Дора ( Ида Байер) с братом Отто
Согласно теории Фрейда, истерия зарождается в процессе инфантильной мастурбации, которая является одним из способов возврата вытесненного, как сны и дневные фантазии. Мастурбаторные фантазии позволяют осуществляться запретным инцестуозным желаниям, и пока невротик мастурбирует, невроз довольствуется этим. Но при абстиненции ( в отношении мастурбации) вытеснения начинают искать «соматическое содействие» и проявляться в виде симптомов «на теле» невротика. Задачей Фрейда было обнаружить и продемонстрировать Доре этот процесс, в чем он преуспел только частично.
Анализ опирается на два сновидения Доры, увиденные ею в конце прерванного ею лечения, в чем Фрейд усматривал «месть» -негативный перенос, который психоанплитик, оказавшийся в ловушке «знания», не сумел вовремя обнаружить.
Сны Доры были о свободе. В первом сне она видела отца, который спасал ее от «пожара» , будил и выводил из горящего дома, тогда как мать была озабочена спасением своей «шкатулки с драгоценностями» . Во втором сне Дора самостоятельно разгуливает по незнакомому городу, получает письмо от матери с разрешением вернуться домой, несмотря на самовольный отъезд, так как отец умер. Девушка отказывается от «мужской помощи», сама добирается домой. Ключевые слова второго сна: «лес», «кладбище», «вокзал», которые Фрейд соотнес с женскими гениталиями, «лестница» -символ оргазма, «большая книга» (тоже символ женских гениталий), откуда она может спокойно черпать необходимые для нее знания ( так как родители на кладбище). Отец умер, но она не печальна.
В первом сне Дора зависит от отца (а значит - от господина К. и Фрейда, на которого сделан перенос этих фигур), во втором – мужская (отцовская) фигура погибает, или ( молодой мужчина в городе) отвергнута. Остаются только женские фигуры - мать (на кладбище), которая олицетворяет и госпожу К, и, возможно, умершую сестру отца (здесь, напротив, умирает отец), и служанка (представляет уволенных гувернанток), которая символизирует женское унижение.
Первый сон – о зависимости от отца (и Фрейда), второй сон – о преодолении зависимости. Дора свободна, она прерывает анализ, «отомстив» мужскому в лице Фрейда, который делает ошибку, не разглядев гомосексуальной стороны влечений Доры. Но ошиблась и Дора. Если бы анализ продолжился, она смогла бы лучше понять свои влечения, и, возможно, сделать более точный выбор в жизни. Отомстив обидчикам, но не смогла уйти от проклятья «женской судьбы» в рамках патриархатного общества, хотя ей удалось понять, что она была лишь объектом обмена между мужчинами. Она повторила судьбу старательно вытесняемой ею матери – вышла за нелюбимого, болела, тосковала, бесконечно наводила чистоту.