Анализ фобии пятилетнего мальчика (маленький Ганс): анализ текстов Фрейда

Автор статьи: Моисеева Эльвира
  1. Описание клинического случая:

 

Маленький Ганс – необычный пациент З.Фрейда, это ребенок-дошкольник, психоаналитиком которого по факту являлся собственный отец. Фрейд же выступал руководителем данного анализа и лично разговаривал с ребенком всего лишь один раз.

 

Отец Ганса, будучи приверженцем идей Фрейда о детской сексуальности, изложенных раннее в «Трех очерках о сексуальности», записывал свои наблюдения о сексуальной сфере сына, начиная с его неполных трех лет, и отправлял Фрейду. Фрейдом двигало «желание получить более прямым и коротким путем доказательства» наличия детской сексуальности и ее влияния на последующую жизнь: «Разве невозможно изучить ребенка, во всей свежести, те его сексуальные побуждения и желания, которые мы у взрослого с таким трудом должны извлекать из-под многочисленных наслоений?»

 

Основополагающие сюжеты:

 

  • Первые заметки отца связаны с тем, что у Ганса появился интерес к собственному половому органу, который они в семье называли «wiwimacher». Мальчик интересовался, есть ли у мамы wiwimacher, на что получает утвердительный ответ. Так же обращает внимание на то, что он есть и у животных (у льва, собаки, лошади), и его нет у стола и стула, то есть wiwimacher – это то, что отличает живое от неживого. Сексуальное любопытство носит естественный характер, не вызывая у ребенка неловкость, стыд, страх.
  • Интерес мальчика к половому органу носит и практический характер, мать замечает, что он прикасается к нему. Мать припугнула Ганса тем, что позовет доктора, который ему отрежет wiwimacher и ему нечем будет делать Но мальчик ответил невозмутимо «Моим popo», что указывает на отсутствие «кастрационного комплекса» и чувства вины в силу маленького возраста.
  • Сексуальный интерес Ганса по большей части направлен на родителей, он спрашивает их о наличии wiwimacher у них, и полагает, что раз они большие, то и у них wiwimacher большой, как у лошади.
  • В семье Маленького Ганса рождается еще один ребенок, его младшая сестра Анна. Мальчику в этот момент 3,5 года. Не смотря на то, что мальчику дали ложную информацию о том, как появляются дети, он правильно сопоставил стоны во время родовой деятельности своей матери и приход аиста: «Сегодня, наверное, придет аист». Приход врача, необычное поведение родителей, его чрезмерное внимание к сосудам с кровью и замечание о том что из его wiwimacher кровь никогда не течет – всё это указывает на то, что в его голове ведется бурная деятельность, фантазии о том, как все происходящее связано с приходом аиста и половыми органами.
  • Полгода Ганс привыкал к тому, что он у родителей не один, проявлял ревность. Позже стал нежным, но уверенным в своем превосходстве – в том числе и в том, что его wiwimacher больше, чем у сестры. Причем, он не находя на теле Анны wiwimacher не делает умозаключение об его отсутствии (ведь wiwimacher в его картине мира – признак всего живого, да и ранее мама подтверждала наличие wiwimacher у себя), мысль о том, что у Анны wiwimacher мал, но вырастет, когда будет расти она его вполне устраивает.
  • Примерно в этот же период Ганс впервые начинает рассказывать о своих снах о девочках, с которыми он играл в Гмундене раньше, делает акцент на том что он «совсем один с Марикой». Интерес к сексуальной сфере является таким же естественным: он просит дорисовать жирафу wiwimacher, наблюдает, что у лошади wiwimacher так же внизу как и у него самого, раздевает куклы и смотрит, есть ли у них wiwimacher, придумывает игру, будто делает wiwi, но на самом деле он уединяется и обнажает свои пенис, имитируя мочеиспускание.

Из данных сюжетов можем сделать вывод, что сексуальность Ганса прежде всего аутоэротична, но отец Ганса сделал ряд заметок о том, что сексуальность Ганса направлена и на внешние объекты. Он  с обожанием смотрит на дочек коллеги отца, называет их «мои девочки», с трепетом обнимает 5-летнего кузена и признается ему в любви, влюбленно следит за соседской девочкой, когда она возвращается из школы. Когда Гансу было 4,5 года семья на лето переехала в деревню, там было достаточно много детей разного возраста, и он ведет себя как взрослый влюбленный, однажды даже сказав матери, что хотел бы один раз поспать с это девочкой.

  • Еще один важный сюжет произошел в тот же период в деревне. Во время ежедневной процедуры купания, Ганс обращает внимание матери на то, что она не трогает его пенис, интересуется причиной этого. На что мать довольно резко отвечает «Потому что это свинство». Ганс рассмеялся и сказал, что это приятно. Фрейд описывает этот сюжет как попытку совращения матери.
  • После предыдущего сюжета стали появляться изменения в поведении мальчика – он стал просить отвести его делать wiwi туда, где его не увидят подруги, но при этом ему снятся сны, что эти подруги помогают ему делать wiwi – снимать штанишки и доставать пенис. Вероятно, что дело мы имеем с вытесняемым желанием, удовольствием от того, что кто-то наблюдает за тем как он делает wiwi.
  • Ганс впервые признает разницу между мужскими и женскими половыми органами. Во время очередного купания Анны, он смеется, называя wiwimacher красивым, он уже не говорит о том, что он маленький и вырастет вместе с тем, как будет расти она.

 

  • Основные моменты анализа

Однажды Фрейд получил не просто заметки отца Ганса о его сексуальном развитии, а материал к истории болезни. У мальчика развилось нервное расстройство, а именно боязнь, что его укусит лошадь. Из-за данного страха мальчик боялся выходить на улицу, и всякий раз просил его вернуть обратно к маме. Вместе с тем, мальчику снились тревожные сны, связанные с тем, что мама ушла, пропала, что он остался без нее. Когда мальчик просыпался от этих страшных снов, плакал, мама его брала к себе в постель. Так же мальчик не просто боялся выходить на улицу, но и боялся, что лошадь придет к нему в комнату.

Очевидно, что под страхом мальчика кроется вытесненное эротическое влечение. Но это под запретом (мама ведь сказала, что это неприлично, свинство). Страх мальчика трансформируется в боязнь  лошади, и мы помним, что Ганс выражал предположение, что у мамы wiwimacher такой же большой, как и у лошади. Лошадь и мама как бы слились в одну фигуру. Он боится, что лошадь может прийти в комнату – этот страх связан с мастурбацией перед сном, кастрационный комплекс не проявившейся сразу, приобрел форму страха сейчас. Внутриличностный конфликт в виде одновременного желания, влечения, возбуждения и страха является бессознательным, что порождает фобию. Но остался вопрос, чего именно боится Ганс, только ли того, что доктор отрежет ему wiwimacher?

            Фрейд договаривается с отцом мальчика, что тот скажет мальчику, что «история с лошадьми – это глупость и больше ничего. На самом деле он болен от того, что слишком нежен с матерью и хочет, чтобы она брала его к себе в кровать. Он теперь боится лошадей, потому что его так заинтересовал wiwimacher у лошадей. Он сам заметил, что неправильно так сильно интересоваться wiwimacher, даже своим собственным, и это совершенно верно» и будет просвещать Ганса в сексуальной теме, рассказав при удобном случае о том, что у матери, Анны и других девочек пениса нет.

 

После того, как отец интерпретирует страх мальчика, говоря о том, с чем именно он связан, наступает более спокойный период, мальчик не противится прогулкам, но у него появляется навязчивое желание смотреть на лошадей: «Я должен смотреть на лошадей, тогда я их боюсь». Сначала мне показалось, что здесь ошибка в переводе, и на самом деле должно быть: «Я должен смотреть на лошадей, тогда я их не боюсь». Этот механизм мне более понятен – похоже на иллюзию контроля, я смотрю в глаза страху, он под контролем, я в безопасности. Но, если все-таки довериться переводу и предположить, что версия «Я должен смотреть на лошадей, тогда я их боюсь» верна, то, вероятно, это про необходимость испытывать страх, что в этом есть нечто приятное, притягательное, ведь под ним, как мы помним, кроется эротическое влечение.

            Далее мальчик переносит острое инфекционное заболевание и оказывается на 2 недели прикованным к постели. После этого его фобия сильно усилилась. На одной из прогулок с отцом, Ганс делает акцент, что лошадь может укусить за палец, на что отец обращает внимание Ганса, что его страх вовсе не про лошадь, а про wiwimacher, который нельзя трогать руками. Ганс находит связь между тем, что он трогает ночью wiwimacher и усилением его фобии. Возможно, получив информацию от отца о том, что у матери нет пениса, он решает, что ей его уже отрезали, и это так же усиливает страх.

            Отец на очередной прогулке, рассказывает Гансу о том, что женщины не имеют wiwimacher, мальчик воспринимает эту новость недоверчиво. Его фобия ослабевает ненадолго, но после того, как его на прогулку ведет мать, он снова испытывает большой страх, на следующий день со страхом на лице признается в том, что он трогал wiwimacher, все это сопровождалось фантазиями про мать «она показала мне свой wiwimacher». То есть, можно сделать вывод, что интерпретации отца о том, что причина его страха не лошадь, а излишняя нежность с матерью и мастурбация, возможно лишь отчасти сняла напряжение Ганса, но фобия так и не прошла. Более того, этот симптом возобновился после появления новой прислуги (с которой он играл в лошадку и  грозил ей тем, что ей придется раздеться – то есть эротическое влечение очевидно к ней), так же его выхода в город с матерью.

Крайне важны для анализа заметки отца о том, что Ганс боится крупных животных, а с мелкими чувствует себя хорошо, а так же эпизод с фантазией о жирафах: измятый жираф и большой жираф, который стоял в стороне и кричал, был недоволен тем, что Ганс взял измятого, потом Ганс сел на измятого жирафа и большой замолчал. Параллель, которую показывает нам Фрейд, очевидна – большой жираф это отец, смятый жираф – это мать. Отец всегда проявлял недовольство, когда мать брала Ганса в постель, но не смотря на это, он все же оставался и отец замолкал.  И это нас наталкивает на мысли о соперничестве Ганса с отцом, о желании занять его место и обладать матерью – все то, чем характерен Эдипов комплекс, так же мы можем предположить, что объектом страха на самом деле является не мать, а отец. Вместе со страхом у мальчика есть трудно переносимое чувство вины (ведь в своем представлении он свергнул отца, победил его) и желание быть наказанным (именно поэтому, мальчик толкает отца в живот, провоцируя ответный шлепок). Эти идеи были озвучены Фрейдом Гансу, когда он пришел на прием вместе со своим отцом: «Затем я объясняю ему, что он чувствует страх, перед отцом, потому что он любит мать. Он мог бы думать, что отец за это на него зол. Но это неправда. Отец его все-таки сильно любит, и он может без страха во всем ему сознаваться…». Фрейд попал в цель, на обратном пути Ганс спрашивает у отца: «Разве профессор разговаривает с богом, что он все может знать раньше?». После данной интерпретации у мальчика начались изменения в лучшую сторону. Дав новую жизнь вытесненным представлениям, а так же получив возможность осознать и проговорить отцу (убедившись в том, что отец не злится на него и продолжает любить) то, что в нем борется враждебность, желание его смерти (восстанавливая логику появления фобии, появляется воспоминание о том, что большая лошадь, которая упала и умерла) и любовь к отцу, страх перед отцом и страх за отца, страх перед лошадьми отступал. Ганс стал проявлять в игре агрессию по отношению к отцу: кусал его, шаловливо противостоял, что тоже является подтверждением того, что отца-лошадь он боялся все меньше и наконец, произошла идентификация с отцом (игра в то, что он сам и есть лошадь, подтверждает это).

Данный случай является:

  • ярким примером Эдипова комплекса,
  • доказательством наличия детской сексуальности,
  • примером того, как вытесняемый страх, являясь частью внутриличностного конфликта, становится фобией,
  • иллюстрацией того, как работает психоанализ.

           

  • Глоссарий
  • Эдипов комплекс – сексуальное влечение к родителю противоположенного пола, желание свергнуть, победить родителя своего пола; а так же ненависть и любовь к родителю своего пола, испытываемые одновременно.
  • Фобия – страх, который соотносится с конкретным объектом, но часто этот объект является всего лишь заместителем источника страха, который вытесняется (страх лошади, на самом деле, был страхом отца).
  • Страх – внутреннее ощущение опасности, не имеющее конкретного объекта.
  • Либидо – в узком смысле - сексуальная энергия, в более широком смысле – психическая энергия, энергия жизни.
  • Вытеснение – защита, направленная на удержании представления, связанного с влечениями, в бессознательном.
  • Внутриличностный (внутренний/психический) конфликт – противоречивые желания внутри субъекта. Конфликт может быть осознаваемым, явным: желание не соответствует принципам, моральным нравам человека (например, влечение замужней женщины к другому мужчине), а может быть скрытым, тогда противоположенные стремления могут проявляться в оговорках, во снах, в «случайных» действиях, а так же в различных симптомах, которые пациенты предъявляют в виде жалоб (соматические реакции, проявление характера и т.п.)
  • Влечение – состояние телесного и эмоционального возбуждения, связанное с напряжением и направленное на какой-то объект или несколько объектов.

 



Просмотров: 458
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • История про мальчика, который хотел просто сидеть, или на самом ли деле мамы знают лучше?
  • «Маленький Ганс» под прицелом
  • Отец и мать для ребенка после развода
  • Может ли мальчик любить мальчика
  • Страх, страх, страх.. УЖАС! Фобия??? Я боюсь делать МРТ!!!
  • Отец, который Есть.
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Влияние отца на жизнь дочери. Отец как внутренняя опора.
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.2
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.1
  • Отец-тиран в жизни мальчика
  • Стресс. Ганс Селье, Метла и Крыски.
  • "Коли есть отец да мать, так ребенку благодать" или о психологии отцовства.
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • История про мальчика и страх остаться без мамы
  • Депрессия у ребенка или история одного мальчика, потерявшего отца.
  • Сказки Ганса Христиана Андерсена, написанные про себя
  • Мальчик-подросток и отец: сложности взаимоотношений и необходимость отцовской поддержки
  • Роль отца в развитии мальчика или зачем нужен папа.
  • Как воспитывать мальчика без отца
  • Мать и отец: воспитание ребенка
  • Мать-Отец-Ребенок / Мужчина и Женщина.
  • Я хочу убить свою мать, и выйти замуж за своего отца. Комплекс Электры
  • Семь правил, как воспитывать мальчика без отца.
  • Отец-алкоголик как живое свидетельство того, что мир жесток и несправедлив
  • Как сообщать ребенку о смерти близкого (отец/мать, дедушка/бабушка, брат/сестра).
  • Пять признаков того, что вы испытываете страх перед отношениями.
  • Кому ты служишь, мама? «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
  • Биопсихологическая теория девиантного поведения Ганса Юргена Айзенка
  • Проблемы переедания: не такая мать, не такой отец.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь