|
Анализ фобии пятилетнего мальчика (маленький Ганс): анализ текстов ФрейдаАвтор статьи: Моисеева Эльвира
Маленький Ганс – необычный пациент З.Фрейда, это ребенок-дошкольник, психоаналитиком которого по факту являлся собственный отец. Фрейд же выступал руководителем данного анализа и лично разговаривал с ребенком всего лишь один раз.
Отец Ганса, будучи приверженцем идей Фрейда о детской сексуальности, изложенных раннее в «Трех очерках о сексуальности», записывал свои наблюдения о сексуальной сфере сына, начиная с его неполных трех лет, и отправлял Фрейду. Фрейдом двигало «желание получить более прямым и коротким путем доказательства» наличия детской сексуальности и ее влияния на последующую жизнь: «Разве невозможно изучить ребенка, во всей свежести, те его сексуальные побуждения и желания, которые мы у взрослого с таким трудом должны извлекать из-под многочисленных наслоений?»
Основополагающие сюжеты:
Из данных сюжетов можем сделать вывод, что сексуальность Ганса прежде всего аутоэротична, но отец Ганса сделал ряд заметок о том, что сексуальность Ганса направлена и на внешние объекты. Он с обожанием смотрит на дочек коллеги отца, называет их «мои девочки», с трепетом обнимает 5-летнего кузена и признается ему в любви, влюбленно следит за соседской девочкой, когда она возвращается из школы. Когда Гансу было 4,5 года семья на лето переехала в деревню, там было достаточно много детей разного возраста, и он ведет себя как взрослый влюбленный, однажды даже сказав матери, что хотел бы один раз поспать с это девочкой.
Однажды Фрейд получил не просто заметки отца Ганса о его сексуальном развитии, а материал к истории болезни. У мальчика развилось нервное расстройство, а именно боязнь, что его укусит лошадь. Из-за данного страха мальчик боялся выходить на улицу, и всякий раз просил его вернуть обратно к маме. Вместе с тем, мальчику снились тревожные сны, связанные с тем, что мама ушла, пропала, что он остался без нее. Когда мальчик просыпался от этих страшных снов, плакал, мама его брала к себе в постель. Так же мальчик не просто боялся выходить на улицу, но и боялся, что лошадь придет к нему в комнату. Очевидно, что под страхом мальчика кроется вытесненное эротическое влечение. Но это под запретом (мама ведь сказала, что это неприлично, свинство). Страх мальчика трансформируется в боязнь лошади, и мы помним, что Ганс выражал предположение, что у мамы wiwimacher такой же большой, как и у лошади. Лошадь и мама как бы слились в одну фигуру. Он боится, что лошадь может прийти в комнату – этот страх связан с мастурбацией перед сном, кастрационный комплекс не проявившейся сразу, приобрел форму страха сейчас. Внутриличностный конфликт в виде одновременного желания, влечения, возбуждения и страха является бессознательным, что порождает фобию. Но остался вопрос, чего именно боится Ганс, только ли того, что доктор отрежет ему wiwimacher? Фрейд договаривается с отцом мальчика, что тот скажет мальчику, что «история с лошадьми – это глупость и больше ничего. На самом деле он болен от того, что слишком нежен с матерью и хочет, чтобы она брала его к себе в кровать. Он теперь боится лошадей, потому что его так заинтересовал wiwimacher у лошадей. Он сам заметил, что неправильно так сильно интересоваться wiwimacher, даже своим собственным, и это совершенно верно» и будет просвещать Ганса в сексуальной теме, рассказав при удобном случае о том, что у матери, Анны и других девочек пениса нет.
После того, как отец интерпретирует страх мальчика, говоря о том, с чем именно он связан, наступает более спокойный период, мальчик не противится прогулкам, но у него появляется навязчивое желание смотреть на лошадей: «Я должен смотреть на лошадей, тогда я их боюсь». Сначала мне показалось, что здесь ошибка в переводе, и на самом деле должно быть: «Я должен смотреть на лошадей, тогда я их не боюсь». Этот механизм мне более понятен – похоже на иллюзию контроля, я смотрю в глаза страху, он под контролем, я в безопасности. Но, если все-таки довериться переводу и предположить, что версия «Я должен смотреть на лошадей, тогда я их боюсь» верна, то, вероятно, это про необходимость испытывать страх, что в этом есть нечто приятное, притягательное, ведь под ним, как мы помним, кроется эротическое влечение. Далее мальчик переносит острое инфекционное заболевание и оказывается на 2 недели прикованным к постели. После этого его фобия сильно усилилась. На одной из прогулок с отцом, Ганс делает акцент, что лошадь может укусить за палец, на что отец обращает внимание Ганса, что его страх вовсе не про лошадь, а про wiwimacher, который нельзя трогать руками. Ганс находит связь между тем, что он трогает ночью wiwimacher и усилением его фобии. Возможно, получив информацию от отца о том, что у матери нет пениса, он решает, что ей его уже отрезали, и это так же усиливает страх. Отец на очередной прогулке, рассказывает Гансу о том, что женщины не имеют wiwimacher, мальчик воспринимает эту новость недоверчиво. Его фобия ослабевает ненадолго, но после того, как его на прогулку ведет мать, он снова испытывает большой страх, на следующий день со страхом на лице признается в том, что он трогал wiwimacher, все это сопровождалось фантазиями про мать «она показала мне свой wiwimacher». То есть, можно сделать вывод, что интерпретации отца о том, что причина его страха не лошадь, а излишняя нежность с матерью и мастурбация, возможно лишь отчасти сняла напряжение Ганса, но фобия так и не прошла. Более того, этот симптом возобновился после появления новой прислуги (с которой он играл в лошадку и грозил ей тем, что ей придется раздеться – то есть эротическое влечение очевидно к ней), так же его выхода в город с матерью. Крайне важны для анализа заметки отца о том, что Ганс боится крупных животных, а с мелкими чувствует себя хорошо, а так же эпизод с фантазией о жирафах: измятый жираф и большой жираф, который стоял в стороне и кричал, был недоволен тем, что Ганс взял измятого, потом Ганс сел на измятого жирафа и большой замолчал. Параллель, которую показывает нам Фрейд, очевидна – большой жираф это отец, смятый жираф – это мать. Отец всегда проявлял недовольство, когда мать брала Ганса в постель, но не смотря на это, он все же оставался и отец замолкал. И это нас наталкивает на мысли о соперничестве Ганса с отцом, о желании занять его место и обладать матерью – все то, чем характерен Эдипов комплекс, так же мы можем предположить, что объектом страха на самом деле является не мать, а отец. Вместе со страхом у мальчика есть трудно переносимое чувство вины (ведь в своем представлении он свергнул отца, победил его) и желание быть наказанным (именно поэтому, мальчик толкает отца в живот, провоцируя ответный шлепок). Эти идеи были озвучены Фрейдом Гансу, когда он пришел на прием вместе со своим отцом: «Затем я объясняю ему, что он чувствует страх, перед отцом, потому что он любит мать. Он мог бы думать, что отец за это на него зол. Но это неправда. Отец его все-таки сильно любит, и он может без страха во всем ему сознаваться…». Фрейд попал в цель, на обратном пути Ганс спрашивает у отца: «Разве профессор разговаривает с богом, что он все может знать раньше?». После данной интерпретации у мальчика начались изменения в лучшую сторону. Дав новую жизнь вытесненным представлениям, а так же получив возможность осознать и проговорить отцу (убедившись в том, что отец не злится на него и продолжает любить) то, что в нем борется враждебность, желание его смерти (восстанавливая логику появления фобии, появляется воспоминание о том, что большая лошадь, которая упала и умерла) и любовь к отцу, страх перед отцом и страх за отца, страх перед лошадьми отступал. Ганс стал проявлять в игре агрессию по отношению к отцу: кусал его, шаловливо противостоял, что тоже является подтверждением того, что отца-лошадь он боялся все меньше и наконец, произошла идентификация с отцом (игра в то, что он сам и есть лошадь, подтверждает это). Данный случай является:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|