Чем юнгианский анализ отличается от психоанализа Фрейда?

Автор статьи: 404

Чем юнгианский анализ отличается от психоанализа Фрейда

Современная психология и психоаналитическая наука предлагают множество точек зрения, парадигм и направлений. Есть такие течения психологической науки, которые делают акцент в большей мере на работу с сознанием, например, когнитивно-поведенческая психотерапия. Что касается всех направлений психоаналитической работы, то в них фокус делается в первую очередь на бессознательных аспектах и проявлениях человеческой психики. Открытие Зигмундом Фрейдом бессознательного в начале XX века положило начало совсем иному виду психологической работы – глубинной работе с психикой, которая невозможна без признания существования бессознательного.

Фрейд, работая с пациентками, страдающими истерией, заметил, что в основе их симптомов лежали проблемы психосексуального характера. Из этого наблюдения со временем развилась фрейдовская теория о бессознательном, в центре которой лежит идея о течении сексуальной энергии – либидо и о том, что структура взрослой личности формируется в раннем детстве и напрямую зависит от того, как ребенок прошел стадии своего развития. Юнг на ранних периодах своей работы в психиатрии познакомился с трудами Зигмунда Фрейда, а позже и с самим Фрейдом. С 1907 г. они стали работать в тесном сотрудничестве,которое продолжалось 5 лет. Фрейд считал Юнга своим учеником и полагал, что он будет развивать его идеи и нести их в массы.

Но взгляды Юнга на бессознательное не в полной мере совпали с взглядами Фрейда и в 1912 году Юнг опубликовал работу «Психология бессознательного», в которой опроверг многие из идей Фрейда. Юнг не согласен был с тем, что сексуальность занимает центральное место в формировании неврозов и большее значение придавал коллективному бессознательному с его изначальными паттернами человеческого поведения – архетипами. Фрейд обвинял Юнга в мистицизме и в излишней субъективизации психики.

Психические процессы по Фрейду в большей степени объсяняются тем, как человек разрешил для себя основные детские конфликты на разных стадиях развития и тем, насколько свободно течет его сексуальная энергия и насколько полно он может получать удовольствие. Юнг полагал, что основным стремлением психики является развитие и что любой невроз, возникший у человека во взрослом возрасте, это не только не разрешенный в детстве конфликт, но и некий актуальный поиск души человека здесь и сейчас, которая хочет наиболее полно воплотиться и ищет смысла, не обязательно связанный с проблемами сексуальности. Юнг также большое внимание уделял архетипам и комплексам при взгляде на психику человека, которые можно сравнить с энергетическими центрами в психике человека, универсальными для ее природы.

Когда в современной жизни мы говорим "классический психоанализ" или "аналитическая психология К.Г. Юнга", то имеем в виду многочисленные теоретические отличия, из-за которых и разорвали свои отношения Фрейд и Юнг.

Но когда речь идет о методах работы в индивидуальной терапии, то можно говорить о том, что взаимопроникновение разных направлений психологической науки друг в друга настолько велико, что можно найти очень много общего в работе классических психоаналитиков, аналитических психологов, гештальт-терапевтов или эксзистенциальных психологов, невзирая на то, что каждый из представителей этих разных направлений опирается на различные теоретические концепции.

Что касается ответа на вопрос «Чем юнгианский анализ отличается от психоанализа Фрейда?», то в общих чертах можно сказать, что интерпретации юнгианского аналитика и классического психоаналитика в каких-то моментах будут отличаться. Юнгианский аналитик вряд ли будет интерпретировать текущие проблемы клиента в ключе его сексуальных желаний, скорее будет искать смысл в неврозе или некий архетипический сюжет, который задает то или иное течение невроза и возможности для трансформации или изменения этого архетипического сюжета. В классическом анализе клиент может ожидать большую опору на универсальность для человека психосексуальных конфликтов: каждый человек проходит определенные стадии развития, каждый сталкивается с разрешением одних и тех же проблем, структура психики и вид невроза обусловлены общими для развития человека закономерностями и тем, как конкретный человек разрешил основные человеческие конфликты в рамках полученного детского опыта. Психическая структура рассматривается как результат первоначальных дебютных шагов в шахматной партии согласно сравнению Фрейда.

В юнгианском анализе фокус скорее сделан на субъективном, которое обобщается до коллективных процессов: внутренняя реальность, воображение, тот контекст, в котором живет человек и которым мыслит, и своего рода “вписывание” этого контекста в нечто общее и универсальное для всего человеческого опыта – архетипических сюжетов — и есть то, что подлежит проработке, трансформированию, используется как ресурс анализа. Пожалуй, оба подхода имеют свои сильные и слабые стороны, но один идет как бы снаружи вовнутрь, а другой изнутри наружу.

Интересно посмотреть на эти теоретические подходы через призму   открытия Юнгом психологических типов. Юнг утверждал, что существуют две установки сознания – экстравертная (восприятие, в большей мере сконцентрированное на внешнем, опирающееся на объектный мир) и интровертная (восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира субъекта). Если думать о том, как на природу человека смотрели Фрейд и Юнг, то сложно не заметить того, как Фрейд в своих теоретических воззрениях в большей мере опирался на универсальность объективной реальности, того, какова реальность для большинства и искал объективные закономерности, по которым функционирует психика, в то время как Юнг фокусировался на внутренних смыслах, находя подтверждения существования внутренней жизни в накопленном человечеством опыте – мифологии, сказках, фолклоре. Оба взгляда на психику, безусловно, интересны и в чем-то дополняют друг друга, при этом не исключая и ракурсов иных теоретических концепций.

Многочисленные современные исследования выявили парадокс, который заключается в том, что психотерапия имеет хороший эффект и он никак не связан с направлением или методологической основой, в которой этот эффект достигается. Каждый современный клиент выбирает именно тот метод, который ближе его душе и индивидуальным особенностям. А также сложно игнорировать тот факт, что личность психолога является основополагающим фактором в работе. Ведь именно в контакте “Я-Другой” и в пространстве доверительных терапевтических отношений происходят истинные и глубинные изменения психики.



Просмотров: 695
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как мотивировать человека? Взгляды разных направлений науки.
  • Структура психики человека. Механизмы развития невротических расстройств
  • Эссе по работе З. Фрейда " Массовая психология и анализ человеческого «Я»"
  • Мысли о людях, столкнувшимися с утратами через анализ работы Фрейда "Скорбь и меланхолия"
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда «Структура психического аппарата. 1 и 2 топики»
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Остроумие и его отношение к бессознательному"
  • Нарциссизм сквозь призму психозов ( по работе Фрейда "Введение в Нарцизм", 1914)
  • От Фрейда и Юнга до педагога - психолога семимильными шагами.
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Обзор работы Фрейда "Психопатология обыденной жизни"
  • Теория развития психики. Краткое содержание 1 главы "Психика и ее лечение" Вейкко Тэхкэ
  • Эссе по работе З.Фрейда «Из истории одного детского невроза» (1918)
  • Туда, где Фрейд не гулял. Как устроено управление человечеством через его сексуальную природу.
  • Эссе по работе З. Фрейда «Психогенное нарушение зрения с позиции психоанализа»
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика»
  • Эссе к работе Зигмунда Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия"
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Печаль и меланхолия"
  • "Новый взгляд": к вопросу о формировании взглядов З. Фрейда на психику
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Положение о двух принципах психической деятельности"
  • Можно ли поменять близкого человека через работу с собой?
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Я и Оно"
  • Отличия скорби от меланхолии (по работе З. Фрейда "Скорбь и меланхолия", 1917).
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда «Бессознательное»
  • Основные точки анализа Доры (по работе Фрейда «Фрагмент анализа одного случая истерии»,1901-1925)
  • Читая Фрейда... "Человек с волками", эссе.
  • Как происходят желаемые изменения жизни человека в гештальт-терапии
  • Эссе по работе З. Фрейда «О правомерности выделения из неврастении «невроза страха»
  • Структура психики и схема формирования невроза
  • Психология. Структура психики. Основы психологии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь