Фрейд в «Недовольстве культурой» указывает на то, что, воспитывая молодняк, люди совершают ошибку, не рассказывая им, какое сильное влияние на них будет оказывать сексуальность, а также ограждая от знания об агрессивности человека. Ещё ошибка - формировать у молодого человека представление, что люди живут по этическим нормам, а потому и он должен жить так же.
Это приводит к формированию невротического чувства вины.
При вытеснении первичных влечений их либидонозные элементы превращаются в симптомы неврозов, а агрессивные компоненты- к чувству вины.
Формирование строгой совести не коррелирует напрямую с воспитанием, и нельзя сказать, что слишком строгое воспитание обязательно приводит к тому, что у ребенка формируется твердые моральные принципы, или наоборот...
При мягком воспитании у ребенка вполне может развиться очень суровая совесть. Излишне мягкий отец может способствовать формированию строгого Супер-эго у ребенка потому, что ребенку, окруженному любовью, некуда направить свою агрессию, кроме как на самого себя. С другой стороны, ребенок, воспитываемый совсем без любви, не испытывает никакого напряжения между Эго и Супер-Эго. Вся его агрессивность свободно направляется наружу, не испытывая никакого препятствия.
То есть, можно сказать, что совесть формируется при взаимодействии двух факторов: отказа от реализации первичных влечений (эрос и танатос) и воздействия окружения, которое побуждает направлять эти влечения внутрь себя.
Почему, интересно, ребенок, отказываясь от удовлетворения своих влечений, все равно испытывает чувство вины? Психоанализ предполагает, что совесть вырастает из Эдипова комплекса. Но если Эдип убил отца - его вина понятна. А если ребенок не убивает - почему тогда возникает вина?
Фрейд объясняет это так.
Вина в данном случае - результат конфликта амбивалентности: конфликта любви и ненависти. После того, как ненависть удовлетворена, любовь вступает в свои права, и наступает РАСКАЯНИЕ. "Преступник" идентифицируется с жертвой преступления или преступного намерения -эдиповым отцом, который наказывает за ненависть и устанавливает запрет на дальнейшее удовлетворение агрессивного влечения.
Следовательно, каждый раз при возникновении агрессии возникает чувство вины - и неважно, был ли агрессивный импульс в действительности реализован.
Супер-эго, подчиняющееся этическим требованиям общества, не слишком озабочено счастьем индивида. Оно повелевает, не спрашивая, может ли человек выполнить его требование (на самом деле, далеко не всегда может - власть индивида над Ид ограничена).
Это и рождает неврозы.
В таком случае задача терапии - конфронтация с этой структурой.