|
Эссе по работе З. Фрейда «Толкование сновидений»Автор статьи: Татьяна Витальевна Фокина
Эссе по работе З. Фрейда «Толкование сновидений»
От поэтического и мистического - к научному пониманию сновидений Видимо, неслучайно З. Фрейд начинает свой труд о сновидениях с цитирования стихов Данте Алигьери. В своем трактате З. Фрейд еще неоднократно прибегает к цитированию поэтических строк о сновидении. Лирика сновидений – распространенный прием раскрытия внутреннего мира литературных героев, их глубоких эмоциональных переживаний. К этому приему прибегали писатели и поэты разных народов в разные времена. Еще задолго до открытий З. Фрейда, и вообще задолго до его рождения, и позже - под влиянием фрейдовских изысканий. Обычный человек, хотя бы немного знакомый с художественной литературой, легко припомнит примеры описаний сновидений писателями и поэтами героев их произведений. Сновидческая тематика в литературе как прием связывания субъективной переработки реальности на эмоциональном уровне указывает на то, что люди издавна связывали реальность и сон. Отражение переживаний реальности в сновидениях заметили не только мастера художественного слова. З. Фрейд отмечает внимание к области сновидений, начиная с древних времен. Вообще, от сновидений всегда ждали важных открытий, поэтому сновидениям посвящено огромное количество трактатов бытового, мистического, религиозного, физиологического характера, духовного характера. Свидетельством обыденного интереса к области сновидений являются и многочисленные сонники, «расшифровывающие» явившиеся во сне видения. Первобытные народы, а также христианские апологеты верили, что сновидения являются вестниками из сверхчеловеческого мира. В наивных представлениях разных племен и народов сон вырывает человека из реальной жизни. Но уже древние мыслители перешли от бытового толкования символов сна к научному исследованию природы сновидений и их связи с бодрствующим состоянием. Аристотель, Лукреций, Цицерон писали о том, что если что-то постоянно занимает ум человека, то это «что-то» возникает в виде сновидческого образа. Многие современники Фрейда указывали на взаимосвязь переживаний реальности, мечтаний, индивидуальных особенностей со сновидениями (Вейганд, Гаффнер, Мори, Иессен, Я. Г. Маасс и другие). Простая констатация факта о взаимосвязи реальности и сновидений и даже некоторые аспекты этой взаимосвязи определяет вывод З. Фрейда: очень мало человечество продвинулось в понимании значения сна для психики со времен античности. Всю новизну своего учения З. Фрейд видит в научном толковании сновидений и основанных на толковании выводах. Имеющие до сих пор научные теории объясняют природу сновидения, но не предполагают толкования, хотя и признают наличие некоторого смысла в сновидении. Научный дофрейдовский подход исключает толкование как невозможный для науки метод. Толкователями сновидений движет стремление удовлетворить человеческий интерес к этой стороне жизни. Но осуществляют толкование они на ненаучной основе, руководствуясь либо символическими сопоставлениями, улавливанием символического сходства сновидческого содержания и подходящей реальности, либо устоявшимися традициями. З. Фрейд соединил разрозненное. Он подчеркивает, что сновидение действительно имеет смысл. И возможен научный подход к его токованию. Поэтому З. Фрейд высоко оценивает свою теорию толкования сновидений – он полагает, что ему удалось отвоевать область сновидений у мистики и суеверий, обосновав и продемонстрировав на примерах, как сновидение связано с недоступными в реальности желаниями, фобиями, навязчивостями. Также З. Фрейд считал теорию толкования сновидений особым рубежом в своем творчестве, поворотным пунктом в психоанализе, шагом от психотерапевтического метода к глубинной психологии. Особенности изложения материала в «Толковании сновидений» Сам предмет для обсуждения – сновидения и их толкование – та область, которая предполагает наличие демонстративного материала, доказательных примеров. З. Фрейд для иллюстрации своих теоретических положений предлагает читателям анализ своих собственных сновидений и их интерпретации. Многочисленные примеры, описания, ссылки на разных авторов, их эмпирические материалы и обобщения составляют значительную часть трактата З. Фрейда. Сначала З. Фрейд характеризует выявленные в различных исследованиях и экспериментах закономерности работы сновидений. Потом он переходит к описанию своего метода толкования сновидений как элемента психоаналитической работы по преодолению неврозов. После изложения сути своего метода, З. Фрейд неоднократно возвращается к обозначенным закономерностям сновидений, которые важны для общих принципов толкования сновидений. Также он представляет свои выводы о психической сущности и значимых характеристиках сновидений, сделанных в результате научного толкования материалов сна пациентов, знакомых, своих собственных. Особенность его подхода к сновидениям - всему есть логичное объяснение, пусть оно не очевидно с первого взгляда. И З. Фрейд объясняет различные феномены и закономерности работы сновидений. Закономерности психики при сновидениях Особенности памяти во время сновидения Иногда бывает, что во сне человек знает больше, чем в реальности. Например, хорошо говорит на иностранном языке, в то время как в реальности с трудом может связать на нем несколько слов; легко оперирует специальной научной терминологией, в реальности не являясь специалистом в данной области. В сновидении может всплыть некогда виденная в журнале и давно позабытая картинка, слышанная цитата, как новая может прозвучать когда-то слышанная и забытая музыкальная мелодия. Можно познакомиться с привлекательной женщиной, которую когда-то видел в реальности, но не зафиксировал в памяти. Такие явившиеся во сне воспоминания о некогда воспринятых в реальности событиях и фактах, но совершенно стершихся из бодрствующей памяти, З. Фрейд называет гипермнестическими. Пример: человеку приснилось, что в ресторане он заказал блюда с незнакомым ему названием; однако выяснилось, что название этого блюда указано на плакате, мимо которого пациент ходит по нескольку раз в неделю. Наличие гипермнестических сновидческих воспоминаний о случающихся в повседневной жизни взрослого человека событий приводит к выводу, что один из источников материала для репродукции в сновидениях являются неосознаваемые впечатления. Глубина памяти в сновидении охватывает впечатления, которые не обладали психической ценностью, или утратили ее, или только затронули часть сознания. Поэтому и в сновидении и при пробуждении они воспринимаются как совершенно новые и незнакомые. Слишком интенсивные впечатления бодрствования не производятся во сне, как будто для того, чтобы возникнуть во сне, они должны отодвинуться на задний план. Этим объясняется, что близкие умершие снятся не сразу, а через некоторое время. Еще одной, причем, особенно непонятной, особенностью памяти в сновидении является выбор воспроизводимого материала. Сновидение использует не как в бодрствующем состоянии наиболее важное, существенное, а, наоборот, самое ничтожное и второстепенное. Это могут быть малозначащие обломки недавно пережитого, или далекого прошлого. А то, что в состоянии бодрствования переживается особенно глубоко и интенсивно, во время сна спрятано наиболее глубоко. Особенности работы памяти во время сновидения позволяют предположить, что сновидения вообще сводятся к воспоминанию. Побудительные причины сновидений. Один из занимающих науку вопросов – объяснение побудительных причин сновидений. Всегда ли они одинаковы или разнородны; какой важнее фактор – физиологический или психологический. Обобщая разные взгляды на эти вопросы, данные исследований, З. Фрейд выделяет четыре группы источников сновидений и дает им характеристику.
Можно сказать, что это и делает З. Фрейд, описывая психические закономерности сновидений при изложении своего метода. Психическим возбудителем сновидения, - полагает З. Фрейд, - является внутренний процесс из любого далекого периода, который освежается при получении свежих впечатлений последних дней, активизируется недавними впечатлениями. Источником сновидения может быть и свежее психически ценное переживание, или несколько свежих ценных переживаний, соединенных в единое целое. На дискуссионные вопросы о том, почему один и тот же физический или соматический раздражитель вызывает разные содержания сновидений; почему очень сильно искажается природа объективного чувственного раздражителя, З. Фрейд дает один ответ – главный побудитель сновидения психические процессы. Под влиянием внешних и внутренних соматических и физических источников сновидений психическая сущность сновидения нисколько не изменяется. Соматические и физические ощущения привлекаются спящим духом к актуальному психическому материалу сновидения, если способны к соединению с содержанием психического источника. О забывании и воспроизведении сновидений Люди привыкли к тому, что к утру сновидение исчезает. Оно может сохраниться в памяти, но сопровождается впечатлением, что сохранилось не целиком, что ночью его содержание было значительно богаче, подробнее, живее. Но бывает, что сновидение очень долго остаются в памяти, человек может отлично помнить сон, привидевшийся двадцать, тридцать лет назад. Феномены забывания сновидений и их сохранения в памяти З. Фрейд сопоставляет с процессами запоминания и забывания в бодрствующем состоянии. Чтобы запомниться, впечатления должны не появляться в отдельности, иметь между собой какую-либо связь и зависимость. В своем большинстве композиции сновидений лишены связности и осмысленности. Сновидениям недостает вспомогательных средств для запоминания. Дополнительным обстоятельствам для забывания является то, что бодрствующее внимание при пробуждении активно направляется на реальность. Забыванию сновидений способствует и то, что большинство людей не обращает внимания на то, что им сниться (кто больше интересуется сновидениями, легче их запоминает). Важный феномен воспоминаний сновидений наяву - дополнение сновидений. Сами по себе сновидения фрагментарны, обрывочны; даже самый искренний человек не в состоянии передать испытанного в сновидении. Стремление человеческого разума к последовательности и связанности столь велика, что бессвязные сновидения невольно дополняются до логичного и последовательного сюжета имеющимся психическим материалом. Наша память, - замечает Ф. Фрейд, - не приспособлена для запоминания сновидений. А то, что воспроизводится памятью, на самом деле – смесь сновидческих образов, бессознательных фантазий, и нормального бодрствующего мышления, заполняющих пробелы. Впечатление чуждости сновидений Часто собственные сновидения воспринимаются как нечто совершенно чуждое, порожденное не собственной душой, а посторонним вмешательством. Такое впечатление обусловлено различие бодрствующего логического и сновидческого образного восприятия. Даже абстрактные мысли во сне превращаются в наглядные образы. Причем образы эти соединяются самым парадоксальным, противоречивым, порой, абсурдный образом. Сон как бы уничтожает самостоятельность субъекта, субъект воспринимает себя как пассивного наблюдателя, которому «показывают» картинку. Субъект в это время не властен над самим собой, он не может подвергнуть воспринимаемые образы тестированию реальностью. Во время сна притупляется интеллект, снижаются этические и моральные чувства, стыдливость. Трудно представить, чтобы в бодрствующем состоянии человек вел себя так, как иногда во сне – распущенно, аморально. Впечатление чуждости собственного сновидения, как и процесс его забывания, показывает какая огромная пропасть разделяет состояния бодрствования и сна. Восприятия сновидения как реальности Еще одной характерной чертой сновидения во время самого «просмотра» является ощущение реальности происходящего. Субъект во время сна испытывает те же эмоции, что и в реальности, реагируя на воспринимаемый образы. В своем воображении человек испытывает зрительные, слуховые, тактильные ощущения. Он принимает решения, совершает действия, то есть в воображении осуществляет ту же психическую работу, что в бодрствующем состоянии. От впечатлений сновидения могут возникнуть реальные физиологические эффекты (выделение пота, учащение сердцебиения). Иногда во сне возникает дополнительное ощущение, что это не реальность, а сон. Но чаще нет различия между восприятием реальности и сновидения. Понимание, что «это был сон» возникает только при пробуждении. Теории сновидений З. Фрейд группирует многочисленные теории сновидений в три больших класса.
Метод толкования сновидений Цель, материал и условия для толкования сновидений По мнению З. Фрейда для научного толкования сновидений не подходят сны от литературных героев или от неизвестных лиц. Научное толкование возможно только в рамках психоаналитического лечения, то есть в свете изучения неврологических симптомов пациента. Хотя нельзя отрицать, что в сновидениях образы могут обретать самые причудливые фантастические формы, всегда можно обнаружить связь сна с реальными переживаниями. В то же время было бы ошибочным полагать, что эта связь лежит на поверхности и легко выявляема. Напротив, ее приходится отыскивать с большим трудом из-за того, что человек часто не помнит, чтобы снившееся ему имело аналоги в реальности. Опыт работы с пациентами, которые сообщали З. Фрейду все свои мысли и чувства по поводу определенного вопроса, в том числе и сновидения, показал, что сновидение может быть заключено в психологическую цепь. В общей картине неврологической патологии пациента оно выступает как симптом, поэтому к нему можно применять те же методы толкования, что и к симптому. Здоровый и нормальный для человека физиологический и психологический акт – сон – для невротического (или психического) больного обретает искажения. Собственно и вся психика при невротической (психотической) патологии также искажается, но не утрачивает своих обычных функций. Невозможно трактовать сновидение другого человека, если он не желает выяснить бессознательные мысли, скрывающиеся за образами его сновидений. Для толкования сновидений от больного требуется две вещи: усиленное внимание к воспоминаниям и устранение критики. В общем-то, от этого зависит не только успех толкования сновидений, но и успех всего психоанализа. Свободные от критики воспоминания дают материал для аналитика, открывают путь к бессознательным процессам. При обычном размышлении человеку свойственно критически оценивать возникающие мысли, тут же отбрасывать мелкие, «ненужные», «неважные». Для психоанализа нужны освобожденные от критики мысли, воспоминания, чувства. Некоторые (в том числе, наставник З. Фрейда Й. Брейер) использовали гипноз для расслабления пациентов. По мнению З. Фрейда метод свободных ассоциаций также способен снять критическую деятельность мышления. А сновидения по своей природе освобождают сознания от контроля разума. При засыпании «нежелательные представления» прорываются наружу, ослабевает сопротивление. Поэтому нежелательный для критического бодрствующего ума материал становиться желательным для психоаналитического толкования. Собственно и вся задача толкования сновидений подчинена более общей цели – подготовить разрешение более трудной и сложной проблемы психологии неврозов. У разных пациентов один и тот же образ может открывать совершенно разные мысли. Поэтому единственный путь к дешифровке символов сновидений – их рассмотрение совместно со свободными ассоциациями. Последовательность в толковании сновидений Сначала в качестве объекта внимания нужно брать не все сновидение в целом, а лишь его отдельные элементы. Неопытному пациенту трудно сопоставлять целостное сновидение с другим психическим материалом. Отдельные же части сновидения легко порождают мысли, которые З. Фрейд называет «задними мыслями». То есть мысли со скрытым смыслом, который раскрывается через возникающие от сновидческого образа ассоциациями. Научившись толковать элементы сновидения, пациент вместе с аналитиком может трактовать сновидение в целом. Также для толкования сновидений применим и самоанализ. Научившись снимать критичность будничного мышления, быть искренним, открытым, откровенным с самим собой, человек может сам видеть скрытый в сновидении смысл сновидческих образов со своими психологическими переживаниями. В качестве примера З. Фрейд приводит подробный анализ своего собственного сновидения и его интерпретации. Выводы из психоаналитических толкований сновидений Сновидение есть осуществление желаний Подход к сновидениям как элементу работы психического аппарата, а к толкованию сновидений как элементу раскрытия работы психики приводит к некоторым значимым для психоанализа выводам. Важнейший вывод: Сновидение – осуществление желания. Интерпретации ряда сновидений в ходе психоаналитической практики настолько явно показали, что в сновидении субъект осуществляет неприемлемые для бодрствующего сознания желания, что З. Фрейд выражает удивление, почему к этому выводу не пришли раньше. З. Фрейд приводит примеры удовлетворения во сне разных потребностей – в жажде, в еде, связанных с нежеланием идти в какое-либо место, в свободе от детей, в заботе о детях, в развлечениях, сладостях, в мести, в любви, в сексе, эстетические потребности. На сложность сновидения не оказывает влияния возраст. З. Фрейд отмечает, что иногда у детей бывают очень сложные для понимания сновидения, а у взрослых инфантильные. Однако открытая истина оставляет много важных для понимания психической жизни вопросов. Почему осуществленное в сновидении желание облекается в причудливую форму? Откуда проистекает материал, перерабатываемый в сновидении? Какие изменения претерпевают мысли при пробуждении? Может ли сновидение научить субъекта чему-то новому относительно внутренних психических переживаний? Является ли осуществление желаний общей чертой всех сновидений или присуще только некоторым? Как объяснить с точки зрения осуществленных в сновидении желаний сновидения со страшным или отвратительным содержанием? З. Фрейд полагает, что любое сновидение связано с осуществлением желания, даже то, чье содержание на первый взгляд не представляет никакой ценности для желаний. Отвечая на последний вопрос, он напоминает об искажениях, образности, косвенных путях, которым идет сновидение. В сновидении человек не в состоянии дать соответствующего выражения своим мыслям. Сновидение становится понятным, когда при толковании оно связывается с контекстом психической жизни субъекта. Искажения сновидений и осуществление желаний Там, где осуществленное желание скрыто, искажено, имеется тенденция противоположная желанию. Именно эта тенденция искажает желания в сновидении, так что желания вообще не видны, а само сновидения кажется либо бессмысленным, либо неприятным вплоть до сильных отрицательных чувств. Таким образом, и в сновидении проявляется способность психики притворяться, «иметь второе лицо», считаться с принуждением со стороны большей силы. В сновидении психика, также как и при бодрствовании, боится цензуры. З. Фрейд делает важный для процесса толкования сновидения вывод: Искажения исходного желания – попытка сновидения обойти цензуру, найти доступ к сознанию. Так, недозволенное цензурой желание завуалировано страшным или отвратительным содержанием. Сновидения истериков особенно отличаются завуалированностью смысла содержания, т.к. у них цензура более строга, чем у людей без психоневротических симптомов. Интересно, что пациенты обычно яростно восстают против утверждения о том, что сновидение есть всегда осуществленное желание. Иногда невротики даже видят сновидения, где важным желанием является, чтобы психоаналитик (или другое значимое в тот период лицо) оказался не прав. Только после приведения убедительных доказательств и продвижения в ходе своего психоаналитического лечения они начинают признавать справедливость такого вывода. Пример толкования сна «без желания»: пациентке приснилось, что умер младший сын ее сестры (некоторое время назад в реальности умер старший сын сестры). Женщина возражала, что ее сон содержит желание, ведь не могла же она быть столь плохой, чтобы желать смерти племяннику. При анализе выяснилось, что на похоронах старшего сына сестры присутствовал женатый мужчина, который очень нравился пациентке; таким образом, во сне проявилось желание снова в обоснованной ситуации увидеть этого мужчину. Завуалированность и искажения желаний в сновидениях у невротиков объясняются также тем, что при психоневрозах неосуществление одного желания означает исполнение другого. Еще одна причина искажений, достаточно очевидная – сокрытие нежелательных фактов. У каждого человека есть желания, которые он скрывает от другим, и желания, в которых он не признается даже самому себе. С учетом рассуждений о цензуре З. Фрейд уточняет формулировку сущности сновидений: сновидение представляет собой скрытое осуществление подавленного, вытесненного желания. Оценка содержания сновидений Опыт толкования сновидений пациентов приводит З. Фрейда к выводу, что в сновидении нет ничтожного или бессмысленного или второстепенного. Все содержание сновидения наполнено психологическим смыслом. При толковании часто бывает, что на первый план выступает какой-то один смысл, а другие детали сначала воспринимаются как малозначащие, как бы дополнительные. Однако продолжая анализ одного и того же сновидения, можно заметить, что сначала отброшенные детали также отражают впечатления бодрствования. Более того, нередко бывает так, что на первый план выступает какая-то менее значимая деталь, в сновидении она принимает более яркий образ. Безразличное впечатление в сновидении связывается с психически ценным и как бы покрывает его. Это также результат искажающей деятельности сновидения - сновидческой цензуры. Происходит смещение акцента, которое нередко можно наблюдать и в бодрствующей жизни. Например, когда старая дева обращает свои нежные чувства на животных, старый холостяк становится страстным коллекционером, а солдат своею кровью защищает кусок материи, называемой знаменем. В сновидениях невротиков тот материал, который был индифферентным при получении впечатлений, в результате смещения приобретает психическую ценность важного материала. То, что действительно оказалось индифферентным не может быть воспроизведено в сновидении. Имеется множество примеров, когда мнимо невинные детали сновидения при толковании оказались серьезнейшим психическим материалом, приводит к очень ценным для пациента открытиям. Таким образом, весь материал сновидений представляет собой ценность для психоаналитического толкования. Инфантильные переживания и сновидения Непосредственные инфантильные переживания в сновидениях можно встретить в двух видах: когда во сне взрослый человек видит себя маленьким и когда взрослому человеку снятся сны, которые снились ему в детстве. Такое инфантильное содержание сновидения, по мнению З. Фрейда, достаточно легко для толкования, поскольку имеются прямые отсылки к периоду детства и тревожащих в этот период проблем. Также инфантильная тематика часто проявляется при толковании сновидений. Через ассоциации со своим «взрослым» сном, человек начинает вспоминать примеры из детства, важные для интерпретации привидевшегося. З. Фрейд отмечает, что чем глубже человек проникает в анализ сновидений, тем чаще он нападает на следы переживаний детства. Обсуждая инфантильную тематику, З. Фрейд делает вывод, вполне логичный для его научного мировоззрения: в любом сновидении, даже толкование которых на первый взгляд кажется исчерпывающим, содержатся мысли, простирающиеся к раннему детству. Этот вывод основан на том, что многие впечатления детства остаются на протяжении всей жизни. И особенно свежи они у невротиков. Таким образом, благодаря анализу сновидений можно проникнуть в глубины психики, которая берет начало в детском периоде развития. Для толкования сновидений в целом важным моментом является понимание того, что детские желания эгоистичны по своей природе, не знающие иного интереса к другому человеку, кроме как основанному на удовлетворении своего «я». Типические сновидения Наряду с индивидуальными оригинальными неповторимыми сновидениями имеется несколько типичных сновидений, которые снятся, если не всем, то очень многим людям. И если особенные сновидения можно истолковать только опираясь на индивидуальный контекст жизни и переживаний пациента, то типические сновидения отражают общую человеческую природу и культурные традиции. К типическим сновидениям З. Фрейд относит: а) Сновидения о наготе (отражение присущих людям цивилизованных культур стыдливости и смущения, а также подавленные эксгибиционисткие наклонности, желание недозволенного); б) Сновидения о смерти близких людей в двух вариантах – без чувств утраты и скорби и с переживанием скорби как в реальности. Сновидения первой разновидности означают смещение с каких-то других желаний. Сновидения второй разновидности возобновляют бессознательные инфантильные желания эгоистичного ребенка причинения вреда своим близким – братьям и сестрам как конкурентам за любовь родителей, родителям, фрустрирующим эдипальные импульсы ребенка (чаще всего снится смерть родителя одного пола с субъектом, если у субъекта нет нарушений психосексуального развития). в) Сновидения об экзамене, обычно сопровождающееся страхом провала, отражает переживания людей из-за ответственности. Ответственность сопряжена с возможностью не справиться, оказаться несостоятельным в глазах других, вероятностью негативного оценивания. Близким по типической смысловой наполненности к сновидениям об экзамене является г) сновидение об опоздании на поезд. д) Сновидения о зубной боли (выпадении зубов) З. Фрейд связывает с инфантильными представлениями о «зубастой вагине», т. е. страхом полового контакта. е) Полеты во сне отражают детскую любовь к подвижным играм, вызывающем особое телесное ощущение легкости, парения, связанные с инфантильными сексуальными переживаниями. ж) сновидения о падении отражают эмоции страха, а у женщин символизируют страх поддаться эротическому побуждению. Другие типические сновидения – о пожаре, о плавании, о хождении по узким улицам. На все типические сновидения накладывает отпечаток индивидуальность субъекта и своеобразие его конкретной жизненной ситуации. Сексуальная тематика в сновидениях З. Фрейд не был бы собой, если бы обошел сексуальность при рассмотрении сновидений. Он отмечает, что большинство сновидений взрослых имеет в своей основе сексуальный характер. Никакие инстинкты во время детства не претерпели такого гнета как сексуальные. Иногда в сновидениях эротическая тематика проявляется напрямую – субъект видит сны эротического характера. Но часто сексуальные мотивы и побуждения замаскированы другими образами. Даже за внешне невинными сновидениями при действительно глубоком анализе обнаруживаются сексуальные желания самого неожиданного свойства. Варианты сексуальной тематики, в том числе замаскированной: сновидения о связи с матерью, гомосексуальные импульсы, сновидения о родах, о половом контакте. Символика сновидений Толкователи-любители широко пользуются символами для составления сонников. З. Фрейд пишет о возникающем искушении составить новый сонник, основанный на психоаналитическом знании о повторяющихся в сновидениях разных людей образов. Подтверждение возможности этого – общие для людей символы, закрепленные в культурных стереотипах, мифах, фольклоре, пословицах и поговорках, в языке. Аргументом против является пластичность психического материала, индивидуальность использования символов субъектом в своих снах. Символ может проявиться в сновидении не в символической, а в прямой форме, в другой раз субъект может воспользоваться чем угодно в качестве символа. Все же можно указать на некоторые наиболее употребительные группы символов, что полезно для начинающего толкователя сновидений. Король и королева обозначают родителей, а принц и принцесса – самого субъекта; продолговатые предметы, длинные и острые орудия служат символом мужского полового органа; коробки, ящики и другие емкости, а также ландшафты – символом половой сферы женщины; лестница или раздавливание – символом полового акта; стол и постель – символы брака. Работа сновидения Помимо содержания сновидения, важны мысли, срывающиеся за содержанием. Именно из скрытого содержания толкователь извлекает разрешение сновидения. Мысли и содержание сновидения предстают как два пласта содержания, или как перевод с одного языка на другой. Содержание – как бы язык иероглифов, которые нужно перевести на язык мыслей. Для правильного перевода важно понимать процессы, которые происходят при сновидении. Их З. Фрейд уже называл в ходе рассмотрения разных тем, однако рассматривает еще раз в специально посвященной работе сновидения главе. Процессы: сгущение (сильная сконцентрированность мысле-образов); смещение (замена одного другим); разнообразие средств изображения и их сочетаний; абсурдность сочетания элементов; своеобразие аффектов (то, что при бодрствовании может вызвать сильный аффект, в сновидении воспринимается совершенно спокойно, а незначимое для бодрствующего сознания событие в сновидении может сопровождаться сильнейшим аффектом); вторичная обработка (к содержанию сновидения при его изложении добавляется психический материал, повышающий связность сюжета сновидения). Сновидение способно превращать представления в чувственные образы. Задача толкователя сновидений – перевести чувственные образы на язык представлений и довести до сознания субъекта. Заключение В своем объемном труде З. Фрейд рассматривает разнообразные аспекты феноменологии, психической сущности, закономерностей сновидений. В «Толковании сновидений» в полной мере проявляется стремление З. Фрейда соединять теорию и практику. Теоретические положения он выдвигает и разъясняет таким образом, чтобы они могли найти практической применение человеку, взявшемуся толковать сновидения. Конкретные примеры материалов сновидений, полученные из практики, подтверждают и иллюстрируют выводы, которые благодаря практическим примерам воспринимаются как обоснованные, достоверные, работающие. Таким образом, фундаментальный труд З. Фрейда приоткрывает завесу над тайнами мира сновидений. Источник:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|