|
Некоторые размышления в защиту психоанализаАвтор статьи: Ольга Яковлевна Будникова
Некоторые размышления в защиту психоанализа. Все психологи стоят на плечах З. Фрейда. Он создал психотерапевтическую практику такой, какая она есть сейчас. Ввел в психотерапевтический процесс понятия, которые признаются практически всеми направлениями и школами современной психотерапии (перенос-специфические отношения между психотерапевтом и пациентом, без которых невозможна сколько нибудь эффективная психотерапия. Это правило сейчас фактически общепризнано; контрперенос, сопротивление), описал как обращаться с бессознательным человека на практике. Много критики вызывает понятие «эдипов комплекс». Цитирую М.М. Решетникова: «нужно сразу отметить, что эта идея у Фрейда носит достаточно метафорический характер, а ее некритическое, я бы сказал — вульгарно примитивизированное понимание и объяснение — исключительная привилегия горе-аналитиков и дикого психоанализа. Тем не менее, эта метафора достаточно точно отразила объективно существующие тенденции...». Критикам психоанализа в России нужно иметь в виду, что образ психоаналитика достаточно сильно искажен, даже скорее нарисован карикатурно (вспомним, "Анализируй это" и "Анализируй то"), поскольку в нашей стране психоанализ широкой публике известен в основном по фильмам, куда активно вмешиваются фантазии сценариста и режиссера. Что бы там ни говорили когнитивщики, бихевиористы и "гуманитарии", разочаровавшиеся в психоанализе, в начале все были психоаналитиками. Они тоже кое-что все-таки заимствовали у психоанализа. Психоанализ - это жесткий поведенческий тренинг для клиента. Его ставят в жесткие рамки:
Психолог добивается соблюдения этих правил. В противном случае некоторые клиенты, которые все время норовят (от слова «норов») сесть не в свое кресло, прийти не в свой день или час, будут ходить хороводом вокруг терапевта и замучают его до смерти. И именно в этом заключаются психологические проблемы клиента, именно от этого он и страдает в своей жизни. И если позволить и в кабинете психотерапевта играть в те же игры, то никакой помощи не получится. Именно это и имел виду З.Фрейд, вводя свои требования. Например, клиент звонит накануне вечером и клятвенно заверяет, что придет завтра. В 7.45 SMS “не смогу прийти». Что могло произойти в 7.45 утра? Скорее всего, «неохота идти». 4) плата за терапию должна быть существенной для кармана клиента. И это самый действенный способ мотивации и самомотивации, и, одновременно, самый спорный. Можно найти другой, но этот путь короче и эффективнее. Об этом подробнее. З. Фрейд постулировал что, «человек (по своей природе) отнюдь не добр, не честен и не морален; вовсе не имеет спонтанной любви к труду; самовлюблен (нарциссичен), гиперсексуален, склонен стремиться к удовольствию и избегать неудовольствия, хотел бы удовлетворять все свои желания и влечения, включая безнравственные и патологические. И это приводит нас к чрезвычайно важному выводу: мы становимся людьми в высоком смысле этого слова не столько благодаря, сколько вопреки своей природе, преодолевая в себе злое и аморальное начало, и налагая на себя нравственные ограничения; и это возвышает человека намного больше, чем паранаучный тезис о его природной моральности». И это главная претензия к психоанализу - мы решительно не хотим признавать это в себе.
Литература. 1. М. М. Решетников. Элементарный психоанализ: Восточно Европейский Институт Психоанализа. - Спб.: 2003.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|