Метафора психоанализа

Автор статьи: Гульнара Павлова

Метафора психоанализа   

    Постоянно сталкиваюсь с рассуждениями и фантазиями по поводу психоанализа людей, не имеющих собственного опыта его прохождения. Понравился кусочек из статьи  Томаса Огдена, в которой он приводит слова Борхеса."Можно написать тома, посвященные собакам, но до тех пор, пока человек не получит опыт общения с живой собакой, он так и не узнает, что такое собака.Собака есть собака, психоанализ есть психоанализ, "мир , к сожалению реален, я к сожалению , Борхес" ".

     В настоящее время много существует метафор, описывающих процесс психоанализа ( психоаналитического исследования). Захотелось познакомить вас с одной из них, по-моему, заслуживающей внимания.Она родилась в результате исследований ряда современных психоаналитиков: У.Биона, Д.Мельтцера, Т.Огдена, Г.Гренелла, Дж.Чивитарезе и др.

     И основная гипотеза для новой метафоры, что во время психоаналитического сеанса происходит сон ( работа сновидения, грезы, мечтания). По  предположению Биона сновидения (грезы) характерны как для состояния сна , так и для состояния бодрствования. Способность грезить (видеть сны), значит иметь действующую альфа-функцию, которая способна перерабатывать сенсорно-эмоциональные данные (бета-элементы) в альфа-элементы и , таким образом, по Мельтцеру, "сны вырастают до размеров самой ткани мысли, постоянной работы мозга и во сне , и в состоянии бодрствования, трансформирующей и ассимилирующей эмоциональный опыт".

     Человек, приходя со своей болью и страданием в терапию, не имеет достаточных возможностей для переработки , трансформации и интеграции эмоциональных переживаний, т.е. у него нарушена работа альфа-функции. И он способен только эвакуировать эти непереработанные переживания небезопасными способами. По словам Огдена, если прекращается псхологическая переработка опыта, то возникают расстройства : "психосоматические,перверзии, аутистическое замыкание на телесных ощущениях, "дезаффективные состояния", шизофреническое  "не-переживание". При этом прекращении психической переработки, мышление становится в основном операциональным".

     При недостаточной эмоциональной переработке (альфа-функция дает сбои) могут быть невротические симптомы, подобно прерванному сновидению, когда человек не способен вообразить (символизировать) свое эмоциональное переживание. Поэтому для коррекции  становится необходимой ,по словам Чивитарезе, встреча двух умов, двух сновидцев. В этом альянсе аналитик готов предоставить в распоряжение клиента собственную альфа-функцию или способность видеть сны.

     По мнению Огдена, "мечтания аналитика находятся в центре аналитического процесса и являются главным средством присоединения аналитика к воображению тех сновидений,которые пациент не может себе вообразить".В жизни ребенок передает матери " посредством нормальной проективной идентификации свои непостижимые для него переживания (бета-элементы). А мать собственной альфа-функцией оказывает воздействие на них , создавая альфа-элементы , которые возвращаются через материнский ( или отцовский) уход за ребенком" ( Гуч).

     И тогда целью психоаналитического процесса  становится " создание условий , при которых анализант ( с участием аналитика) обретает способность грезить неснящиеся и прерывающиеся сновидения ... увеличить способность пациента переживать как можно более широкий спектр человеческого  опыта" (Огден).

     Подведем итог сказанному. На мой взгляд, понятно это сделал Огден в своей статье " Такое искусство психоанализа.Сновидения неснящихся снов и прерванных слез".

     "Человек обращается за консультацией к психоаналитику, поскольку страдает от неведомой ему эмоциональной боли, не может грезить( то есть проделывать бессознательную психологическую работу) и настолько потрясен приснившимся, что это разрушает сам процесс сновидения. Если он не может грезить свой эмоциональный опыт, то он не может меняться, развиваться или становиться каким-то другим. Пациент и аналитик встречаются в экспериментальной психоаналитической ситуации, которая специально была разработана для того, чтобы создать условия, при которых анализант (с участием аналитика) обретает способность грезить неснящиеся и прерывающиеся сны. Сновидения, созданные пациентом и аналитиком, являются одновременно как их собственными сновидениями (и мечтаниями), так и сновидениями третьего субъекта, который одновременно является и не является пациентом и аналитиком.

     Пытаясь представить себе невообразимые и прерывающиеся сновидения пациента, аналитик настолько глубоко узнает пациента, что оказывается способен сказать пациенту нечто такое, что верно отражает сознательные и бессознательные переживания , в данный момент возникающие в аналитических отношениях. Слова аналитика должны использоваться пациентом для сознательной  и бессознательной психологической работы, т.е. для сновидения собственного опыта, в результате чего собственные грезы пациента о самом себе становятся более реальными".



Просмотров: 556
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Искаженная реальность: местечковые альфа-самцы и "богини"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Мандрагора" - от слова "мандраж". Опыт избавления от панических атак.
  • Осознанные сновидения. Грани "нормальности".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "дух времени" или "скука по деньгам пациента"?
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • "Ребенок" не существует. Этика психоанализа юного субъекта
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Алкоголик в семье или почему "горькая" становится "сладкой".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • "Без свидетелей" (История летчика Сергея глазами аналитика)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь