого ненависть также может приобретать сексуальный подтекст по причине того, что любовь регрессирует к анальной садистической стадии. В представленных идеях относительно взаимоотношений любви и ненависти в работе «Влечения и их судьбы» сложно усмотреть структурированные представления З. Фрейда о природе, особенностях развития этих взаимоотношений. Несколько поверхностно прослежен онтогенез развития любви на всех стадиях, не определены основные причины и механизмы изменения соотношений любви и ненависти, коротко, буквально в одном предложении изложены представления о проблемах, которые могут возникнуть в процессе развития любви и ненависти. Представляется, что в этой работе З. Фрейд только набросал множество разрозненных идеи относительно любви в жизни человека, которые в дальнейших работах получили свое развитие. Такая разрозненность и неупорядоченность объясняется сложностью феномена любви и ненависти, а также возможным недостатком отдельных клинических случаев, количество которых позволило бы обобщить и осмыслить накопленный материал. Однако в этой работе содержатся ключевые идеи относительно общего функционирования влечений, их развитий и которые вносят существенное понимание в работу психической жизни субъекта. Свою работу З. Фрейд завершает глобальным обобщением: «судьбы влечений состоят, в сущности, в том, что импульсы влечения подвергаются воздействию трех важных полярностей, господствующих в душевной жизни. Из этих трех полярностей активность/пассивность можно было бы назвать биологической полярностью, полярность Я/внешний мир – реальной, и, наконец, полярность удовольствие/неудовольствие – экономической» [4, с. 109].
Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|